Василий Обмочиев: « Секрет экологичности: год – пруд, год – бахча»
Середина июля. На астраханских рынках развалы дынь и арбузов. Сладкие, спелые, как уверяют продавцы. Не удержались от покупки и мы. На рынке в Икряном присматриваем себе «полосатика».
- Чьи арбузы? – спрашивает у продавца подошедшая вместе с нами дама в плетеной шляпе.
- Обмочиевские, - отвечает продавец, и дама просит выбрать ей пару арбузов средних размеров.
Идем к следующей горе сладких ягод, и уже с видом знатоков спрашиваем, чьи арбузы.
- Обмочиева, берите, красные-красные, - продавец уже готов взвесить нам огромный арбуз с желтым бочком.
- Нет еще у Обмочиева арбузов, - вступает в разговор молодой парень в синей футболке. – И до августа не будет. Не «обмочиевские» это.
Уходим и от этого продавца, оставляя его спорить с парнем. Стало интересно, что за арбузы такие чудесные, или сорт такой? У третьего продавца уже в лоб спрашиваем:
- Арбузы обмочиевские?
- Нет, дагестанские. Обмочиевских пока нет, все ходят, спрашивают, но надо ждать еще. Берите мои, сладкие.
Честность – половина дела, берем здесь арбуз, кстати, как оказалось потом, действительно спелый и сладкий. Но, уехать из села, не узнав про обмочиевские арбузы, мы уже не можем.
Лилия Миграфовна Кочеткова, начальник аграрного отдела управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Икрянинского района, нашему интересу не удивляется:
- Обмочиевские арбузы это уже наш, икрянинский бренд. Люди на рынке спрашивают именно арбузы, выращенные на бахче Василия Обмочиева, а недобросовестные продавцы пользуются этим, и под маркой обмочиевских арбузов продают все, что угодно. Но Обмочиев еще не начинал собирать урожай, первые арбузы у него будут только через две недели. Почему обмочиевские арбузы пользуются такой популярностью? Дело даже скорее не в том, что Василий Анатольевич выращивает экологически чистую продукцию, а в том, с какой любовью он относится к своему делу, с заботой, и люди это знают, доверяют.
Поля фермера Обмочиева расположены на землях Маячинского сельсовета. Добраться туда можно только на пароме через реку Бахтемир. Вроде бы недалеко, но без парома не доберешься.
Обмочиев показывает нам поля: арбузы, дыни, тыквы, помидоры. Полным ходом идет прополка, трактор обрабатывает междурядье от сорняков.
- Если вовремя все делать, не давать траве разрастаться, то вполне можно обходиться без химии, - рассказывает Василий Анатольевич. – А потом мотыгами в рядках пройдемся, и все чисто будет.
- Много, наверное, рабочих рук надо для ручной прополки? Рабочие придут? - спрашиваем у фермера.
- Зачем? Я с сыновьями управляюсь, а если совсем тяжело и много работы, помогают родные и друзья. С прополкой справляемся, а вот на уборку помощь нужна. Вчетвером мы быстро фуру не накидаем, к тому же, не все у нас просто с отгрузкой фур. Дорог к нам без паромов нет, и со стороны Икряного паром, и со стороны Камызяка паром. Воды в реках мало, с парома крутой подъем на берег, длинномеры въехать ну могут. Только если воды много, тогда без проблем. Но вода высокая бывает раз в десять лет, полагаться на это нельзя. Фуры ждут на большой земле, а нам приходится нанимать несколько «газелей», грузить их на поле, затем перегружать арбузы в фуру. Выходит и двойные затраты на погрузку-подвозку, и времени много надо – паром надо ждать, а то и в обед попадешь, стоишь. Много раз «газелькам» надо съездить, чтобы нагрузить большую машину с прицепом. Некоторые покупатели ждать не хотят, берут арбузы у других, поближе. Но есть те, которые специально приезжают за моими арбузами, терпеливо ждут весь длительный процесс отгрузки. Если бы фуры смогли приезжать на поле – решился бы самый главный вопрос в работе. Заказчик готов 2-3 фуры в день загружать, а мы не можем. Посадить, вырастить – можно, а вот отгрузить фуру – задача труднорешаемая, дорогостоящая.
Все-таки, почему арбузы такие популярные в Икряном, почему покупатели готовы ждать отгрузку, терять время? Поле Обмочиева - это не просто поле, это пруды. Когда в 2007 году Василий Анатольевич занялся фермерством, пруды эти, заброшенные, на 90% заросшие камышом и кустарником, он взял в аренду под бахчу. Несколько лет занимался только расчисткой, все силы и средства уходили, в прямом смысле, в землю. Арбузы сажал, но вырастали они мелкими, слабыми.
- Оказалось, пока гниют в земле остатки от выкошенного камыша, почва наполняется сероводородом, который плохо влияет на культурные растения, - делится с нами Обмочиев. - Тогда я решил вернуть своим полям изначальное назначение – пруды, но с оговоркой: год пруд, год поле. Как раз было два пруда – 150 и 97 гектаров. В один запустил рыбу, второй – бахча, на следующий год поменял. Сразу заметил, растительные остатки гниют быстрее, рыба все подъедает, поле после пруда получается чистым, хорошо удобренным, на нем практически не бывает вредителей, которые зимуют в почве, меньше болезней. Хотя сейчас, по прошествии многих лет, из почвы еще «выскакивают» плохо перегнившие корневища камыша, но на качество поля это уже не влияет.
Выращивает Обмочиев карпа, толстолобика, белого амура. Покупает личинок, выращивает малька в небольшом «выростном» пруду, и выпускает уже в основной пруд. Эти три вида рыб не конкурируют по кормовой базе, поэтому вполне могут соседствовать в одном водоеме. Толстолобик питается планктоном, амур поедает грубые растительные остатки, тот же камыш, а карп любит личинок насекомых, червячков. При этом рыба щедро подкармливается. В этом году жители пруда съели уже 26 тонн пророщенной пшеницы, это самая калорийная пища для рыб, но и дорогая: стоимость на оптовых рынках Астрахани за килограмм зерна – 12,40 рублей. Любят рыбы и кукурузу, она мягче, чем пшеница. К тому же удалось купить кукурузу уже на треть дробленую, всего по три рубля за килограмм. Компании-продавцу вернули из Ирана большую партию забракованной кукурузы, и ее нужно было быстро сбыть. Уже 50 тонн кукурузы высыпал фермер в пруд. Говорит, один килограмм зерна дает один килограмм рыбы, неплохой обмен. Активно подкармливает Обмочиев рыбу камышовым силосом. Косит, размельчает и тут же кидает в пруд, благо этого корма в округе достаточно. Осенью непременно вносит подготовленный навоз – жучки-червячки из него отличное лакомство для рыбы, а для растений, которые будут высажены на поле в следующем году – удобрение.
Никаких удобрений обмочив больше не вносит. Только то, что переработали рыбы, что оставили после себя в пруду, и навоз. Ничего больше. Выходит одна органика.
- Мне говорят, вноси удобрения, больше возьмешь с поля в два раза, - продолжает Василий Анатольевич. – А зачем мне больше? Меня устраивает, что есть. Зато натуральное и чистое. Конечно, если не заниматься землей, на одно место можно возвращаться с арбузами только лет через 7-9 лет. Если удобрять, то раньше, но что там в земле будет? А с прудами я возвращаюсь с арбузами, да и со всем остальным, через год. Пруд не дает почве солонцеваться, гибнут отложенные личинки вредителей, рыбы удобряют. Земля полностью готова к производству нового урожая.
И урожай этот очень ждут жители Икряного, знают, что ни селитры, ничего другого в этих арбузах нет. С конца июля до первых заморозков, а здесь они бывают, обычно, в середине октября, икрянинцы с удовольствием и без опаски едят арбузы, зная, что никакой лишней химии в их организм не попадет.
- Только в самом начале цветения, если нападает какая-то зараза, я опрыскиваю растения, - отвечает на наш вопрос об отсутствии какой-либо химии на его полях. – Нуждается в помощи дыня, ей тяжело справиться самостоятельно. А арбуз я не обрабатываю до последнего, он сильный и справляется самостоятельно. Если приходится обрабатывать, то только участками. Здесь же тоже помощь пруда, болезни не успевают накапливаться, все «вирусы» ослабленные и растения легко справляются с первыми симптомами. Гораздо больше неприятностей доставляют зайцы. Их очень много, живут они прямо на поле, бывало руками ловили. Днем их не увидишь, а ночью выходят, грызут арбузы, да еще самые крупные и красные выбирают. Да ладно бы съедали, а то у одного надгрызут немного корочку и бросают, к следующему перескакивают. Арбуз вроде и хороший, а уже не товарный. Едим сами, раздаем всем. Правда, в начале сентября зайцы уходят.
- А что-то сделать до сентября с зайцами нельзя? Какие меры борьбы с ними есть? – мы начинаем приглядываться и то там, то тут видим огромные арбузы с белыми выгрызенными бочками.
- Ничего, только ругаем, говорим зайцам, что так делать нехорошо, - улыбается Обмочиев.
Но если подумать, за улыбкой этой стоит большой горький вздох. За сезон зайцы могут выбить 20-30 тонн арбузов, а это когда седьмая, когда девятая часть урожая. И как бороться с зайцами, фермер не знает. А вот с грачами справился. Эти птицы тучами налетают на поля и могут уничтожить весь урожай. Метод борьбы оказался очень прост и безопасен для птиц. По периметру поля установлены оглобли метра два высотой, через все поле от одной оглобли к другой натянута веревка, и так через каждые 5-7 метров. Как это работает, чего боятся птицы, какую опасность напоминают птицам натянутые веревки, Обмочиев не знает. Но работает метод безотказно – грачи поля не трогают, кружат рядом.
- К концу августа молодняк грачей выйдет из гнезд, и начнут формироваться новые стаи, тогда здесь у нас вообще все черным будет, - вступает в разговор сын фермера Анатолий. – Про веревки мы не сами придумали, услышали про такое, попробовали – действительно работает. Веревки покупаем сотнями килограмм, но оно того стоит.
У Обмочиева трое сыновей, все после получения образования вернулись в село и работают вместе с отцом, вполне укомплектованная бригада с хорошей кадровой перспективой – у фермера подрастают пятеро внуков, и это еще не предел, гарантируют сыновья. Финансово хозяйство тоже справляется собственными силами, кредитов стараются не брать, при необходимости помогают те же родные и друзья, доверяют.
- Технику надо новую покупать, работать на старом тяжело и не выгодно, - отмечает Обмочиев. – Раньше мы, как нам казалось, экономили – заготавливали силос на старом КИРе, вечно его ремонтировали, бесконечно покупали запчасти. А потом подсчитали, сколько на это денег уходит, сколько простоев в работе пока ремонт идет, и решили купить новый. Теперь не нарадуемся, косим, измельчаем, сразу в пруд, и быстро и без проблем.
- Что приносит больше прибыли, рыба или дыни-арбузы?
- Рыба это для нас скорее инструмент для оздоровления и восстановления почвы. Но, вложенные в нее деньги она отрабатывает и даже приносит прибыль. Основные покупатели нашей рыбы оптовые рынки Самары, приезжают сами, забирают. Из Москвы приезжают, а в последнее время и из Дагестана, хотя там море и своя рыба должна быть. Но вот узнали про нас, покупают. Но основной доход, конечно, арбузы, дыни. Очень рентабельные культуры. Если бы с отгрузкой проблем не было, то рентабельность ее бы выросла раза в два.
На прощание Василий Анатольевич разрезает нам арбуз. Да, спеть ему еще две недели, арбуз розовый, но уже сладкий. Едим и такой, как же уехать из Икряного, не попробовав знаменитых обмочиевских арбузов? Вкусно! Представляем, какими эти арбузы будут, когда окончательно поспеют. Надо вернуться в августе, попробовать.
Людмила Черноносова
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.