Подписаться на новые статьи
«Золотые» клубни
11 ноября 2021

«Золотые» клубни

Россияне не успевают за ростом цен на продукты, а на некоторые товары они взлетают с такой скоростью, что только и остается искать причины и разгребать послед - ствия. Этой осенью страну накрыл картофельный коллапс. Цены резко взмыли вверх не по сезону, покупатели принялись запасаться впрок, а анали - тики рисуют не самые приятные перспективы. Так чего же ждать на самом деле?

Сбой в системе

Цены на картофель традиционно поднимаются вес - ной, когда нового урожая еще нет, а запасы старого уже на исходе. Однако летом по мере сборов рынок снова насыщается, и цены опускаются, держась примерно на одном уровне, как минимум до зимы. Это традицион - ный сценарий, который в этом году сильно изменился. Уже в сентябре рост цен в 2-3 раза заставил россиян скупать картофель чуть ли не мешками, как в старые добрые времена, а продавцы на рынках и особенно тор - говые сети грамотно пользуются ажиотажным спросом.

В середине сентября средняя стоимость картофеля в Волгоградской области, по данным облстата, превысила 41 рубль за килограмм. А на прилавках легко можно встретить и ценники с 60 и 70 руб./кг. В целом же по стране с начала года картофель подорожал на 39%.

Размер – не главное?

Одна из причин сложившейся ситуации – проблемы с урожаем картофеля из-за непогоды (дождей и засухи) весной в ряде регионов. По данным Российского карто - фельного союза, особенно плохи дела с крупными кор - неплодами, доля которых вместо традиционных 80% близка к 50%. Это катастрофически мало и автоматиче - ски будет влиять на уровень цен. Чтобы как-то нивели - ровать последствия этого скачка, в картофельном союзе предложили ретейлерам продавать мелкий картофель (от 45 до 55 мм), фасованный в упаковки. Такой трюк торговые сети использовали еще в прошлом году, чтобы сбить ценники на картофель в ожидании нового урожая.

Вот только сейчас доля такого картофеля стала намного больше, и речь уже идет не о дополнительном ассортименте на короткий срок, а о долгосрочной мере. Конечно, не исключен вариант, что сетевики откажутся от подобной идеи и не станут заполнять прилавки мини-картофелем – во всяком случае, в больших коли - чествах. Тогда производителям придется искать другие каналы сбыта. Мелкий картофель в этом смысле может пригодиться для вторичной переработки. И если на производство чипсов его вряд ли возьмут, то на пюре или картофельные хлопья – вполне. К тому же требования там не такие жесткие.

А пока ретейлеры взяли на вооружение другой хитрый ход. Чтобы на прилавках не была представ - лена исключительно дорогая картошка, они разбав - ляют ассортимент относительно дешевой (сопостави - мой со старой ценой), но при этом заметно уступающей по качеству. Альтернатива в итоге вырисовывается так себе – взять не очень устраивающий картофель по при - близительно старой цене либо заплатить за хороший в 1,5-2 раза больше.

Вполне вероятно, что торговые сети в нынешних условиях будут в большей степени обращать внимание на импортный картофель, который теперь по цене уже не будет сильно отличаться от отечественного. Такая история обычно больше характерна для весны – когда требуется заполнить прилавки к концу сезона, а агра - рии еще не начинают продавать ранний картофель, его частично везут из-за границы. Но сейчас это может быть сделано уже осенью.

Откуда цены растут?

Аналитики считают, что в таком бешеном росте цен виноваты в первую очередь сами производители. Если даже в прошлом году при продаже непосредственно с полей картошка стоила в пределах 10-15 рублей за килограмм, то сейчас фермеры реализуют ее по 25-35 руб./кг. И ведь люди покупают, реагируя на поднявшу - юся в обществе и СМИ волну о «картофельном кри - зисе». Многие думают, что если уже сейчас такие цены, то лучше запасаться впрок, иначе к зиме все станет еще хуже. Производители же этим пользуются и, пока есть спрос, продают урожай по завышенным ценам. Даже те аграрии, которые не планировали увеличивать цены до текущего уровня, все равно сделали это, глядя на дру - гих и на то, с каким рвением покупатели приобретают картофель мешками и сетками. Фермеры размышляют в духе: «А чем я хуже?» и отталкиваются от того, что в ситуации ажиотажного спроса можно легко манипули - ровать ценами. И если мы говорим об уровне цен в рай - оне 30 рублей за килограмм при продажах с полей, то несложно догадаться, как они возрастут на прилавках рынков и магазинов.

Есть мнение, что повышенный спрос искусственно создали сами аграрии. Якобы из-за неважного уро - жая они начали формировать запасы, наполняя овощех - ранилища и придерживая картофель, идущий на про - дажу. Это наложилось на другие причины, из-за чего на рынке и случился дефицит «второго хлеба». Когда ситуация будет к этому располагать, производители реализуют его на выгодных для себя условиях, но вот конечные потребители при таких раскладах в любом случае остаются в минусе.

С учетом того, что население в итоге оказалось готово платить за картофель больше, проявилась и другая проблема. Большинство экспертов сходятся во мнении, что если бы не было такого высокого спроса и люди бы отреагировали на резкое повышение цен снижением интереса к товару, то цены естественным образом пошли вниз. А сейчас производителям просто развязали руки. Конечно, есть какой-то допустимый предел, после которого большая часть покупателей начнет задумываться о целесообразности приобретения картофеля, но пока ажиотаж говорит о том, что до этой отметки еще далеко.

Насколько все серьезно?

Директор Национального союза производителей плодов и овощей Михаил Глушков не видит поводов для паники и даже для тревожных настроений. Более того, он вообще считает преждевременным делать какие-то выводы, как минимум до конца октября, когда уже будет убрана большая часть картофельных полей. Вполне возможно, что к тому моменту ситуация будет восприниматься уже не столь остро. Глушков уверен, что дефицита картофеля на рынке точно опасаться не стоит, его могут в какой-то степени ощутить разве что перерабатывающие предприятия. Но у них на этот счет всегда есть план Б, предполагающий дополнительные поставки из-за рубежа.

В долгосрочной перспективе стоит отметить стремление повысить в России объемы производства картофеля высокого качества. Так уж исторически сложилось, что эта культура занимает важнейшее место в продуктовой корзине среднестатистического россиянина. Одновременно с этим производство картофеля остается одним из ключевых направлений продовольственной безопасности страны.

Понятно, что и к вопросу качества в такой ситуации требуется особый подход. Поэтому сейчас активно обсуждается взаимодействие науки и бизнеса касательно использования новых технологий в картофелеводстве. Кроме того, в рамках стратегии развития этой отрасли планируется за ближайшие 5 лет сместить акценты с выращивания в фермерских и личных подсобных хозяйствах на крупных производителей.

Планы на будущее

В Картофельном союзе России напоминают, что за последние 15 лет производство картофеля в товарном секторе выросло с 3,8 до 6,8 млн т при общем сокращении объемов. Но к 2026 году стоит задача увеличить эту цифру чуть ли не в 2 раза – до 10-11 млн т. Это позволит насытить внутренний рынок, с лихвой закрыть импорт и при этом иметь запас на случай погодных и прочих сюрпризов, влияющих на урожай. Вот только каким способом это делать эффективнее – за счет повышения посевных площадей или улучшения урожайности – окончательно пока не ясно. За последние годы урожайность картофеля в среднем по России ежегодно росла на 1 т/га и сейчас составляет порядка 25 ц/га. Но чтобы выполнить задачу интенсивным путем, нужно стремиться к показателю в 30-32 ц/га. Такие цифры не выглядят чем-то фантастическим и недосягаемым, но для этого придется хотя бы сохранить тенденцию ежегодного роста урожайности на тысячу тонн с гектара.

Но вернемся от долгоиграющих планов к обозримому будущему. Чтобы производители картофеля и овощей в целом чувствовали себя увереннее уже сейчас и не стремились при первой же возможности взвинтить цены, правительство будет выделять им субсидии. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев уже анонсировал, что на 2022-й год для поддержки овощеводов заложили дополнительные 5 млрд рублей. Предполагается, что они пойдут на модернизацию производства, а также на строительство овощехранилищ и специальных центров для селекции и семеноводства. Выискивать деньги на эти цели из своей оборотной деятельности больше будет не нужно. А малым и средним предприятиям помогут еще и с налаживанием прямого сбыта своей продукции.

Собственно, как подчеркивает большинство экспертов, больше всего в подобного рода поддержке нуждаются ЛПХ, на долю которых по-прежнему приходится большая часть производства картофеля в России. При этом их число в стране заметно сокращается в последние годы, поэтому господдержка именно этого сегмента могла бы не только удержать рынок на плаву, но и вдохнуть в отрасль новую жизнь, от чего выиграли бы все участники, в том числе конечные потребители.

А еще правительство уже утвердило концепцию развития системы оптовых продовольственных рынков (ОПР). Эта структура позволит создать в стране четкую, понятную и эффективную систему оптовой торговли продовольственной продукцией. Среди прочего, она существенно облегчит доступ производителей сельхозпродукции к прямым каналам сбыта, что снизит их затраты и в конечном счете положительно скажется на потребительских ценах. За рубежом подобные системы уже зарекомендовали себя, и как раз овощеводы в результате оказались в выигрыше чуть ли не больше всех – в этой отрасли система, как оказалось, работает особенно эффективно. Как будет в России – скоро узнаем. А пока остается ждать и надеяться, что картофельный кризис и вправду сильно преувеличен, и те проблемы, которые обнажились сейчас, удастся решить принимаемыми мерами.

Сергей Кузнецов

Просмотров : 1534
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.