Подписаться на новые статьи
Роман Калугин: «Каждый гектар должен работать с максимальной отдачей»
29 августа 2019

Роман Калугин: «Каждый гектар должен работать с максимальной отдачей»

Кто они, молодые фермеры, которые решили связать свою жизнь с сельским хозяйством, как им удается вписаться в этот непростой бизнес и в чем их подход к делу отличается от работы более опытных коллег? Ответ, пожалуй, один – молодым нравится больше экспериментировать, непрерывно искать новые пути развития своего хозяйства, не останавливаться на достигнутом. Роман Калугин из Турковского района Саратовской области – один из глав КФХ новой формации. «Фермер» знакомит своих читателей с опытом его работы.

Помощь приходит вовремя

Так получилось, что поначалу Роман Калугин решил покинуть родное село и начал обустраиваться в Саратове – региональной столице, городе студенческом и молодежном, с богатыми культурными традициями. Но, как рассказывает сам Роман Владиславович, все это время тянуло его на малую родину. Вот уже и семьей обзавелся, и карьера городская неплохо складывалась. Но как только предложили хорошую работу на селе, Роман Калугин решил вернуться: «Супруга моя Марина, хоть она тоже родом из наших мест, поначалу не хотела возвращаться в село. Это сейчас жизнь у нас здесь наладилась, обросла семья крепким хозяйством, появился достаток. А тогда кто ведь знал, как оно обернется?»

Впрочем, многие страхи были вскоре развеяны. К примеру, пресловутая оторванность от «цивилизации». Интернет давно уже решил эту проблему. Да и на машине до Саратова можно доехать за 2,5-3 часа – в столичных мегаполисах люди в автомобильных пробках дольше стоят. Так что все городские блага – музеи, театры, большие торгово-развлекательные центры оказались вполне доступными для посещения. Жаль только, что свободного времени сельское хозяйство оставляет совсем немного. К руководству КФХ Роман Калугин пришел позднее, когда семья унаследовала хозяйство от родителей жены – Татьяны Николаевны Курочкиной и Сергея Васильевича Зотова. Молодые супруги решили, что начатое родительское дело должно быть продолжено. В ту пору посевная закончилась, не за горами была уборочная, и Роману требовалось как можно скорее войти в курс нового для себя дела. Кто знает, как оно обернулось бы в другой ситуации, но в Турковском районе своих не бросают. Здесь сложилось замечательное фермерское братство, когда принято бескорыстно приходить друзьям и коллегам на помощь. Кто первый отсеялся или уборку закончил, всегда позвонит, поинтересуется: «Ребята, помощь нужна, а то мой агрегат освободился уже?» Прямые затраты, конечно же, компенсируются, но об извлечении прибыли речь не идет. Ну а к начинающему Роману Калугину вообще отношение сложилось особенное.

– Мой дед, Сапожников Роберт Александрович, почетный гражданин района, долгие годы работал директором совхоза «Чернавский», возглавлял администрацию Турковского района, – поясняет Роман. – Все мое детство прошло вместе с дедом, всегда в полях был рядом с ним. Поэтому меня с малых лет знали самые опытные фермеры нашего района – Бурмистров, Оськин и другие. И когда я встал на этот непростой крестьянский путь, они всячески старались поддерживать меня: объясняли, как лучше настраивать агрегаты, как и в какое время проводить обработку почвы, защищать растения от вредителей и болезней, сеять и собирать урожай. Огромная благодарность им всем за это!

Неоценимую поддержку оказал и опытный коллектив собственного фермерского хозяйства. Люди не первый год в поле, поэтому без лишних подсказок знали, что и как им следует делать.

Эксперименты не прекращаются

Всего хозяйство располагает 700 га земли, занимается выращиванием зерновых и подсолнечника. Но техника требовала замены. А чтобы не отстать от требований рынка и получать экономически обоснованный уровень рентабельности, необходимо было выстраивать эффективную стратегию развития КФХ.

– Небольшому КФХ непросто тягаться по уровню эффективности производства с крупными сельхозпредприятиями. Единственное преимущество малых форм – возможность моего личного контроля за всеми производственными и экономическими процессами, заинтересованность в получении высоких конечных результатов, – говорит Роман Калугин. – Единственно верный путь развития в наших условия, – наращивание урожайности и интенсификация производства.

Решено было сохранить сложившуюся систему севооборота: озимая и яровая пшеница, подсолнечник и черные пары. При этом подсолнечник занимает более 200 га. К такой большой его доле подталкивает ситуация на рынке – на сегодня это самая рентабельная культура, на нее стабильно держится высокая цена.

– Было бы экономически выгодно сеять другие культуры, мы бы их сеяли, и не подвергали землю высокой нагрузке, – подчеркивает глава КФХ.

За весомую долю подсолнечника в севообороте приходится платить, и Роман Калугин не скрывает этого: «Немалых денег стоят качественные семена. Без них иметь такую высокую долю подсолнечника в севообороте – невозможно». Действительно, семена должны быть устойчивы к болезням, к заразихе. Гибриды, которые соответствую всем этим требованиям, вроде бы найдены, но эксперименты в хозяйстве не прекращаются.

– Продолжаю поиск самых лучших, самых оптимальных вариантов. Выделил экспериментальное поле, где в равных условиях испытываю восемь гибридов. Есть среди них и под технологию Клеарфилд, и под Экспресс, и под классику. Считаю, что нужно использовать все имеющиеся возможности, чтобы повысить отдачу с каждого гектара.

Небольшие фермерские хозяйства нередко ищут узкие ниши, выращивают редкие или специфичные культуры – в условиях черноземной зоны в качестве примеров можно привести тыкву, чеснок и даже кориандр или лекарственные травы. Однако такой подход, по мнению Романа Калугина, оказался для него неприемлемым. Во-первых, он требует специфических знаний, которые начинающему фермеру почерпнуть было не от кого, во-вторых, требуются определенные денежные вложения, переоснащение сельскохозяйственного парка. Тогда как подсолнечник и пшеница, по советам более опытных коллег, дают в здешних условиях наибольшую экономическую отдачу. К примеру, в прошлом, не самом удачном году, озимая пшеница дала 45 центнеров с гектара.

– Впервые весь урожай соответствовал третьему классу. Это была моя личная победа. Высокий класс – высокая стоимость и более высокая прибыль.

В этом году фермер вновь проводит мероприятия, которые работают на повышение качества зерна: внесены основные удобрения – аммиачная селитра и карбамид, а также листовые подкормки. Даже работа с удобрениями в этом «новаторском» КФХ не обходится без доли эксперимента. Селитра и карбамид, например, имеют разное воздействие на растение. На селитру оно отзывается сразу, а на карбамид – реагирует пролонгировано, поскольку азот в нем содержится в трех формах разной степени доступности.

– В прошлом году проводили эксперименты с карбамидом, искали наиболее приемлемую дозу и форму внесения, в этом - проводим сравнение карбамида с селитрой, чтобы точно знать, какой вариант для нас более приемлем, – отмечает Роман Калугин.

В этом году на полях КФХ было высеяно 50 гектаров гороха. Эта культура насыщает почву азотом и позволит снизить площади, занятые черным паром. Как правило, обработка почвы на полях КФХ проводится классическим методом, с использованием вспашки. Но и здесь Роман Калугин не придерживается шаблонов, действует по ситуации.

– На парах в этом году от пахоты отказался, потому что очень мало влаги в земле накопилось. Задисковали, прокультивировали КПШ – культиватором-плоскорезом широкозахватным, чтобы не иссушать землю, – комментирует он.

Вот так в зависимости от погодных условий старается управлять своими сельхозугодиями молодой фермер.

Будем выращивать сою

Использование крайне дорогостоящих семян предъявляет жесткие требования к подбору и использованию техники. Первым делом приобрели трактор МТЗ. А поскольку и качество сева поначалу было не на высоте, то под замену пошли и сеялки – приобрели новые стерневые, марки «Омичка». Однако в этом году пришлось арендовать сеялку точного сева. Сделанный экономический расчет показал, что такой шаг был оправданным: дорогие семена подсолнечника требуют к себе бережного отношения, неправильное распределение семян в почве и вероятные пересевы обойдутся дороже.

– Хорошим подспорьем для малых хозяйств, оказалась льготная программа Росагролизинга для фермеров-членов АККОР. Она предусматривает отсутствие залога и аванса, отсрочку оплаты первого платежа на 6 месяцев при ставке всего 3,5 процента в год. На эти деньги я взял дискатор, опрыскиватель. Все дело в том, что при использовании арендованной техники всегда есть риск не провести обработку вовремя. Зачастую приходится ждать своей очереди: будь то самолет или самоходный опрыскиватель. Оперативно отреагировав на появление вредителя, можно обойтись малыми затратами с обработкой по краю поля. Просрочка же ведет к полному его заражению, а это уже совсем другие деньги, – пояснил глава КФХ.

Экономические расчеты показали, что старый комбайн стал экономически неэффективным из-за участившихся поломок и увеличения затрат на проведение ремонта. Требовалось купить новый. По словам Романа Калугина, поначалу финансовые организации неохотно шли ему навстречу. Банковский кредит на приобретение нового комбайна Палессе GS10 он получил в рамках белорусской программы субсидирования процентной ставки. Благодаря этому уборочная кампания теперь ведется более высокими темпами.

Как бы то ни было, но глава этого небольшого КФХ постоянно думает об укреплении хозяйства, о наращивании производства сельхозпродукции.

– Буду пробовать выращивать сою. Как и горох, она придет на смену в севообороте черному пару, и станет лучшей заменой яровым культурам, которые не приносят прибыли, – поделился планами глава КФХ. – Соя культура выгодная, цена на нее в последние годы стабильно держится в диапазоне 21-22 рублей, со сбытом также не бывает проблем. Крупный белгородский переработчик покупает ее без ограничений.

До следующего сельскохозяйственного сезона предстоит подобрать схему питания сои, чтобы стручки более равномерно распределялись по высоте растения. В достаточном количестве должно быть в бобах и содержание протеина. Заранее предстоит позаботиться о схемах защиты сои от болезней и вредителей.

– А еще я присматриваюсь к системе земледелия Ноу-тилл, – говорит Роман Калугин, – считаю, что она, по сравнению с «классикой», экономически более выгодная.

Есть уже положительный опыт в Новобурасском районе, где местный фермер выбрал недорогой вариант перехода на Ноу-тилл, переоборудовав обычные стерневые сеялки под нулевую технологию.

– Смотрю, учусь, впитываю знания. А они, как известно, – сила! – На этой оптимистичной ноте молодой хозяйственник подытожил знакомство с опытом становления, работы и развития своего фермерского хозяйства.

Старшие коллеги в большинстве своем работают так, как работали отцы и деды – пашут и боронуют землю, и это их проверенный годами выбор. Фермер Роман Калугин старается идти по пути новаторства. Почему бы и нет? Современные агротехнологии не стоят на месте.

Владимир Ельников

Комментарий

Александр Кожин, председатель АККОР Саратовской области:

– Роман Калугин – молодой фермер с активной жизненной позицией. Результаты работы его КФХ, достижение высокой урожайности и экономические показатели подтверждают это. При поддержке АККОР Саратовской области он вошел в льготную программу Росагролизинга и смог приобрести необходимую для развития хозяйства технику на выгодных условиях – низкая процентная ставка, полугодовая отсрочка платежей, отсутствие залога. Пример Романа Калугина показывает эффективность работы данной программы. Считаем, что она должна быть распространена также и на мелкие фермерские хозяйства, у которых 150 и даже 100 гектаров земли, поскольку они сегодня остро нуждаются в обновлении техники.

Просмотров : 854
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.