Техника в плену господдержки
Сельскохозяйственное машиностроение всегда играло значимую роль в российской экономике, обеспечивая предприятия АПК необходимой техникой. Но с учетом ее высокой цены покупательская способность часто не соответствует уровню спроса. В этом смысле отрасль остается зависимой от господдержки. В условиях борьбы с пандемией коронавируса эта зависимость становится еще больше. Что ждет рынок сельхозтехники в обозримом будущем, и каковы перспективы всех его участников?
В этом веке рынок сельхозтехники дважды сталкивался с серьезным кризисом. Первый был в 2009 году, когда в мире бушевал мировой экономический кризис. Тогда ситуация улучшилась только к 2011 году, а в качестве антикризисных мер было реализовано субсидирование процентных ставок по кредитам и введение пошлин на импорт зарубежной техники.
Второй кризисный этап был связан с падением курса рубля в 2014-2015 годах. Но его последствия оказались менее серьезными, т.к., во-первых, российские предприятия уже начали активно замещать импортную технику отечественной, а во-вторых, к тому времени заработала программа 1432, позволяющая купить технику со скидкой. С тех пор динамика производства и продаж агротехники уже не испытывала резких скачков. Да и разрыва между двумя главными представителями отрасли (тракторами и комбайнами) почти не осталось. Если в 2011-2012 году производство тракторов достигало 14 тысяч единиц, а комбайнов – около 7 тысяч единиц, то за последние 5 лет оба показателя находятся в пределах от 6 до 8 тысяч единиц.
Пандемия подкинула проблем
Значительное влияние на рынок сельхозтехники в этом году оказала пандемия коронавируса. Внутренний спрос из-за финансовых сложностей в фермерских хозяйствах существенно просел, но при этом и работа на экспорт очень сильно снизилась. По результатам опроса, проведенного Ассоциацией дилеров сельхозтехники (АСХОД), 84% опрошенных ждут как минимум в ближайшие полгода сохранение пониженного спроса. Еще одна проблема, связанная с последствиями пандемии – нарушение логистических цепочек, из-за которых возникают проблемы с поставками как готовых единиц техники, так и их запчастей на производство. В основном это было связано с двумя причинами – закрытием границ и приостановлением работы на многих зарубежных заводах. Частично эту проблему дилеры решали за счет имевшихся на тот момент запасов (купленной заранее техники), но это был временный выход, да и реализовать его получалось не у всех. Как следствие – фермеры приобретали нужную технику с задержкой, что чревато сложностями со сбором урожая. А с учетом того, что во многих хозяйствах в марте-апреле из-за закрытых границ наметилась проблема с иностранной рабочей силой, зачастую альтернативы отсутствию техники попросту не было.
Вместе с тем дилеры иностранной техники сейчас испытывают сложности еще и из-за весеннего скачка курса валют. Особенно пострадали те, кто взял с клиента предоплату в рублях, а технику вынужден был приобрести в евро (по новому курсу). В Европе в таких случаях могут легко пересмотреть цену, но в случае с российским потребителем это грозит аннулированием сделки – в нашей стране привыкли считать деньги, да и уровень платежеспособности несравнимо ниже. К лету ситуация с курсом слегка стабилизировалась, но заметно лучше не стала.
Повлияла на цены и пандемия – в итоге из-за этих двух факторов (падение курса + коронавирус) сельхозтехника стала дороже минимум на 5%. Это если говорить о легком оборудовании. Тяжелая техника вроде посевной и зерноуборочной выросла в цене сильнее – от 15% до 40%.
Еще одной проблемой, особенно в первый месяц после введения режима самоизоляции, стала работа банков. Из-за временного закрытия офисов у многих компаний и фермеров возникли сложности с оформлением кредита или лизинга. В худшем случае задержки доходили до месяца, а за это время уже вполне могла повыситься цена на нужную технику.
Выход – стимулирование спроса
В условиях пандемии Росагролизинг запустил «антивирусное предложение» для фермеров, подчеркивая, что полевые работы, в отличие от многих других, нельзя ни остановить, ни перенести. Учитывая, что техника и оборудование нужны аграриям здесь и сейчас, а финансовые возможности в силу объективных причин могут не соответствовать ожидаемым, в компании решили смягчить ряд условий. В их числе – отсутствие первоначального взноса, годовая отсрочка по основному долгу, ставка удорожания 3%, срок лизинга – до 8 лет, а также сокращенный пакет документов (до трех позиций) и оперативное решение по заявке (в течение 8 часов). Надо сказать, что еще до коронавируса Росагролизинг объявлял о программе обновления парка техники на 2020 год, в котором многие из этих условий уже были прописаны, но по ходу дела их улучшили еще. А одним из самых приглянувшихся аграриям пунктов стала возможность выбирать график платежей в зависимости от материального положения хозяйства в разные периоды сезона. То есть фермер может распределить платежи таким образом, чтобы делать более крупные взносы тогда, когда идет прибыль, а в месяцы затишья, наоборот, платить меньшую сумму.
В начале июня правительство утвердило программу субсидирования спецтехники, главная фишка которой – скидка по уплате авансового платежа (10-15%) при покупке специализированной техники. Программа распространяется не только на сельскохозяйственную технику, для аграриев есть еще подходящие пункты: прицепная техника, оборудование для мелиорации и т.д. Потери, которые понесут лизинговые компании, компенсирует государство. Изначально на эту программу на 2020 год закладывалось 3 млрд рублей, но в конце мая было принято решение увеличить финансирование еще на миллиард.
В АПК сейчас действует и федеральная субсидия на покупку сельхозтехники – при условии, что она была приобретена после 1 января 2017 года. Была ли эта покупка за счет собственных средств или кредитных, неважно. Размер субсидии составляет 20% от стоимости техники (без учета НДС и транспортных расходов). Но вот получить ее могут далеко не все – такая возможность есть только у товаропроизводителей, занимающихся мясным, молочным скотоводством или птицеводством, а также садоводством и виноградарством. То есть овощеводы и, самое главное, «зерновики», которые едва ли не больше всех нуждаются в покупке различной агротехники, под эту субсидию не попадают. Есть и еще одно ограничение – на личные подсобные хозяйства и сельхозкооперативы предложение тоже не распространяется. Государству нужны производители с большим оборотом. Это подкрепляется и конкретными цифрами, прописанными в требованиях. Например, в молочном скотоводстве необходимо иметь как минимум 200 голов, а в мясном и вовсе 500. Правда, если фермер оформлен как ИП, будет достаточно 50 и 100 голов соответственно.
Многих аграриев обрадовало, что Минпромторг в мае объявил о возобновлении популярной программы № 1432, по которой сельхозпроизводителям положена скидка на приобретение агротехники. Эта программа существует с 2013 года, но в 2019-м была приостановлена, однако по многочисленным просьбам ее снова запустили. Рассчитывать, правда, на нее могут только крупнейшие производители, представленные минимум в
40 регионах страны – такой дилерской сетью располагают только большие игроки рынка. Плюс многие компании в предыдущие годы жаловались на сильно ограниченный список техники, на которую распространяется субсидия. Но интерес к программе остается высоким, и с 11 июня по 10 июля вновь принимаются заявки на получение компенсации. Основное требование по срокам покупки – договор должен быть заключен не раньше 1 ноября 2019 года, а поставка техники – не раньше 1 января 2020-го. Скидка, впрочем, в этом году будет меньше – 10-15%, тогда как в последние годы действия программы она варьировалась от 15% до 25% в зависимости от региона.
Что будет дальше?
По данным ассоциации «Росспецмаш», в первом квартале этого года продажи сельхозтехники выросли примерно на 30%. Во многом эксперты связывают это с тем, что потребители на волне начинающейся пандемии начали опасаться подорожания техники в будущем и стали закупаться активнее. Как отметили в Минсельхозе РФ на июньском совещании по вопросам обеспечения АПК техникой и оборудованием, за первые 5 месяцев 2020 года было реализовано около 20 тысяч единиц самоходной техники – это почти в
2 раза больше, чем за такой же период в 2019 году. Однако в следующих кварталах теперь резонно ожидать резкое падение спроса, поскольку большинство аграриев потребности своего хозяйства уже удовлетворили. И здесь на выручку уже не фермерам, а производителям пришел Минпромторг, включивший предприятия, занятые в сельскохозяйственном машиностроении, в список системообразующих организаций, чтобы стабилизировать ситуацию в отрасли. Это значит, что они смогут рассчитывать на все меры господдержки. Помимо этого, по решению Владимира Путина, в этом году будет выделено дополнительно 4,5 млрд рублей (к уже запланированным 14,5 млрд руб.) на программы господдержки специализированного машиностроения. Таким образом, как подчеркнул президент, аграрии смогут получить дополнительный ресурс для развития, а отечественные заводы – новые заказы.
Тем не менее, аналитики уверены, что еще как минимум год рынок сельхозтехники будет восстанавливаться, особенно в сегменте тяжелой техники – тракторов и комбайнов. Выход на докоронавирусные показатели по спросу и продажам реален примерно к 2022 году, а до этого производители, скорее всего, будут вынуждены компенсировать потери более высокой ценой, но фермеры в большинстве своем не смогут себе позволить платить дороже. Здесь на первый план должны будут выйти как раз-таки механизмы господдержки – как показала практика прошлых лет, при льготных программах и субсидировании покупательская способность заметно растет. И если государство продолжит выделять средства на подобные программы, у рынка сельхозтехники есть шанс пережить этот кризис с минимальными потерями.
Сергей Кузнецов
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.