Технология «Ноу-тилл» (No-till) или система нулевой обработки почвы у земледельцев Поволжья обрела неоднозначную репутацию.
Одни активно знакомятся с ней и переводят на «нулевку» все свои обрабатываемые площади. Другие, наоборот, опробовав Ноу-тилл, принимают решение от него отказаться и возвращаются к традиционной «классике». Глава КФХ Денис Майоров из Новобурасского района, один из тех, кто решил осваивать новаторскую технологию на территории Правобережья Саратовской области.
Опыт или миф
Вопрос переходить или не переходить на Ноу-тилл, как правило, возникает у сельхозпроизводителей не на пустом месте. Дениса Майорова на этот шаг подвигли причины экономические.
– Идея освоения нулевой технологии зародилась у меня три года назад, – рассказывает он. – Все дело в том, что классическая технология возделывания земли со вспашкой зяби перестает оправдывать себя с экономической точки зрения: цены на ГСМ, технику и удобрения неуклонно растут, а цена на сельхозпродукцию в последние годы практически топчется на одном месте. На горизонте замаячила безрадужная перспектива, что в один прекрасный момент доходы, полученные от продажи выращенной продукции, перестанут перекрывать производственные издержки. Выход видится в применении Ноу-тилл, где затраты на производство значительно ниже.
При этом Денис Майоров не мог не отметить для себя и то, что некоторые из его коллег, которые в свое время переходили на нулевую технологию, начали отказываться от нее. Некоторые особо рьяные сторонники и вовсе разорились и вынуждены были прекратить фермерскую деятельность. С другой стороны, есть хозяйства, и таких немало, где Ноу-тилл «прижился» и приносит отличные финансовые и валовые показатели.
Неоценимую поддержку Денису Майорову оказал другой саратовский фермер – Андрей Кузнецов. Он осваивает Ноу-тилл уже не первый год. Многое наработал методом проб и ошибок еще в ту пору, когда метод не получил всеобщего распространения. Информации о нулевой технологии было, что называется «кот наплакал».
КФХ Кузецова расположено в Заволжье, в Марксовском районе. Почвенно-климатические условия в отличие от Правобережья здесь несколько иные. Однако полученный в его хозяйстве опыт трудно было переоценить.
– Вместе с Андреем Кузнецовым объездили едва ли не все его три тысячи гектаров, он все показал, рассказал, обозначил все плюсы и минусы Ноу-тилла, – говорит Денис Майоров.
Поддержку оказали также фермеры Галина Загудалина и Дмитрий Косолапов. Главная информация, которую удалось вынести – нулевая технология работает, и вопреки расхожим мнениям может приносить весомую финансовую отдачу. В частности, наработки КФХ Кузнецова убедительно доказали это.
Если нет серьезных рисков
Почему же некоторые аграрии потерпели на нулевой технологии неудачу? Первое, что Денис Майоров уяснил для себя, обращаясь к Ноу-тилл, – переходить на него надо осторожно, поскольку именно лихой кавалерийский наскок зачастую приводит к печальным результатам.
– Первый этап можно назвать подготовительным. К примеру, первые два года необходимо усилено работать глифосатами, чтобы избавиться от многолетних сорняков, – говорит фермер. – Почва должна адаптироваться, и на первых порах неизбежны повышенные производственные расходы и падение урожайности из-за проблем с сорняками, с излишними потерями влаги. В целом, нужно учитывать множество нюансов, пренебрежение которыми приводит к плачевным результатам.
К примеру, если на классике подсолнечник не сильно требователен к срокам посева, то при использовании нулевой технологии ранние сорта и гибриды становятся совершенно неприемлемыми. Все дело в том, что в ранние сроки сеять нельзя: «земля еще не подошла», и требуется выдержать определенный срок, чтобы в ней уменьшилось число патогенных организмов – такова специфика работы по Ноу-тилл.
– Нужен гибрид с коротким сроком созревания, чтобы успеть убрать его до наступления неблагоприятных погодных условий, – пояснил Денис Майоров. – А еще работу осложняют повышенные требования к протравке семян, глубине и норме высева и даже к подбору сеялки.
По его мнению, одна из ключевых ошибок, которую совершают коллеги-фермеры, – покупка заточенных под Ноу-тилл дорогостоящих импортных посевных комплексов. Есть риск неокупаемости этой техники и банкротства хозяйства. Как и многие другие саратовские сельхозпроизводители Денис Майоров пошел другим путем: под Ноу-тилл он переделывал отечественные сеялки. По его словам, процедура эта тоже не из дешевых, но все же в разы дешевле, чем закупка дорогостоящего импортного комплекса.
– На наши сеялки мы наваривали специальные анкера. Их производство налажено в России. По совету Андрея Кузнецова, продолжаю придерживаться именно такого решения.
Сейчас в КФХ Майорова, которое располагает тысячей гектаров обрабатываемых земель, примерно на трети используется нулевая технология. Первоначальные результаты обнадеживают. Да, на этом этапе урожай пшеницы, например, снизился на 10 центнеров с гектара, но если считать экономику, то результат выглядит не так уж и плохо.
– Скептики сомневаются, говорят, что у меня урожай пшеницы 15 центнеров, а у них 25. Но я по осени лишь обрабатываю глифосатами и сею, затраты на гектар без учета стоимости переоборудования сеялки едва ли превышают тысячу рублей. А по классике проводится три культивации, два дискования, сев и прикатывание. В связи с расширением применения нулевой технологии, по сравнению с прошлым годом, я израсходовал солярки на
60-70 процентов меньше. Практически вдвое сократились расходы на зарплату. Грамотные агрономы из других хозяйств со мной соглашаются, – отмечает он.
Расчеты показывают, что на данном этапе экономические показатели по нулевой технологии в хозяйстве примерно такие же, как и по классике, но по мере адаптации почвы и роста урожайности фермер рассчитывает на существенный рост рентабельности. Плюс пять центнеров, по его словам, это уже хорошо.
Еще один немаловажный фактор применения Ноу-тилл – сохранение и даже рост плодородия почвы. В ней появляются жучки, дождевые черви, накапливается гумус. Да и влага под слоем мульчи очень хорошо сохраняется. Со временем резко снижается потребность в гербицидной обработке.
Как пойдет дело дальше – покажет время, но уже сейчас Денис Майоров выражает уверенность, что выбранный путь не несет в себе серьезных рисков, а в случае успеха может дать немалые дивиденды в виде снижения производственных издержек.
Владимир Ельников f