Борьба с борщевиком актуальная проблема для многих стран. Поиск методов уничтожения этого растения ограничен как запретами на применение химических веществ в зоне его произрастания, а это часто водоохранные зоны и территории национальных парков, заказников, населенных пунктов, так и огромных площадях поражения.
Инвазивные растения практически не имеют врагов в новой среде обитания, поэтому основная задача в борьбе с ними - поиск естественных врагов, которые нанесут вред фитоагрессору, при этом не задев другие растения. Так, прямое решение - привезти вредителей и возбудителей болезней борщевика с Кавказа в центральные области России чревато новой опасностью, все это может оказаться губительным местной экосистемы, получив уже два инвазивных вида.
Международная организация CABI, занимающаяся сельскохозяйственными и экологическими проблемами по всему миру, проводит большое количество проектов, связанных с инвазивными видами, которые в настоящее время планируется объединить под одним знаменем. Один из таких проектов - поиск биометода борьбы с борщевиком. Один из этапов проекта заключается в экспедиции на Кавказ, с целью понять, что сдерживает распространение борщевика в естественной среде его обитания. Так, ученые и волонтеры CABI в результате экспедиции в Кашмир (Западные Гималаи), родной ареал инвазивного растения Недотрога железистая (Недотрога железконосная, лат. Impátiens glandulífera), нашли ее естественного вредителя - ржавчинный грибок. Дальнейшие работы показали успешность борьбы с недотрогой посредством ее заражения ржавчинным грибком, но тесты еще ведутся, важно не упустить ни одного признака воздействия грибка на другие растения.
Примеры успешного применения биометодов по борьбе с инвазивными видами уже есть. Так, в 20х годах прошлого века Австралию атаковал завезенный из Бразилии кактус опунция. Агрессор захватил пастбища, что привело к гибели большого поголовья коров и овец. Животные охотно поедали сочные растения, но колючки разрывали желудки, в короткие сроки погибали целые стада. Фермеры нещадно рубили кактусы, но они вырастали в еще большем количестве. Химикаты также были бессильны. Проблемой озадачились на высшем уровне - правительство Австралии выделило средства на создание центра по поиску способов борьбы с опунцией. В итоге было обнаружено, что самым опасным ее врагом является гусеницы бабочки огневки (лат. Cactoblastis cactorum). В итоге в 1925 году огневка была завезена в Австралию, и после длительных экспериментов, ее личинки высадили на поля, заросшие опунцией. К 1937 году проблема была решена. А через несколько десятилетий опунция и огневка “заключили перемирие”, между ними установилось биологическое равновесие.
Проблема биоинвазии касается не только растений. С балластными водами из в Черное и Азовское моря был завезен гребневик Mnemiopsis leidyi (лат.), хищник, напоминающий медузу. Гребневик стал активно размножаться в теплых водах и поедать в больших количествах зоопланктон, икринки и личинки рыб и моллюсков, вследствие чего резко стало падать продуктивность Черного моря. Ситуация грозила разрастись в катастрофу. Более того, гребневик стал появляться в Каспийском и Балтийском морях. Но, случайно, также с балластными водами, был завезен другой вид гребневика - Beroe ovata, который питается гребневиком Mnemiopsis leidyi. Между двумя видами со временем был достигнут баланс, который позволил восстановиться экосистеме зараженных морей. Продуктивность Черного моря пока не вернулась к “доинвазивному” состоянию, но катастрофы удалось избежать.
А что с борщевиком? Можно ли на Кавказе найти вредителя, сорняк или болезнь, который сдержит его развитие? А может быть его разрастание сдерживает особый состав почвы?
Предположения уже есть, но их надо проверять, - рассказывает Антон Владимиров, агроэколог, основатель движения «СтопБорщевик (БорщеВиктори)». - Так, личинки фрачника обыкновенного охотно едят борщевик, а при одновременном поражении растения мучнистой росой и атакой фрачника эффект усиливается в разы. Но здесь есть опасность поражения других растений. Улитки едят борщевик, но большого вреда не приносят. Есть сообщения, что тля полностью съедает бутоны и зонтики борщевика, проводились эксперименты с пастернаковой молью. Главная проблема - найти специфическое решение, которое будет работать только против борщевика. Тот же фрачник это местный вид, и если его будет много, он атакует местные растения, а пастернаковая моль может перескочить на петрушку, морковь.
А пока способ биометода борьбы с борщевиком продолжается, мы расскажем, какими методами бороться с этим растением не стоит, а что приносит результат уже сегодня. Следите за выходом новых статей из этого цикла.
Сайт движения «СтопБорщевик (БорщеВиктори)»
https://borshevictory.ru/about/