Подписаться на новые статьи
Проблемы и перспективы выращивания амаранта
22 апреля 2020

Проблемы и перспективы выращивания амаранта


Давно известная истина, что «новое – это хорошо забытое старое», имеет силу и для агрономического крестьянского дела, суть которого сводится к возделыванию культурных растений.


Суровая действительность сегодняшнего дня вынуждает сельских товаропроизводителей обращаться к неизвестным культурам, руководствуясь понятием – лишь бы они имели «спрос на рынке».
Но «спрос на рынке» чаще всего является лишь неким отзвуком, часто рекламной акцией мало связанной с возможностями крестьян и тем более с культурой производства и потребления выращенного продукта. Поэтому неплохо перед освоением новой культуры иметь хотя бы приблизительные сведения об использовании ее в прошлом. Одной из таких культур является амарант.


Земледелие на континентах Америки зародилось в глубине веков, то есть около 10-12 тыс. лет до новой эры. О том, как происходил переход от простого собирательства дикорастущих культур к их возделыванию, ученые узнают в основном по археологическим находкам и наскальным рисункам древнейших людей.
В текущем году научная общественность всего мира, в первую очередь биологи, отмечают 100-летие со дня публикации об открытии Н. И. Вавиловым закона гомологических рядов в наследственности культурных растений и учения его о центрах происхождения культурных растений на нашей планете (по Вавилову Н. И. – «на Шарике»). Он выделил очаги происхождения различных культур, несколько из них располагаются на территории Южной Америки.
В высокогорной части этого очага он отмечает 5 видов культур – эндемов, которые использовались местным населением на зерно. Из зерновых культур Вавиловым Н. И. здесь выделено два вида лебеды – кинао, амарант хвостатый, боливийский люпин и культура Lepidim enmexenii Waep (по-индейски – мака).
В настоящее время существует множество источников современной информации о той или иной культуре. Однако сведения о роли амаранта и других зерновых культур были бы неполными, если не привести редчайшую информацию, которая впервые появилась в СССР в начале 70-х годов, когда Академия наук СССР выпустила в свет в Ленинграде в серии «Литературные памятники» объемистое сочинение на русском языке Инки Гарсиласо де ла Вега «История государства инков».

Об этой книге Н. И. Вавиловым не мог что-либо узнать, хотя труд, индейца-инки, был напечатан в Лиссабоне уже в 1609 году. Он содержит огромное количество информации, в том числе и по вопросам сельского хозяйства, земледелия и производства. Однако перевод с древнеиспанского языка на современные языки, впервые на русском, был сделан лишь в конце 60-х годов ХХ столетия. В этом древнем манускрипте помещены 23 рисунка земледельческого календаря инков, привязанных к европейским месяцам года. Год начинался с августа – времени вспашки полей, сентябрь считался временем посева кукурузы, октябрь – временем охраны посевов от птиц и молитвы к дождям. Декабрь – время посадки картофеля, январь – время рыхления почвы в посевах, февраль, март, апрель – время охраны кукурузы от хищения и потравы. Май – время жатвы кукурузы. Июнь – время уборки картофеля, июль – время уборки и поставки в хранилища урожая картофеля и кукурузы.


Как следует из старинного календаря инков – главными культурами у них были кукуруза и картофель. Кукуруза или маис были у них хлебом. Кукуруза выращивалась двух видов: твердый маис и мягкий. Описываются способы помола и рассева муки из маиса, а также рецепт приготовления пищи (сары).
На втором месте после маиса индейцы ставят культуру кинуа (по-испански – мелкий рис), «потому что цветом и зерном она напоминает немного рис». Аналогичные сведения о рисовой лебеде из Перу и Боливии встречаются и сейчас. Однако в русской транскрипции она названа квиноа. Отмечается, что эта культура и сейчас выращивается в Андах на высоте до 400 м. Проявляют интерес к этой культуре сейчас в Германии и некоторых других странах Западной Европы.


В книге ученого Инки Гарсиласо де ла Вега имеется описание самого растения под индейским названием кинуа, заставляющее думать, что культура, о которой более, чем 400 лет назад писал Инка Гарсиласо де ла Вега, все-таки не лебеда и не амарант. Приведем описание в изложении автора: «Растение, на котором она (кинуа) растет, очень похожа на петуший гребешок, как стеблем, так и листьями, и цветком, в котором и бывает кинуа. Молодые листья едят в своих кушаньях индейцы и испанцы, потому что они вкусные и очень полезные. Они едят зерно в своих супах, приготовляемых многими способами».


Отмеченное описание никак не может относиться ни к лебеде, ни к амаранту. Зато оно как нельзя лучше подходит к растению из рода Celosiа семейства амарантовых. Среди 60 видов этого рода в культуре встречается вид целозия петуший гребень, имеющая соцветие, напоминающее петушиный гребень.
Отечественное издание «Жизнь растений» сообщает: «Сходство с последним (петуший гребень) является результатом срастания широко фасциированных ветвей соцветия. В эпоху Возрождения петуший гребень был завезен в Западно-Европейские ботанические сады. Сейчас имеется много декоративных сортов с соцветиями различных форм, размеров и окраски. Подчеркивается, что листья широко используются на питание в качестве зелени, а из семян вырабатывается целозиевое масло. Можно допустить, что индейцы разных народностей инков под общим названием кинуа, как зерновой хлебной культуры, называли группу хозяйственно полезных растений семейств маревых и амарантовых. Таким же образом у русского народа существует всем понятное название «посевы хлебов», включающее пшеницу, рожь, ячмень и другие зерновые.


Кроме рисовой лебеды – киноа в высокогорных провинциях для приготовления муки, крупы и хлебных изделий инки выращивали другую лебеду – каньяуа, а также амарант хвостатый (по-индейски кичунча) и петуший гребень аргентинский под тем же названием кинуа. Инки, населяющие юг Мексики, в провинциях, где не росли кукуруза и фасоль, возделывали, как зерновую культуру, другой вид белосеменного амаранта под названием хуаутли, два вида лебеды и некоторые другие растения.


Интерес к амарантам, как к хозяйственной культуре, так и как к ботаническому объекту и в Мексике, и в государствах южной Америки, сохраняется и в наши дни.
Амарант, как культура, отличается неприхотливостью к почвенным условиям, устойчивостью к засухе, в том числе благодаря способности впитывать влагу из воздуха за счет свойств листьев (фотодыхание и фотосинтез). Высокая эффективность фотосинтеза у листьев и мощная корневая система обеспечивают сверхбыстрое нарастание массы и небывалую семенную продуктивность.


Амарант устойчив ко многим болезням и вредителям. Редко нуждается в обработке ядохимикатами, что позволяет выращивать его как экологически чистый продукт. Особенностью амаранта является небольшой размер зерен с высоким содержанием белка (18%) и сбалансированным аминокислотным составом. По содержанию лизина амарант в два раза превосходит пшеницу и в три раза кукурузу. Благодаря богатому питательному составу амарант можно использовать в различных направлениях и рассматривать как перспективное для генной инженерии растение, которое может стать потенциальным донором генов при создании стрессоустойчивых растений.


В листьях и зернах амаранта содержатся вещества, несущие высокую питательную ценность, способствующую использованию их в качестве кормовой культуры и для пищевых целей. В кулинарии его зерна используют для приготовления напитков, мучных и кондитерских изделий из-за его аромата и вкуса напоминающего орех.
Амарант также может найти применение в медицинских целях, так как экстракты этого растения обладают антиоксидантными и противовоспалительными свойствами. Отечественные селекционеры ведут довольно интенсивные работы по выведению новых зерновых, силосных, овощных и декоративных сортов этой культуры.


Но, к сожалению, не все способны оценить качества этой ценной культуры из-за его дикого собрата – щирицы обыкновенной (сорный амарант), которым засорены культурные посевы. Ущерб урожаю, который может причинить щирица обыкновенная, доходит до 50%. Семена сорняка амаранта сохраняются в почве до 20 лет, усложняя очистку полей от засорения. Амарант в Волгоградской области также может возделываться, но только после многолетней очистки пашни от семян дикого амаранта (щирицы) в рамках научных севооборотов.


В последние 10 лет ряд наших хозяйств делают попытки выращивать амарант без полива. Практически пытались и добивались некоторых результатов хозяйства Суровикинского и Октябрьского районов (2003-2005 гг.). 
Спустя 10 лет пробовали вырастить сорт амаранта – Кинельский 78 в Киквидзенском районе в ООО «Калачевское». Последние три года плотно начали заниматься этой культурой заволжские крестьяне из Быковского и Старополтавского районов.
Однако высокая степень риска, в связи с сильным засорением пашни семенами диких амарантов и ограниченностью в полезной информации, пока не позволяет добиться коммерчески значимых результатов. Очевидно, что нужна грамотная теоретическая поддержка со стороны аграрной науки.

Буянкин Виктор Иванович, к.с.-х.н., ведущий научный сотрудник
Никольская Ольга Алексеевна, старший научный сотрудник 
ФНЦ агроэкологии РАН   
f

Просмотров : 1689
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.