Запрет на экспорт приведет к значительному увеличению собственных запасов зерна. За несколько месяцев, пока будут действовать ограничения, по подсчетам аналитиков, в России накопится порядка 20 млн т зерна «сверху». Здесь свою роль может сыграть тот факт, что крупнейшие импортеры нашего зерна – Турция, Египет и Казахстан. Все эти страны остались в стороне от экономической войны с Россией, что в теории может позволить им рассчитывать на получение части этих запасов в будущем (не исключено, что на неких льготных условиях).
Существуют опасения, что отечественные аграрии на фоне этой ситуации захотят подольше придержать свои запасы зерна. В условиях совершенно непредсказуемой ценовой политики это для них может стать достаточно надежным активом. Но такой маневр чреват тем, что, в конечном счете, можно остаться в проигрыше, если цены вдруг, наоборот, снизятся. Или потенциальные покупатели приобретут товар в другом месте. Так, есть вероятность, что традиционные экспортеры российского зерна временно начнут закупаться в других странах – например, в Австралии, Аргентине, США.
Но в долгосрочной перспективе такое сотрудничество они рассматривать не будут, чтобы с улучшением внешнеторговой ситуации в мире вновь вернуться к поставкам из России, которая однозначно останется мировым лидером по экспорту пшеницы, несмотря ни на что. Уж слишком сильны наши позиции и чересчур велика зависимость остальных стран от российского зерна.
Кроме того, запрет на экспорт в страны ЕАЭС не позволит продавать зерно через них другим покупателям. Раньше это было возможно, поскольку на поставки в ЕАЭС не требовалось оформлять экспортные документы. Теперь такой лазейки в ближайшие месяцы не будет, что сильно осложнит жизнь странам, которые не производят своего зерна и сильно зависят от его экспорта.
Для России текущее положение дел — своего рода вызов. С точки зрения семеноводства это хороший повод заняться развитием отечественной базы. В условиях тотального дефицита импортных семян сделать это было бы гораздо труднее, а сейчас, когда недостаток носит в большей степени локальный или частичный характер, вполне можно подтянуть собственное производство по некоторым позициям.
Использовать во благо реально, в том числе, и ситуацию с ограничениями на экспорт, из-за чего в России скопятся серьезные запасы зерна. Во-первых, появится отличный стимул модернизировать зернохранилища, которые затем пригодятся при наращивании объемов производства (предпосылки к этому есть). Во-вторых, можно оценить поведение других стран на рынке в условиях дефицита российской пшеницы и сделать необходимые выводы на будущее. В-третьих, как отметили в аграрном комитете Госдумы, происходящее положительно скажется на птицеводческой отрасли, т. к. зерна на корма тоже останется гораздо больше, и цены на них неминуемо снизятся.
подготовил Сергей Кузнецов