Важным вектором в вопросе развития фруктового богатства страны является направление органической продукции. Профильный закон вступил в силу еще с 2020 года, и он предполагает наращивание объема органики на продовольственном рынке России до уровня потребления 20% населения.
Производителей органической продукции в стране пока не более сотни, а в странах, где это направление развито – несколько тысяч. Поэтому, пока эта ниша в отечественном сельхозпроизводстве не особо занята, у аграриев, выращивающих фрукты, есть возможность воспользоваться шансом и начать производить полностью натуральную продукцию: яблоки, груши и т.д.
В этом секторе определенно можно будет рассчитывать на господдержку, он интересен инвесторам и вообще перспективен как минимум на ближайшие несколько лет. А вступающий в силу с 1 марта 2022 года закон о сельхозпродукции с улучшенными характеристиками станет в этом деле дополнительным подспорьем.
Правда, пока в России заниматься производством органической продукции означает брать на себя определенный риск. Четкой стратегии, расписанной на несколько лет вперед, по-прежнему нет, зато уже есть регулирование: вышеупомянутые законы, по крайней мере, регламентируют эту отрасль. И все же делать ставку на органику в пандемийное время, когда себестоимость производства только растет, решится далеко не каждый желающий. Получается, выращивание органических фруктов – дело хоть и перспективное, но несущее достаточно серьезные риски. Но вместе с тем развитие фруктового производства в России нельзя рассматривать в отрыве от этого направления.
Причин роста – несколько.
В случае с урожаем фруктов можно говорить о том, что сошлось несколько факторов. Помимо благоприятных погодных условий и инвестиционной активности, нельзя не учитывать еще один нюанс. В среднем срок жизни садов составляет около 50 лет, но самые урожайные из них – первые 10-12. В то же время пик плодоношения обычно приходится на 5-6 год с момента посадки. Соответственно, в минувшем году активно давали урожай те деревья, которые были посажены в 2015-2016 годах. Отсюда делаем вывод, что далеко не все факторы роста урожайности можно рассматривать в разрезе недавних изменений. Некоторые усилия дают отложенный эффект лишь спустя несколько лет.
Означает ли это, что в ближайшие годы можно не ждать высоких показателей по урожаю фруктов? На самом деле нет. Это было бы актуально, если бы в конкретные год-два шла интенсивная высадка садов, а потом все резко сошло на нет. В России же такого резкого всплеска не было, соответственно, и опасаться сильно заметного снижения объема сборов не стоит.
– Природно-климатические условия Волгоградской области позволяют вести промышленное производство в садах интенсивного типа всех основных плодовых культур. Это яблони, груши, черешни, вишни, сливы и т.д. При этом никаких поправок на качество, связанных с внешними условиями, в сравнении с зарубежными эталонами быть не должно. Мы все можем сделать на уровне международных стандартов: Италии, Франции, Испании, Голландии.
Валерий Бгашев, фитовирусолог, кандидат сельскохозяйственных наук
Подводя итоги, стоит отметить, что рост урожая фруктов обеспечил целый комплекс причин, большинство из которых продолжит оказывать влияние на рынок и в дальнейшем. Стало быть, есть все предпосылки ждать новых рекордов в ближайшие годы.
Сергей Кузнецов