Лес – защитник полей?
Наследие советских времен в вопросе лесомелиорации безвозвратно потеряно, и уже давно назрела необходимость возрождения этой системы. Федеральный закон «О мелиорации земель» в 2020 году претерпел значимые изменения. Во-первых, было введено понятие защитных лесных насаждений, а во-вторых, законодательно закреплены ответственные за его содержание. Что это значит и какие перспективы сулит – разбираемся со всех сторон.
Когда почва под защитой
К защитным лесным насаждениям относятся обычные лесополосы, только специально высаженные. Они нужны для защиты от негативных факторов – засухи, ветра, воды и т.д. У таких насаждений до сих пор не было правового статуса. Те, что были созданы еще в советские годы, стали бесхозными, и от них спокойно избавлялись: кто-то пилил на дрова, а кто-то вырубал под застройку или расширение дорог. По новому же закону владелец участка обязан обеспечивать его содержание и сохранять защитные лесополосы. Соответственно, если земля является государственной или муниципальной собственностью, следить за ней должны органы власти. Контроль за исполнением этих требований тоже предусмотрен – собственники земель должны предоставлять данные о защитных насаждениях, а именно об их площади и текущем состоянии.
Прежде всего, подобные меры помогут улучшить состояние почвы в степных и лесостепных зонах, где она традиционно страдает от эрозии. По данным мониторинга Минсельхоза РФ, в России порядка 13% земель сельхозназначения страдают от ветровой эрозии и около 17% – от водной. Кроме того, вести учет лесополос и отслеживать их состояние важно и с экологической точки зрения, ведь теперь проложить через них трассу или построить придорожное кафе будет гораздо сложнее с юридической точки зрения. Ну и нельзя не отметить, что бесхозные земли, по статистике, чаще становятся очагами пожаров, что при отсутствии ответственных лиц может нанести значительный урон природе. Раньше на содержание защитных лесополос выделяли средства либо на региональном уровне в отдельных субъектах РФ (например, в Краснодарском крае), либо на федеральном, но в рамках поддержки региональных программ по развитию мелиорации. Теперь же в госбюджете заложены средства конкретно на финансирование этих работ.
Мелиорация: вчера, сегодня, завтра
Надо сказать, что и до законодательных изменений этого года работа по восстановлению сельхозугодий велась активно. По итогам 2018 года удалось вернуть в оборот порядка 70 тыс. га заброшенных земель, а в 2019 году этот показатель вырос втрое – вторую жизнь вдохнули в 220 тыс. га земель.
По плану Минсельхоза РФ, к 2025 году в России должно быть около 700 тыс. га мелиорируемых земель. Ежегодно господдержка этого направления растет – по данным ведомства, в 2018 году в общей сложности было выделено 11,2 млрд рублей, а в прошлом в рамках стартовавшей программы «Развитие мелиоративного комплекса России» и федерального проекта «Экспорт продукции АПК» – уже 15,8 млрд руб. Сопоставимый объем заложен и в этом году. Плюс аграриям на местах выделяют часть средств в виде субсидий, чтобы они могли сами проводить необходимый комплекс мероприятий. Так, за первые 7 месяцев 2020 года на эти цели из госбюджета ушло около 1,9 млрд рублей, причем темпы освоения этих средств в 2,5 раза выше, чем в прошлом году. В региональном разрезе быстрее всего доводят деньги до сельхозпроизводителей в Новосибирской (100% аграриев уже получили средства), Саратовской (92%) и Ульяновской (90%) областях. Вопрос своевременного поступления средств поддержки аграриям находится в ведении Минсельхоза, однако в этом вопросе все равно есть свои проволочки, из-за которых могут происходить задержки или даже приходить некорректные суммы. Характер тенденции такие ситуации пока не принимают, но случаи имеют место быть.
Как помогают защитные насаждения?
По словам одного из авторов законопроекта о мелиорации депутата Госдумы Виктора Кидяева, главным импульсом к тому, чтобы законодательно отрегулировать вопрос контроля за плодородием почв, стало понимание одного простого факта. В России с тех пор как на огромных территориях прекратились лесозащитные мероприятия, многие земли пришли в удручающее состояние. Где-то сказались частые пыльные бури, где-то – вымывание плодородной почвы. Часть территорий пострадала от пожаров, часть – от болезней деревьев. Все это было наглядным примером того, что российскую систему сельхозлесозащиты пора реанимировать.
Многолетние исследования по зависимости плодородия почв от увеличения защитных лесопосадок показали, что «защищенные» земли подвержены различным природным факторам и условиям в значительно меньшей степени. Для закрытых лесополосами полей скорость ветра примерно на 20-30% ниже, намного меньше размывается плодородный слой почвы, а влажность и испарение близки к оптимальным значениям. Более того, в несколько раз повышается сохранность посевов. В результате, по подсчетам экспертов, продуктивность земель вырастает в 1,5-2 раза, что в конечном счете дает заметный финансовый эффект и для самих хозяйств. Однако при действовавшем в последние годы законе в вопросе лесомелиорации не было никакого системного подхода: не определялись ответственные структуры, их права и обязанности, не составлялся список и план лесомелиоративных мероприятий и т.д. Как следствие – вопрос решался «по остаточному принципу».
На сегодня самые длинные лесозащитные полосы находятся в Волгоградской, Ростовской, Саратовской, Воронежской, Самарской, Новосибирской областях, а также в Калмыкии, на Ставрополье и Алтае.
Мелиорация в регионах
Понятно, что одними высадками деревьев защитные мероприятия не ограничиваются. В разных регионах применяются разные подходы к охране почв. Например, максимально серьезное внимание к вопросам мелиорации в ее широком смысле уделяют в Калининградской области. В самом западном регионе страны расположено порядка 70% всех польдерных (осушенных и возделанных из числа прибрежных) земель России. У них большой сельхозпотенциал, но поскольку они находятся ниже уровня моря, их часто затапливает, поэтому вопрос мелиоративных мероприятий и особенно отведения вод стоит очень остро. Чтобы продвинуться в решении этого вопроса, регион приобрел многофункциональную технику, способную проводить гидротехнические работы разного уровня сложности. С ее помощью можно чистить дно от отложений и растительности, намывать дамбы, заниматься дноуглубительными работами и многим другим. Одна такая универсальная машина стоит 56,7 млн рублей, которые были выделены из регионального бюджета. При этом крупнейшие объекты мелиорации в Калининградской области, находящиеся в федеральной собственности, сейчас активно реконструируются и восстанавливаются – до 2025 года на эти цели регион получит еще около 900 млн рублей. В середине июля в Калининград приезжал министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев, и главным вопросом во время его визита стало как раз развитие мелиорации в регионе и выделение под это в том числе федеральных средств.
В Нижегородской области, где уже 4 года действует программа по расширению орошаемых земель, в 2020 году финансирование мероприятий по мелиорации составило 140 млн рублей, что на 30% больше, чем в прошлом году. Около половины из этих средств выделено из госбюджета. На все эти деньги планируется обработать порядка 1600 га земель. В регионе также активно внедряются мелиоративные системы, особенно при производстве картофеля и плодово-ягодных культур.
В Тамбовской области тоже уже 3 года идет увеличение площади орошаемых земель. В этом году там рассчитывают ввести в эксплуатацию около 800 га систем орошения, а общая площадь земель, которые ждут гидромелиорации, превышает 8 тысяч га.
В Карелии, где вопрос с увлажнением почв не стоит в принципе, решают обратную проблему за счет реконструкции мелиоративных осушительных систем. За последние пять лет благодаря использованию таких систем в республике удалось ввести в эксплуатацию 1,2 тыс. га мелиорированных земель, а в этом году, когда внимание к проблеме усилилось, планируется ввести еще 500 га. Кроме того, карельским сельхозпроизводителям из регионального бюджета компенсируется 70% затрат на проведение работ по мелиорации, плюс субсидия в размере 70% от стоимости используемой спецтехники. По данным на конец июля такие субсидии получили более 20 карельских сельхозпроизводителей на общую сумму более 60 млн рублей.
Отдельное внимание в вопросах развития мелиоративной системы уделяется пойменным территориям. К примеру, на Яхромской пойме в Подмосковье сейчас в разгаре реконструкция гидротехнических сооружений. Ее планируют завершить в следующем году. В этой пойме построена комплексная осушительно-оросительная система, занимающая площадь в 10 тыс. га. Она отслеживает состояние почвы и поддерживает нужный баланс для обеспечения высокого уровня плодородия.
Другие линии защиты почв
Еще одно важное направление в улучшении продуктивности почв – их известкование. Здесь аграрии могут также рассчитывать на существенную бюджетную помощь – глава Минсельхоза Дмитрии Патрушев заявил, что благодаря федеральным и региональным субсидиям на эти работы сельхозпроизводители смогут компенсировать до 90% затрат. В целом по стране в этом году планируется произвестковать 440,5 тыс. га земель. Главным образом с кислыми почвами борются регионы Центрального и Северо-Западного федеральных округов. В некоторых из них, правда, работа налажена не лучшим образом, и Минсельхоз призывает ускорить темпы, чтобы догнать сроки. Самая частая причина отставания регионов от графика связана с отсутствием регистрации мелиорантов – специальных веществ, которые добавляют в почву для изменения ее физико-химических свойств.
В целом вопрос защиты земель регулируется далеко не только законом о мелиорации. В июле были приняты изменения сразу в два федеральных закона: «О безопасном обращении с пестицидами и химикатами» и «О госрегулировании обеспечения плодородия земель сельхозназначения». По новым положениям обследовать почвы и составлять план мониторинга и мероприятий по повышению плодородия должен Минсельхоз и подведомственные ему организации, причем полностью за бюджетный счет. Это позволит ведомству не только вести учет и быть в курсе текущего состояния земель, но и отслеживать ситуацию в динамике, анализировать и систематизировать негативные факторы, реально влияющие на состояние почв, и координировать весь комплекс принимаемых мер. При таком выстраивании системы улучшения плодородия почв выиграют все стороны. Но вот будет ли на деле все столь же гладко, как на бумаге, и получится ли на практике обеспечить должный контроль на всех уровнях?
Сергей Кузнецов f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.