17февраля продолжился съезд АККОР, к сожалению, трансляция была не полной, но основные моменты мы вам озвучим.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в своем выступлении основной упор сделал на отсутствие достаточного количества удобрений, их дороговизну, и, как обычно, правительство обещало принять меры. Какие меры – конкретно не уточнялось, кроме того, что меньше отправим за границу, так что просим дать обратную связь, действительно ли у вас что-то изменилось, обеспечено ли ваше хозяйство удобрениями. Второй вопрос – программа комплексного развития сельских территорий. Сколько бы о ней не говорили, но за последние 30 лет количество сел и деревень только сокращается.
Говорили о развитии малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов, о потенциале, где основной момент – инвестиции. Не будем комментировать эти моменты, так как основной постулат «Нужны стабильные цены и меры господдержки» слишком расплывчат и не имеет сроков. На сегодня господдержку получают 11,2 % участников сельхозрынка – аграриев, т.к. дополнительные требования, отчетность, сложность процедуры перечеркивают эту инициативу.
Стоимость дизтоплива уже 59 руб. за тонну, а еще год назад эта цифра составляла 45 руб./т, и это перед началом посевной. Добавим сюда отсутствие удобрений. Если идти такими темпами – посевная 2023 года будет сорвана. Говорили фермеры и о страховании. Как пример, в 2021 году застраховали посевы. В мае температура воздуха поднялась до 40⁰С. Это страховой случай, но вызванный эксперт не приехал, не через 10, не через 20 дней. Как итог, вместо 30 ц/га, собрали 11 ц/га. Фермеру осталось только подавать в суд, так как после полной оплаты страховой премии он остался ненужным. Не остался без внимания и кадровый вопрос, к сожалению, молодежь продолжает уезжать из сел. При таком темпе убыли через 10 лет людей в деревнях не останется.
Недобрым словом прошлись фермеры по системам Меркурий, Сатурн и Зерно, которые призваны улучшить систему отчетности и помочь фермерам, но на деле они лишь дублируют отчетность, создавая очередные бюрократические препоны.
Глава КФХ Алексей работает с 2012 года, имеет 1300 га для пастбищ, занимается молочным животноводством. Фермер за свои средства помогает ФАП, чистит дорогу, берет на себя социальную нагрузку. При этом Алексей не может получить субсидии: «Или я собираю бумажки, или работаю. При отсутствии специальной службы у мелких хозяйств, субсидии получают только крупные хозяйства. Анализ молока мы, при небольших объемах, делаем каждый день. Конечно, грантовая поддержка – это хорошо, но этого недостаточно. В тот механизм не внесена величина инфляции. А всем нам известно, что цены на металл и на стройматериалы выросли в два раза. Как мы можем прогнозировать?»
Татьяна Передерей, председатель АККОР Тамбовской области внесла предложение о создании франшизы для сельхозкооперативов, где можно продавать свою продукцию под единым брендом. Замечательное предложение, тем более мы знаем, что по такому принципу работают европейские сельхозкооперативы.
Глава КФХ Олейников, по совместительству председатель АККОР Курганской области работает с 1994 года. Он обратил внимание присутствующих на резкое падение качества запасных частей: «Запасные части сделаны, как из пластилина. Причем беру по 100, 300, 500 рублей – качество отвратительное везде».
О ценах на металл сказал и глава КФХ Колесников из Ставропольского края. Фермер получил уже второй грант на молочное семейное животноводство, построил убойный цех, но: «Цена металла была 40 тыс. рублей, а к реализации 120 рублей за тонну». На свои 300 гектаров земли фермер получил 8000 рублей субсидии, что не оправдало даже бензин. Еще тяжелее с арендой пастбищ: «Не можем получить землю в аренду. Дошло до 100 тыс. рублей за гектар. Мы проигрываем холдингам, я считаю, что КФХ должны иметь приоритет и субсидии необходимо довести до 50%».
Среди злободневных проблем фермеры отметили, что необходимо ужесточить наказание за бродячий скот, который уничтожает посевы и распространяет заболевания.
Ольга Уманская f