Подписаться на новые статьи
За морем телушка
12 апреля 2021

За морем телушка

В России в конце прошлого века была разрушена ранее сложившаяся система комплектования для животноводческих предприятий маточного поголовья КРС – от племрепродуктора до товарной фермы. Наряду с другими факторами это привело к стагнации отрасли и наполнению российского рынка импортным молоком и мясом. За последнее время ситуация изменилась. Особенно изменения заметны после введения продовольственного эмбарго и развития программ государственной поддержки сельхозпроизводителей и перерабатывающей промышленности. Бизнес предпочитает сегодня не покупать импортное молоко, а вкладываться в средства производства: племенной скот, оборудование для ферм. Выгоднее один раз купить корову, чем бесконечно ввозить молоко.

При этом российская племенная продукция все еще сохраняет низкую конкурентоспособность по многим показателям и не в состоянии удовлетворить растущие потребности внутреннего рынка – прекрасно адаптированное к местным природно-климатическим условиям отечественное племенное поголовье не всегда отвечает требованиям современного индустриального животноводства, оставляя приоритет за ввозом импортного скота.

Почему растет интерес отечественных животноводов к импорту КРС? Насколько легко ввести в Россию животных из-за рубежа? Оправдывают ли ожидания российского фермера импортные буренки? Об этом и многом другом мы поговорили с Игорем Александровичем Осколковым, представителем компании, много лет занимающейся импортом КРС в Россию.

– Игорь Александрович, каковы основные причины, побуждающие животноводов покупать импортный скот? Почему предприятия предпочитают идти по этому пути, а не покупать продукцию российских племзаводов, ведь сегодня эта отрасль начинает, пусть и медленно, развиваться, и на внутреннем рынке есть определенное предложение?

– Потребности отечественного агробизнеса в КРС российский сектор племенного животноводства не может удовлетворить по причине отсутствия больших партий скота, которые требуются на современные фермы. В основном, наши племхозяйства предлагают небольшое поголовье, и, если новому предприятию требуется завести пятьсот-тысячу голов, то с этим возникают трудности. Можно в одном хозяйстве купить, например, двадцать пять голов, больше там не будет. Остальное нужно докупать в других хозяйствах, примерно такими же партиями. Это сложно, это продолжительно по времени, это разное качество скота.

В Европе все работает по-другому, можно завести все необходимое поголовье сразу. Там четко работает система: фермеры выращивают животных под строгим наблюдением Ассоциации племенного животноводства. На контроле качество животных, количество поголовья. При заключении контракта на поставку животных мы отправляем спецификацию и указываем необходимое количество голов. Получив список хозяйств, в которых есть нужные нам животные, мы формируем партию и к покупателю приезжает все необходимое поголовье сразу. В России таких схем нет, более того, племзаводы почему-то не могут мириться с тем, что кто-то еще будет зарабатывать на продаже их скота, поэтому стараются продавать сами, часто теряя возможность показать свою продукцию в деле на крупных современных предприятиях.

– Насколько продолжителен процесс поставки импортного поголовья в российские хозяйства? Как все происходит?

– От заключения контракта до поставки нетелей на новое место содержания и разведения проходит около двух месяцев. После подписания контракта готовятся разрешительные документы на ввоз животных в Россию, а затем происходит отбор необходимого количества поголовья. Когда составлен акт отбора с фиксацией данных каждого животного, начинается карантин. Для животных, поставляющихся в Россию, карантин составляет двадцать восемь дней. Животные находятся под наблюдением, исследуются на наличие заболеваний и вирусов, им делаются все необходимые прививки и проводятся все необходимые профилактические мероприятия. Надо иметь в виду, что поголовье на карантин нужно набирать с небольшим запасом, чтобы при выявлении каких-то недочетов, не образовался дефицит животных. Если по договору к покупателю должны приехать нетели, то за несколько дней до отгрузки врач проверяет животных на наличие стельности. По окончании карантина животные грузятся в скотовозы, с водителями оговаривается график движения, и при наличии необходимых сопроводительных документов животные едут в Россию.

– Что изменилось в правилах ввоза импортируемого в РФ скота в 2021 году?

– Принципиальных изменений мало, но со стороны европейских ветеринарных служб введено новое требование, согласно которому каждые двадцать девять часов движения, скотовоз должен разгружаться на специальных карантинных площадках для отдыха животных. В России такие площадки есть, но по каким-то причинам они не принимаются ветеринарными службами некоторых стран. Например, Нидерланды не принимают ни одной нашей площадки, Германия принимает частично, а вот Дания и Чехия претензий не имеют. Последняя карантинная площадка для передержки животных, которую принимают Нидерланды, например, находится Польше, на границе с Беларусью. Учитывая среднюю скорость движения скотовоза, можно говорить о том, что скот из Нидерландов в Россию мы можем ввезти в Москву, Калугу, Курск, а в Пензу, и тем более, дальше, в Уфу, например, нет. Еще в марте прошлого года специалисты из Нидерландов должны были лично приехать осмотреть наши площадки и дать заключение, но в связи с введением карантина теперь уже для людей, вопрос остался нерешенным.

– Как переносят животные дорогу? Будут ли проблемы с адаптацией на местах?

– Если все животные здоровы, если соблюдены все карантинные условия и правила перевозки, если ферма подготовлена к содержанию такого скота, соблюдаются правила кормления, ухода, обеспечивается ветеринарное и профилактическое обслуживание, то никаких проблем не будет.

– Отсюда вопрос: стоит ли фермеру покупать племенной импортный скот, если у него нет возможности обеспечить соответствующие условия для реализации полного потенциала животного? Часто бытует мнение, что пусть животное не сработает на сто процентов, но это все равно будет лучше, чем купить корову на местном племзаводе. Так ли это?

– Смысл в покупке высокопродуктивного скота есть, если фермер, работая со своим скотом, добился определенного уровня. Если твое стадо показывает результат шесть-семь тонн годовой лактации, если строишь новый современный комплекс, если есть мощная команда, знающая, как работать с таким скотом. А если ты доишь три тонны молока, корма на ферме посредственные, и думаешь, что если купить элитный скот и дело пойдет, то нет, не надо. В таких условиях и российский племенной скот не выживет. Я даже стараюсь не работать с покупателями, которые настроены таким образом. Это потом сработает для нас как антиреклама.

– Что лучше покупается – телки, нетели, коровы? Какие породы интересуют наших фермеров?

– Самый универсальный товар – нетель. У нее крепкое здоровье, она еще не телилась, но при этом гарантируется стельность, хорошо переносит длительную перевозку. Покупать телок рискованно – вдруг она не покроется, ее надо доращивать до покрытия, заниматься первым осеменением. Коров вообще не имеет смысла возить, во-первых, животное уже отработало часть ресурса, а во-вторых, никто не продаст хорошую корову, «такая корова нужна самому», только выбраковку. В основном, ввозят голштинов.

– Понятно, что рынок племенного скота представлен уже хорошо известными нашему фермеру породами. Новые породы из-за рубежа сразу после выведения на российском рынке не появляются. Но если покупатель наслышан о какой-то породе, малоизвестной в России, но уже хорошо зарекомендовавшей себя в странах Европы, ему привезут таких животных?

– Да, бывает, что фермер хочет какую-то породу, которая у нас еще не зарегистрирована, не ввозилась. Я сразу спрашиваю – насколько он себе представляет работу с этой породой, чем будет кормить, как содержать, чем осеменять. Если порода не зарегистрирована, то ввоз будет стоить дополнительных денег. Как правило, после этого фермер начинает думать в правильном направлении.

– По сути, если порода не зарегистрирована в России, то, какого бы качества скота ни ввезли, это будет товарное стадо?

– Да, это будет товарное стадо, но с документами о том, что допускается к племенной работе. В будущем, если будет результат, породу можно зарегистрировать. Так, например, в Россию завозили Монбельярдскую породу, которая сегодня уже зарегистрирована в России. Также относительно недавно завезли Бельгийскую голубую породу КРС. Несмотря на свой внешний вид, эта порода все больше завоевывает доверие покупателей. Покупать импортный скот можно и на товарное производство, и для племенной работы.

– Работая с высокопродуктивным импортным скотом, какую цель перед с собой ставит бизнес, прежде всего, – максимальные надои или получение потомства?

– Сегодня надо нацеливаться на результат и в том, и в другом направлении. Но не надо сразу гнаться за удоями, стараться получать по двенадцать тонн молока. Оптимально восемьдевять тонн за лактацию и теленок. Надо понимать, что это дорогие животные. Цена за каждую голову от двух тысяч евро и выше. Если в прошлом году нетель стоила, например, сто сорок тысяч рублей, то с учетом роста стоимости евро, в этом году она стоит уже сто восемьдесят тысяч рублей. Вкладывая такие деньги, нужно правильно распорядиться ресурсами животного, чтобы отбить затраты: нужно и молоко, и потомство.

– Есть ли в России специалисты для работы с КРС такого уровня?

– Есть, но их единицы, и это очень дорогие специалисты, которых холдинги переманивают друг у друга, не скупясь на условия. Но среди наших покупателей не только холдинги. Например, в Орловской области на месте бывшего совхоза работает крупная ферма с откормочной площадкой на пять с половиной тысяч бычков. Зарабатывая на реализации мяса, ферма ежегодно покупает тричетыре скотовоза КРС молочного направления. В феврале этого года мы привезли из Голландии одиннадцать скотовозов с нетелями на новый современный молочный комплекс. Такие предприятия уже не редкость во многих регионах страны, поэтому ввоз скота из-за рубежа будет продолжаться. Силами отечественных племенных хозяйств задачу обеспечения крупных комплексов качественным поголовьем не решить.

Благодарим Игоря Околкова за предоставленные фото

Просмотров : 938
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.