Журнал ФЕРМЕР
Предложить свою тему
Крестьяне очень консервативны и это не случайно. Их столько раз обманывали и использовали в своих целях, что они никому не верят. Это касается не только далеких 30-х годов прошлого столетия, когда за счет эксплуатации крестьян была проведена индустриализация страны, но и начала нынешнего века, когда декларировались различные меры государственной поддержки, а потом выяснилось, что на эти цели у государства денег нет. И хотя в последние годы, как федеральная, так и региональная власть четко выполняют все свои обещания, доверие крестьян к власти в полном объеме завоевать не удалось.
На прошедшем совещании Губернаторов ЦФО о перспективах сельского хозяйствах в своем докладе рассказала заместитель директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Ольга Владимировна Башмачникова. В тексте ее выступления содержится актуальная и полезная информация, приведены интересные цифры, сделаны серьезные акценты на будущее сельского хозяйства в целом. Мы предлагаем вам ознакомиться с тезисами из доклада.
 
Если обратиться к данным всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, то мы увидим - 92% занятых в сельской местности – это субъекты малого предпринимательства и личные подсобные хозяйства. Перепись 2016 внесет свои коррективы. Однако кардинально картина не поменяется.
Согласно данным на долю КФХ и ЛПХ приходится производства 50% продовольствия, а вместе с субъектами малого предпринимательства – 62%.
 
В 2015 году малые формы хозяйствования произвели:
86 % картофеля
82 % овощей
52 % молока
29% мяса
70% фруктов
 
Наиболее динамичным сектором являются фермерские хозяйства. В 2015 году, как и в прошлые годы, они показали наивысшие темпы роста производства молока - 6,1 процент.
Только у фермеров растет поголовье числе коров - за период с 2008-2015 гг. оно увеличилось в 2 раза или на 584,6 тыс. голов. Овец и коз у фермеров в 2 раза больше, чем в сельхозорганизациях.
В 2015 году при сокращении урожая зерновых на 1 млн. тонн, фермеры увеличили производство зерна на 900 тыс. тонн. В целом урожай в фермерских хозяйствах составил 26,4 % от всего сбора зерна. (27,5 млн. тонн)
50% прироста подсолнечника, также пришлось на фермеров - доля КФХ в общем производстве достигла почти одной трети.
По картофелю – это ¼ прироста (прирост по отрасли 2,1 млн. тонн, а у фермеров 500 тысяч тонн).
По овощам 50% прироста приходится на КФХ. (Общий прирост – 600 тыс. тонн, из них у фермеров – 300 тысяч тонн или половина прироста.)
Темпы роста производства в фермерском секторе за последние десять лет в 1,6 раза выше, чем по отрасли. Только в 2015 году рост производства у них составил более 8% в сопоставимых ценах (так 27%) , тогда как в целом по отрасли – 3%.
Это – реальный вклад в наращивание производства, это и есть импортозамещение.
Почему мы говорим о резервах роста?
Во-первых - 2 млн. товарных ЛПХ – могут перерасти в крестьянские фермерские хозяйства, увеличив объем производимой продукции. Уже сегодня 70% участников программы Начинающий фермер – выходцы из ЛПХ. Расчеты показывают, что при должном государственном регулировании совокупная численность КФХ семейного типа может быть доведена до 500 тысяч уже к 2020 году. И надо добиться, чтобы эта задача стала государственной.
Во-вторых, ЛПХ могут оставаться подсобными хозяйствами, обеспечивая собственную доходность и товарность продукции через членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах или интеграцию с опорными фермерами, приобретая при этом дополнительные стимулы для сохранения сельского образа жизни.
В-третьих, при определенных условиях, связанных с развитием сельской инфраструктуры, предоставлением или строительством жилья, а также созданием благоприятного климата для микро и малого предпринимательства, в село для ведения бизнеса и сельского образа жизни могут приехать городские жители.
Создание условий для ведения предпринимательской активности предполагает возможность как производства, так и реализации продукции.
Проблемы со сбытом фермеры традиционно называют в числе наиболее серьезных проблем. Это вновь подтвердил опрос, проведенный накануне 27 съезда Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств - 70% опрошенных фермеров отметили, что они испытывают трудности с реализацией.
Даже в условиях санкций и действующих курсах валют малый производитель не может реализовать продукцию по адекватной цене. Основная часть выручки приходится на долю посредников, переработчиков, торговли.
К примеру, закупочная цена молока равна стоимости ретробонусов торговых сетей – (19-20 рублей\19-20 рублей), в которые отдельному малому производителю просто не попасть. Не говоря уже о вознаграждениях ретейла и сроках расчета за продукцию.
Что же нас ждет, когда отменят санкции и стабилизируется курс рубля? Есть серьезная угроза в том, что в страну снова будет поступать дешевый импорт и существующая система торговли и выстроенные с использованием бюджетных средств оптово-распределительные центры будут реализовывать более дешевый импортный товар.
Недопустимо с точки зрения государственных задач не создать за отпущенный благоприятный временной период инфраструктуру хранения, переработки и сбыта сельхозпродукции, направленную на продукцию, произведенную малыми формами хозяйствования.
Важнейшим инструментом сбыта становится альтернативная кооперативная система движения продукции от поля до прилавка, которая позволит собрать продукцию, выращенную пайщиками, сохранить ее, подработать или переработать, а также реализовывать, в том числе через систему собственных кооперативных магазинов на выгодных для пайщиков условиях.
Строительство оптово-распределительных центров. В программе ОРЦ участвуют крупные девелоперы и ретейлерские сети, которые будут окупать потраченные ресурсы за счет снижения закупочных цен или роста стоимости услуг для малых производителей.
Считаем – средства, выделенные на данную программу, должны быть частично перераспределены на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, с одной стороны, и на строительство агрологистических центров малой мощности с другой.
Продолжать реализацию программы ОРЦ имеет смысл только в случае, если ее параметры и порядок субсидирования будут пересмотрены:
-снижены критерии масштабности до 5000 тонн,
-предусмотрено авансирование затрат на объекты малой мощности,
-размер субсидирований увеличен до 40% для объектов малой мощности,
-возможен кооперативный принцип организации ОРЦ.
-по объектам малой мощности сняты требования по проведению госэкспертизы.
 
Первоочередная задача – консолидация товарных партий в районах, где непосредственно производится сельхозпродукция.
Приоритетом должно стать создание именно низовых, небольших сельских районных агрологистическх центров, созданных либо самими малыми сельхозтоваропроизводителями, либо на кооперативной основе предпринимателями, живущими на селе и пользующимися доверием граждан.
О программе господдержки сельскохозяйственной потребительской кооперации - объемы ее финансирования должны быть значительно увеличены. В этом году выделено 900 млн. руб. на всю Россию – это мизер. Те же начинающие фермеры, личные подсобные хозяйства должны иметь возможность сбыта своей продукции через кооператив. Это позволит перевести произведенную МФХ продукцию в товарную, а субъектам Федерации собрать налоги в бюджет.
Важным звеном в создании логистической цепи движения продукции от поля до прилавка МФХ является возможность кредитования субъектов малого предпринимательства, которые, реализуя проекты, должны иметь доступ, как к инвестиционным, так и долгосрочным кредитам.
Сегодня пришло время, когда в России нужно разработать и реализовать Долгосрочный Национальный приоритетный проект по развитию сельских территорий. Нацпроект 2006 года дал свои результаты. В этот период было создано порядка 6000 кооперативов, личные подсобные хозяйства прекратили сбрасывать поголовье. Однако 3-летнего периода было недостаточно для закрепления полученных результатов.
Новый национальный проект должен быть направлен на создание нормальных социальных условий для проживания в сельской местности и условий для ведения предпринимательской активности, что позволит в короткие сроки нарастить число рабочих мест и обеспечить работой и средствами к существованию основную массу селян по месту их проживания.
Решение этой задачи станет реальным вкладом не только в решение проблемы стабильного обеспечения страны продовольствием, но и в спасение и возрождение российской деревни.
На наш взгляд, критерии эффективности развития территории обязательно должны включать критерии роста количества субъектов малого предпринимательства на сельской территории, а также учитывать динамику миграционных процессов.
 
Пресс-служба АККОР
XXV cъезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) открылся 21 февраля в Москве. Обсудить экономическую эффективность и социальную значимость семейных фермерских хозяйств собрались более 800 делегатов из 80 регионов страны, а также министр сельского хозяйства Николай Федоров, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, а также делегации крестьянских союзов и объединений Германии, США, Казахстана, Беларуси, Финляндии.
25 сентября министр сельского хозяйства Волгоградской области провел пресс-конференцию, на которой подвел предварительные итоги уборочной кампании текущего года и рассказал об наиболее значимых задачах и проблемах сельскохозяйственной отрасли.
Волгоградский регион посетил заместитель Минсельхоза России О.Н.Алдошин. Он принял участие в совещании по вопросам эффективности государственной поддержки, которое состоялось 12 апреля в региональном Правительстве под председательством вице-губернатора - председателя Правительства Волгоградской области О. В. Керсанова.

назад 1 2 3 4 5 6 далее