Лето в разгаре. Новостные ленты вновь наполнились сообщениями о гибели пчел в регионах страны. Так, 6 миллионов пчел погибли в Емельяновском районе Красноярского края после обработки полей. Массовая гибель пчел произошла в конце июня и в Балашовском районе Саратовской области. Как установили специалисты причина гибели - пестициды. Это не первый случай в регионе, ранее гибель пчел произошла в Лысогорском районе. По заявлению Россельхознадзор отмечает, что большинство случаев массовой гибели пчел происходит из-за того, что фермеры не предупреждают пчеловодов о датах проведения химических обработок полей.
Случаи массового отравления пчел, - рассказывает доктор сельскохозяйственных наук Анна Брандорф, - происходят в следствие отсутствия диалога между пчеловодами и фермерами.Пчеловоды считают, что именно фермеры обязаны решать проблему и сообщать об обработках каждому пасечнику индивидуально, а фермеры считают, что пчеловоды должны сами узнавать о графиках обработок. И все ждут, что именно другая сторона разработает механизмы сотрудничества. Но только в конструктивном диалоге можно найти решения для защиты жизни и здоровья пчел.
В начале июля жалобы на гибель пчел поступили от пасечников Алнашского района Удмуртии. Как заявила вице-премьер правительства республики Ольга Абрамова, пчелы погибли через два дня после химической обработки рапсовых полей, при этом пчеловоды не были предупреждены о планируемых работах. Сегодня расследование причин гибели пчел продолжается, специалисты выявляют все случаи мора пчел в районе происшествия.
У рапсовых полей гибель пчел происходит достаточно часто, - поясняет Анна Брандорф. - Рапс медонос, дает и пыльцу, и нектар. Пчеловоды любят привозить пасеки к рапсовым полям. Но зачастую даже не считают нужным познакомиться с фермером, сообщить о своем приезде, обменяться телефонами. Фермер, начиная химобработку поля, может не знать, что на его поле в данный момент “работают” пчелы. А если диалог между пчеловодом и фермером построен, то вопрос решается достаточно быстро. Знаю примеры, когда фермеры сами организовывают быструю перевозку пасеки в безопасное место, если нужно срочно обработать поле химикатами. Надо договариваться.
Год назад согласно ФЗ N 490-ФЗ "О пчеловодстве в РФ" сельхозпроизводителей обязали предупреждать пасечников об обработке полей агрохимикатами за три дня начала работ через все возможные средства связи и коммуникации. Но, как видим, во всех “свежих” случаях гибели пчел пасечники о начале таких работ предупреждены не были. При этом ответственные фермеры старались действовать так, как предписывает закон, задолго до его вступления в силу, по доброй воле.
Кстати, закон определяет информационные границы в радиусе 7 км от места обработки. Пасеки в Удмуртии, где погибли пчелы, находились от обрабатываемого поля в 2,5-3 км.
Массовая гибель пчел это не только вопрос отношений фермера и пчеловода. Это вопрос продовольственной безопасности - с исчезновением пчел исчезнет и урожай. Экологи уже говорят о массовой гибели пчел как об экологической катастрофе, грозящий всемирным голодом. Тот же рапс, который часто фигурирует в сводках о массовой гибели пчел, при большом количестве естественных опылителей дает урожай на 15-40% больше. А французские ученые в результате многолетних исследований пришли к выводу, что опыление рапса пчелами дает экономический эффект выше, чем при применении химикатов.
Отличным решением, по словам Анны Брандорф, стала бы замена химических препаратов на безопасные биологические средства, но будут ли их применять фермеры ручаться никто не берется. Биопестициды заметно дороже, и в массе своей на территории РФ еще не зарегистрированы.