Подписаться на новые статьи
За Трубой Казахстан
11 мая 2018

За Трубой Казахстан

Хутор Труба затерялся в Саратовской степи. ​Не все навигаторы справятся с заданием найти путь до хутора, а заблудиться легко – 35 км по дорогам, которые то появляются, то исчезают – асфальт, грунтовка, бездорожье, лиман – тут не встретишь ни одной встречной машины, ни одного придорожного дома, только бескрайняя степь.

Здесь вы уже в роуминге, на экране телефона к названию оператора добавляется приставка KZ – Казахстан. Порой мы проезжаем в нескольких метрах от речки Малый Узень, которая и является границей.
Когда-то в Трубе был крупный животноводческий совхоз, 220 жителей на 40 домов, ходил ежедневный автобус до города, была своя начальная школа. Но совхоз развалился, хорошие и крепкие, по меркам брошенных деревень, дома стоят пустыми, школы нет, и сгинул бы давно хутор без следа, если бы не братья Бисенгалиевы, бывшие работники совхоза, а ныне начинающие фермеры. Термин “начинающие” относится, по сути, только к дате регистрации КФХ – 2017 год. Опыт есть с детства, а хозяйство было личным.


Салтанат и Самат настоящие мастера своего дела, всю жизнь посвятили животноводству. Но где применить все свои знания и умения? Совхоз развалился, соседи разъехались в поисках лучшей доли, хутор опустел.
– Я с 1991 года работаю чабаном, куда мне от родной земли, – Салтанат ведет нас по улицам родного хутора, плавно переходящим в степь.
Просторы степи и вольный ветер определили характер братьев, жить в городе не для них – тесно, душно, нет любимого дела. Они занялись личным подсобным хозяйством. Когда банкротился совхоз, Салтанат думал, что все еще восстановят, и Труба заживет как прежде, поэтому выкупил у банка заложенную за долги совхозную ферму и дальнюю точку. Содержал скот, покупал технику в надежде войти со своим хозяйством в состав предприятия, которое когда-нибудь снова заработает на хуторе.
Шли годы, на вольных степных выпасах быстрыми темпами росло поголовье, приобреталась земля, но так и жили на хуторе только братья с семьями и пять пенсионеров по 80-90 лет.
“Пока вы тут, мы и уезжать никуда не будем, доживем спокойно и умрем на родной земле” – благодарят старики братьев Бесингалиевых, которые не бросают в одиночестве сельчан, помогают. За пять лет ЛПХ Салтаната стало крупнее некоторых фермерских хозяйств: около двухсот голов КРС, 600 овец, 25 лошадей, куры, гуси, весь набор необходимой техники для заготовки кормов, коровник и кошара – полноценная крепкая ферма. Даже для большой семьи этого всего было с лихвой, столько самим не потребить, да и не справиться с таким хозяйством. Нужны работники, нужен уверенный сбыт, нужна материальная поддержка. И Салтанат Алексеевич принял решение – стать фермером:
– Пришел я к фермерству осознанно, настал момент перехода на новый уровень – в рамках ЛПХ было уже тесно. Поголовье росло, но какого качества? Весь скот, скажем так, местной породы. Это бывшие совхозные симменталки, казахские белоголовые и «дворняжки», уже не поддающиеся определению исходной генетики – все смешалось. Множить и дальше стадо такого качества было бы неправильно, а на покупку племенных коров не было средств. Ну, куплю я двух-трех хороших маток, разве это сильно улучшит дело? С кредитами тоже не выходило. За все время брал раза три по 50 тысяч рублей, отдавал вовремя, но в получении большого кредита, тем более на сельхозбизнес, такая кредитная история не поможет.


С процессом, так сказать, «легализации» помогло районное сельхозуправление. Пойди сосчитай в степи: у кого сколько живности, никакого порядка в степи, а в крестьянско-фермерских хозяйствах контроль и учет.
Братья Бисенгалиевы оформили КФХ, каждый свое. Специалисты управления промониторили обстановку в Трубе, проанализировали возможности и предложили фермеру принять участие в конкурсе на получение гранта по программе поддержки начинающих фермеров в 2018 году.
У КФХ Салтаната Бисенгалиева все критерии, по которым определяют победителей среди грантосоискателей, были оценены самыми высокими баллами: КРС мясного направления, отличные условия содержания – вольные пастбища, скот практически круглый год на выпасах, сформированный парк сеноуборочной техники, своя кормовая база, наличие оборотного стада, которое позволит фермеру получать прибыль до момента полной реализации гранта, большой опыт работы, динамика развития.
Не дать такому хозяйству грант? Такого вопроса даже не возникло. И 3 млн. рублей (плюс 350 тысяч рублей собственных средств фермера по условиям софинансирования) фермеру выделили.
Вся сумма гранта, согласно бизнес-проекту, должна быть потрачена только на приобретение племенного поголовья. С породой определились – калмыцкая. Племенное предприятие по ее разведению находится рядом, в Новоузенске, тратиться на перевозку не придется, не будет и проблемы акклиматизации, которую проходит скот, привезенный из других регионов. Гранта должно хватить на покупку 85-87 голов племенного КРС. Задача фермера – через пять лет получить качественное маточное поголовье в количестве 150 голов КРС калмыцкой породы и при достижении этого числа отчитаться по гранту.
Покупка племенного поголовья дает возможность улучшить оборотное стадо, здесь уже фермер сам волен решать – увеличивать или уменьшать поголовье. Возможности и условия диктует земля. У Салтаната Алексеевича 700 га в собственности, с расчетом нормы на каждую условную голову земли хватает и под сенокосы, и под пастбища.


Созданное КФХ позволило легально давать работу людям. За много лет в Трубе впервые появились рабочие места, и на хутор стали возвращаться люди, население выросло до 20 человек. И даже родился новый житель. Об этом нам рассказала Камиля Дускалиевна, жена Салтаната Алексеевича, которая работает в Трубе фельдшером. В гостеприимном доме Бисенгалиевых всегда накрыт для гостей стол, хозяйка успевает справиться и с работой, и с домашним хозяйством. А когда нужны еще руки, отел ли, сенокос ли, приезжают дочери с зятьями, и все дружно берутся за работу. Помогают Салтанат и Самат и друг другу, и что с того, что хозяйства по факту теперь разные, дело то общее – фермерство.
– У нас в степи в одиночку не выжить, – говорит Самат, – нельзя быть самому по себе. Вот сломается у меня машина, а вокруг на 30 км ни души, кто поможет? Звоню фермерам, кто-то да приедет помочь. Также и мне звонят, и я еду помогать. Или вот, для покупки солярки объединились мы с братом и другими фермерами – в складчину набрали столько солярки, что получилось купить ее по оптовой цене. Купили каждый по 5000 тонн, сэкономили по 35 тысяч рублей, фермеру и такие деньги не лишние. Со сбытом стало легче, выбраковку сдали по 180 рублей, а до этого по 100 рублей не могли сдать. Бойни и переработка охотнее берут у фермеров, платят хорошие деньги. Хорошо стали брать и живым весом, на откорм – баранина 110 рублей, говядина 130 рублей. Планируем сами оставить бычков на откорм, так больше выхода мяса, и к тому же деньги будут весной, в это время их особо не хватает.
Получаем государственную поддержку на каждую голову, дотация на одну овцу, например, 200 рублей. Эти деньги позволили мне убрать старых маток, обновить отару. В количестве потерял – старые овцы плодовитее, давали много двоен, выходило до 130%, а первородки едва дотянули до 75%, но качество поголовья я подтянул. Не бросил и лошадей, это и рабочая тяга, и продажа молодняка, и кухня.


Из Трубы мы уехали под вечер, большое красное солнце еще не упало за горизонт, а в степи еще можно было разглядеть закрывающиеся на ночь разноцветные тюльпаны. Дорога по-прежнему была пустынна, но вокруг была полная жизни степь. Заворожено смотрели мы на мчащийся табун лошадей, просили водителя остановить около большого стада осторожных коров, и долго спорили, кого же мы видели рядом с чабаном – собаку или волка? Дышалось легко, апрельский ветер будто доносил слова Салтаната, сказанные нам на прощание: “Бывает, по делам поеду в город, а голова болит, задыхаюсь, думаю, как бы скорее вернуться. А тут свобода!”. Свобода, а теперь еще и порядок – организованное крестьянско-фермерское хозяйство.
Людмила Черноносова   f

Просмотров : 586
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.