От теплиц до полей.Как менялся рынок овощей в последние годы.
Исторически сложилось, что фруктов в Россию всегда ввозилось куда больше, чем овощей, поскольку для многих из них нужны другие климатические условия. Т
Тем не менее, даже при достаточно высоких показателях собственного производства овощей, мы продолжаем импортировать томаты из Азербайджана и Турции, а картофель – из Беларуси, других стран Таможенного союза и даже Египта. О чем говорит эта тенденция, и какие проблемы в овощеводстве стоят сейчас особенно остро?
Исторически сложилось, что фруктов в Россию всегда ввозилось куда больше, чем овощей, поскольку для многих из них нужны другие климатические условия. Тем не менее, даже при достаточно высоких показателях собственного производства овощей, мы продолжаем импортировать томаты из Азербайджана и Турции, а картофель – из Беларуси, других стран Таможенного союза и даже Египта. О чем говорит эта тенденция, и какие проблемы в овощеводстве стоят сейчас особенно остро?
Томаты в погоне за огурцами
Начнем с того, что при средней урожайности по стране в 71,1 ц/га, подавляющее большинство посевных площадей под овощные культуры в России сосредоточено в трех федеральных округах: Южном (28,6%), Центральном (24,4%) и Приволжском (20,8%).
Но вот что интересно: собственное производство огурцов в нашей стране достигает 90%, тогда как томатов – всего 47%. Получается, больше половины помидоров в стране – импортные. Правда, президент Национального союза производителей плодов и овощей Сергей Королев в прошлом году заявил, что уже в ближайшие 2-3 года произойдет чуть ли не полное импортозамещение в производстве томатов, и рынок ждет значительное увеличение доли отечественной продукции. Прогноз Минсельхоза тоже серьезный – урожай этого года по всем овощам в целом ожидается на уровне 6,6 млн тонн, что почти на полмиллиона тонн больше прошлогодних результатов.
Пока же, согласно статистике ИКАР, самообеспеченность российского рынка овощей составляет 85%. Здесь стоит отметить, что некоторые эксперты считают эту цифру вполне достаточной, поскольку определенная доля ввозимых из-за границы овощей (причем не совсем уж маленькая) необходима, чтобы обеспечивать разнообразие продукции и предоставлять покупателям свободу выбора.
А между тем цены на овощи в 2019-м году уже даже по итогам первого полугодия заметно увеличились. По оценкам Росстата, в среднем цена выросла на 3,1%, а к концу года эта цифра точно будет еще больше. Причины просты: повышение НДС, рост цен на ГСМ, а также отмена субсидирования, о которой мы еще поговорим подробнее далее.
Есть и еще одна проблема – нехватка внутреннего производства несезонных овощей и зелени. Острее всего этот дефицит ощущается в Центральном федеральном округе, а также в Сибири и на Дальнем Востоке.
Теплицы: новые рекорды
Если смотреть на долю собственного производства овощей закрытого грунта, то огурцы и здесь значительно опережают томаты (60% против 38%). Другим овощам в совокупности достаются лишь оставшиеся 2%.
Теперь обратимся к динамике поставок из-за рубежа за последние несколько лет. В прошлом году, по данным аналитического агентства EastFruit, импорт тепличных томатов в Россию составил около 580 тысяч тонн. За последние годы больше было лишь в 2015-м, когда импортировали 665 тыс. тонн, а в остальные годы показатели были существенно меньше. Кстати, вопреки расхожему мнению, турецкие помидоры занимают в доле российского импорта далеко не ведущие роли и даже не входят в тройку лидеров. Больше всего (30%) ввозят из Азербайджана, далее идут Китай, Марокко и Беларусь. Тем не менее, до 2014-го года поставки держались на уровне 800 тыс. тонн в год, однако затем наметилась четкая тенденция к снижению из-за запрета на импорт из Украины и стран ЕС и реализации курса на импортозамещение.
Немаловажную роль сыграло и стимулирование строительства новых тепличных комплексов – за счет госсубсидирования и низких ставок по кредитам стало появляться значительно больше подобных объектов. Все эти меры дали результат – по объемам тепличных овощей по итогам прошлого года в России был установлен рекорд (более 1 млн тонн). Но в декабре Минсельхоз объявил, что с 2019-го года государство больше не будет возмещать часть затрат на строительство новых теплиц. Видимо посчитали, что цель уже достигнута, а дальше дело пойдет по накатанной. И даже спрогнозировали, что к 2024 году производство тепличных овощей в России и вовсе перевалит за космические 2 млн тонн. В принципе, аргументы для этого у ведомства есть – только в прошлом году за счет модернизации и ввода новых теплиц их площади в стране увеличились с 2,15 до 2,5 тыс. га. Более того, большинство из тепличных комплексов, которые активно строились последние два года, только вышли или еще выходят на проектные мощности, поэтому и в этом направлении потенциал имеется. Но все равно прогноз ведомства по объемам производства выглядит уж больно оптимистичным.
Тем не менее, и в условиях отмены субсидий, по оценкам ассоциации «Теплицы России», в стране за этот год появится еще до 260 га новых тепличных комплексов, т.е. резкого снижения активности не ожидается. Тем более что льготное кредитование (от 1 до 5%) на материальное обеспечение для реализации инвестпроектов государство пока сохранило. И даже рассматривает вариант с продлением его срока с 8 до 12 лет. Ну а отмена стимулирования в части компенсации затрат, по мнению аграриев, может, наоборот, дать хороший импульс производителям к поиску новых современных решений для развития тепличного рынка.
Что касается регионального разреза по сбору тепличных овощей, то по итогам прошлого года в тройке лидеров оказались Краснодарский край, Липецкая область и Ставропольский край, дружно преодолевшие отметку в 80 тыс. тонн. В этом же году, судя по данным с полей и взятому темпу, эти регионы позиций сдавать не намерены.
Картофель: свой и чужой
Для импорта картофеля, как и для томатов, тоже стал знаковым 2015-й год, только с точностью до наоборот – из-за рекордного урожая он составил всего 268 тыс. тонн (почти вдвое меньше, чем за год до этого). Однако в тенденцию это не вылилось – уже со следующего года вплоть до нынешнего урожая импорт снова вернулся на прежние позиции и даже увеличился (755 тыс. т в 2017-м году и 669 тыс. т в 2018-м). Плюс в этом году поставки зарубежного картофеля к августу уже перевалили за 400 тыс. т, и все идет к тому, что итоговые цифры будут столь же высокими.
По данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса, больше всего картофеля в прошлом году было ввезено из Египта (46,5%) и Беларуси (34,3%). Доля других стран значительно меньше – Азербайджан (8,5%), Китай (7%) и Пакистан (2,4%). В нынешнем году, если судить по первому полугодию, расклад почти не изменился. Таким образом, порядка 80% всего импортного картофеля в Россию поставляется либо из Египта, либо из соседней Беларуси.
Цены на белорусский картофель (в среднем – 11 тыс. руб. за тонну) значительно ниже, чем на ввезенный из дальнего зарубежья (хотя, к примеру, азербайджанский стоит дороже, чем египетский и китайский). Большое преимущество ему дает и тот факт, что он импортируется в целом круглый год, тогда как из других стран поставки носят сезонный характер, и их пик приходится на март – июль. А вот начиная с конца лета и всю осень существенно растет спрос на отечественную продукцию.
Аналитики компании «ИНТЕРАГРО» считают, что конкурентоспособность российского картофеля могла бы быть значительно выше (особенно весной и в июне), если бы в стране было достаточно качественных картофелехранилищ.
В то же время Росстат отмечает заметное снижение площадей посадки – в 2019-м году картофелем заняли 1,28 млн га, что ниже и предыдущих показателей, и планов Минсельхоза. Эксперты объясняют такую динамику низкой рентабельностью производства, из-за чего многие небольшие хозяйства переходят на более прибыльные культуры вроде зерновых.
Впрочем, в обозримом будущем из-за значительного снижения валового производства картофеля в ЛПХ может снова начаться небольшой, но все-таки рост площадей под него. Будет развиваться и направление по переработке картофеля – специализированные заводы уже строятся в Тюменской и Ленинградской областях, а в Подмосковье такой уже вот-вот запустят. У бизнеса есть даже интерес к строительству предприятий по производству крахмала, но это требует очень больших вложений и пока остается лишь на уровне идей.
Другие овощные культуры
Для овощей, традиционно занимающих меньшую долю в общем объеме производства, характерна тенденция снижения импорта и акцента на собственные силы, тем более что и уровень самообеспеченности такими овощами в России держится на уровне 95-99%. Так, импорт капусты не превышает 3%, при этом половина поставок приходится на Китай. Свеклы и кабачков ввозится еще меньше – не более 1%. А вот зарубежных лука и чеснока на отечественных прилавках куда больше – до 10%. И это еще с учетом снижения доли импорта за последние 2 года, до этого цифры доходили до 18-20%.
Лидером же по импорту является морковь – в прошлом году ее доля составила 10% от общего объема ввезенных овощей. Тройка главных поставщиков не меняется уже долгое время – это Израиль, Беларусь и Китай.
А что же дальше?
В отношении рынка тепличных овощей можно смело говорить о дальнейшем развитии, даже несмотря на снижение мер господдержки. В этом смысле большую роль играют также инвестиционные проекты с долгосрочной перспективой. К примеру, недавно ассоциация «Теплицы России» запустила пилотный проект по созданию мини-теплиц нового поколения, которые мало того что производят полностью органическую продукцию, так еще и могут использоваться в крайне сложных климатических условиях, выдерживая температуру до –55° С.
Пока в тестовом режиме такие теплицы используются в Норильске и на Камчатке, а в дальнейшем они смогут существенно продвинуть весь сибирский и дальневосточный рынок овощей и заметно снизить стоимость продукции.
Что касается овощей открытого грунта, то и здесь повода для переживаний нет. Задачи поставлены, они выполняются, уровень самообеспеченности постепенно растет, а зависимость от импорта как раз-таки снижается. Поэтому в этой области никаких глобальных изменений пока не требуется.
А вот с производством картофеля уже не все так однозначно. С одной стороны, вектор развития еще два года назад наметил Минсельхоз – наращивать объемы импорта и строить перерабатывающие предприятия и картофелехранилища, чтобы не терять значительное количество урожая. С другой, пока проектов в этом направлении не так много, и еще неизвестно, насколько они себя зарекомендуют. Помимо этого, перед селекционерами стоит задача вывести новые сорта, которые станут привлекательнее на прилавках. Похвально, конечно, эстетику никто не отменял, но все-таки хочется, чтобы на первом месте стояли гораздо более важные на сегодняшний день вопросы качества и переработки.
Сергей Кузнецов f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.