Подписаться на новые статьи
Мясные рекорды и парадоксы в России
13 мая 2021

Мясные рекорды и парадоксы в России

За год жизни в условиях пандемии рынок претерпел серьезные изменения. Его нынешнее состояние трудно поддается анализу и уж тем более прогнозам, но определенные тенденции всетаки выстраиваются в единую цепочку. А за последний месяц самым обсуждаемым стал сегмент мясного животноводства. Здесь происходят противоречивые вещи, начиная от динамики цен на мясо и заканчивая объемами его потребления. Давайте попытаемся разобраться и представить, что нас ожидает в ближайшем будущем.

Производство пошло в рост

Объем производства мяса в 2020 году, по данным Росстата, вырос на 11% и достиг 3 млн т. Этой устойчивой в последние годы динамике роста не помешали даже коронавирусные препоны. Показатели оказались выше прошлогодних и у говядины, и у свинины, и у других видов мяса, за исключением птицы – его произвели на 5,7% меньше. Даже производство мясных полуфабрикатов выросло на 7,6%. Но такое насыщение рынка в плюс ему пока не пошло. С другой стороны, на фоне сумасшествия, которое происходит с ценами на другие продукты (например, на яйца), мясо держится в целом стабильно. Положительных сдвигов же стоит ожидать в перспективе, при том, что темпы роста производства должны только расти из года в год. Так, к 2025 году Минсельхоз прогнозирует объем производства мяса на уровне 16,5 млн т, что с лихвой обеспечит потребности внутреннего рынка и позволит нарастить экспорт. И если сейчас Россия находится на пятом месте в мире по производству мяса (а в 2017-м нас не было даже в топ-10), то уже спустя несколько лет мы можем рассчитывать на твердое место в тройке вместе с США и Бразилией.

Одним из драйверов роста объемов производства мяса стала поддержка мясного животноводства, в том числе для начинающих фермеров – с 2020 года им готовы платить до 5 млн рублей на развитие выбранного направления. Уже действующие сельхозпредприятия могут получить компенсирующую субсидию на возмещение части затрат, плюс для них также доступна система грантов.

Однако в противовес заметному увеличению объемов производства мяса снижается уровень потребления (особенно это касается говядины). В 2020 году он составил 1,94 млн т по стране, что на 3,4% ниже позапрошлогодних цифр. Здесь показательны два момента – падение спроса наблюдается второй год подряд, а нынешние данные стали антирекордом за последние 10 лет. Правда, результаты прошлого года эксперты объясняют влиянием коронавируса. Из-за снижения доходов населения многие переключились на более дешевые виды – прежде всего, это мясо птицы и свинина. Между прочим, конкретно по свинине ситуация складывается как раз по-другому. Со второго квартала 2020 года стал увеличиваться спрос на этот вид мяса. Эксперты связывают это с коронавирусным карантином и закрытием границ – вместо путешествий люди стали чаще выбираться на природу и устраивать пикники с шашлыком. В результате потребление свинины составило 27 кг/чел., что стало рекордом в новейшей истории России. В 2019-м году этот показатель был на уровне 26,6 кг/чел., а в 2018-м – 25,5 кг/чел. В этом году, судя по темпам спроса, интерес к свинине сохраняется на уровне, но в целом по мясу он падает.

Именно финансовая составляющая становится в итоге главной проблемой в снижении спроса. В результате получается некий парадокс – мяса производится больше, но его потребление падает. И в плане прогноза относительно этой ситуации аналитики расходятся в мнениях. Одни считают, что к концу первого полугодия все стабилизируется, цены подкорректируются, а спрос подрастет. Другие же не видят перспектив для снижения цен, но и дальнейшего удорожания тоже не ожидают.

Экспорт решит проблему?

Россия экспортирует мясо и мясную продукцию в 62 страны мира – география поставок регулярно растет. Значительно увеличились и объемы – только за прошлый год они выросли на 55%. Безусловно, лидером в экспортной структуре российского мяса является свинина (187 тыс. т в 2020 году), тогда как поставки говядины составили 16 тыс. т. Этот показатель тоже стал больше, но многие эксперты уверены, что для развития мясного животноводства в России важно еще сильнее наращивать экспорт. В частности, генеральный директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк считает, что нам пора перестать воспринимать производство говядины главным образом сквозь призму продовольственной безопасности страны. По его мнению, если ориентироваться в первую очередь на обеспечение потребности внутреннего рынка, добиться значительного шага вперед в отрасли будет крайне сложно. В идеале, как считает Костюк, объемы должны быть такими, чтобы большая часть говядины шла на экспорт, а самая подходящая по характеристикам и вкусовым качествам оставалась в России.

В качестве действенной меры повышения производства некоторые аналитики рассматривают зарубежную модель, когда абсолютное большинство поголовья сосредоточено в небольших фермерских хозяйствах. Если у аграриев будет возможность приобретать поголовье КРС и хорошо на нем зарабатывать, это будет стимулировать развитие отрасли в целом. Но, принимая во внимание российские реалии, понятно, что покупать скот в нужном количестве фермеры, владеющие небольшими хозяйствами, не в состоянии. Об этом говорит и тот факт, что последние три года наблюдается рост производства мяса крупными предприятиями и снижение как раз у мелких фермеров.

Альтернативное мясо

Одной из причин роста цен на классическое мясо, по мнению ряда экспертов, стала определенная переориентация рынка, в котором все большую роль начинают играть растительные аналоги мяса. Пока, впрочем, это влияние вовсе не глобальное и не факт, что будет таковым. Однако спрос на такую продукцию с каждым годом растет, и в ближайшие 20-30 лет доля заменителей мяса, по прогнозам, может достигнуть 1/4 от всего рынка. Этому будет способствовать и соответствующий вектор развития некоторых предприятий, которые уже сейчас строят заводы по производству продукции из растительного белка. Дело в том, что на зарубежные товары из этой категории цены, как правило, кусаются, поэтому отечественные производители, стремясь выигрывать конкуренцию в этой нише, хотят получать сырье сами. В таком случае они смогут реализовывать продукцию по доступной цене и тем самым увеличивать спрос. В этой связи в ближайшие годы возможно заметное снижение цен (до 30%) на растительные аналоги мяса.

Более того, бытует мнение, что текущее подорожание мяса как раз связано с целенаправленной «атакой» на эту отрасль со стороны производителей альтернативных продуктов, имитирующих мясной белок. Сейчас это направление активно развивается, и есть версия, что новые игроки рынка пытаются расчистить себе теплое местечко, чтобы в дальнейшем производить продукцию, не зависящую от стоимости свинины, говядины или птицы. Рациональное зерно в этом предположении, конечно, есть, но на полноценную версию оно все же не тянет.

Интересно, что на сегодня в России только 2% населения являются вегетерианцами, но при этом около 50% не против периодически включать в свой рацион растительные заменители мяса.

Что будет дальше?

Производители настаивают на дальнейшем повышении цен на мясо и мясную продукцию, объясняя это тем, что за последнее время существенно подорожало сырье и корма. Но торговые сети и так пытаются придерживаться аккуратной ценовой политики, дабы окончательно не отпугнуть покупателей, у которых и так глаза на лоб лезут при взгляде на ценники.

Многое будет зависеть от того, как себя поведут ритейлеры. Пляски под дудку производителей, скорее всего, снизят спрос и уронят выручку, т.к. при более высокой цене покупатель пойдет в другую торговую сеть или откажется от продукта вовсе. И если отток покупателей станет слишком большим, в выигрыше не окажется ни одна из сторон.

Твердая же позиция по сохранению текущего уровня цен, в конечном счете, добьет производителей, что приведет к снижению предложения и автоматическому подорожанию товаров в магазинах. Хотя есть и второй вариант, даже более вероятный в нынешних рыночных реалиях. Производители могут начать компенсировать свои убытки за счет удешевления себестоимости выпуска продукции. Например, использовать менее качественные и более доступные ингредиенты. Такое будет несложно провернуть с мясной продукцией и полуфабрикатами, чтобы не увеличивать их стоимость для конечного потребителя. А вот с чистым мясом так сделать не получится, поэтому оно, по всей видимости, все же вырастет в цене.

Кроме того, наверняка продолжится применение различных хитростей вроде уменьшения объема или количества товара в упаковке (как с пресловутыми девятью яйцами).

Получается, что торговым сетям нужно будет удерживать баланс, оставаясь между двух огней. Любопытно, что Минсельхоз в этой ситуации держит нейтралитет. С одной стороны, в ведомстве заявляют, что не видят реальных оснований для удорожания мяса, а с другой не спешат прикладывать усилия к регулированию цен.

Не будем забывать и еще об одном звене – торговле на рынках и ярмарках. Здесь другой принцип ценообразования в сравнении с ритейлерами и действуют иные механизмы взаимодействия с производителями. У торговых сетей больше маркетинговых возможностей для привлечения покупателей (реклама, акционные предложения и т.д.). С другой стороны, предприниматели, реализующие продукцию на рынке, не так скованы определенными обязательствами при формировании цены на мясо. Благодаря этой гибкости, скорее всего, в этом сегменте больших потрясений быть не должно.

Выходит, нужно быть готовыми к росту цен на мясо и возможным изменениям рецептуры в мясных продуктах с добавлением более дешевых ингредиентов. Масштабы этих изменений вряд ли кардинально повлияют на рынок, но незаметными точно не останутся для всех его участников. И больше всех, как обычно, будут страдать конечные потребители.

Сергей Кузнецов

Просмотров : 1171
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.