Гадельбик Кудырбаев: "Ахалтекинцы – это радость для души и бескорыстная любовь»
На животноводческой выставке в Астрахани мое внимание привлек красавец-конь.
Рыжий жеребец Шах породы советский тяжеловоз впечатляет своей мощью и статью. Массивная грудь, сильная спина, крепкий круп и сильные ноги, рост в холке чуть выше 170 сантиметров – настоящий богатырь!
Владелец Шаха фермер из Приволжского района Гадельбик Зиннятович Кудырбаев, человек, увлеченный лошадьми. В денниках у Кударбаева содержатся ахалтекинцы, английские рысаки, а на заливных лугах у поселка Нартовский на вольном выпасе содержится продуктивное поголовье мясо-молочного направления. Хотя такой категории в современном коневодстве не существует, но проведенная за 20 лет работа в хозяйстве по разведению универсальных лошадей для получения и мяса, и молока, позволяет так определять лошадей, содержащихся в хозяйстве. Улучшенная кушумская – так сам фермер говорит о породе своих лошадей.
Гадельбик Кудырбаев стал фермером в 1998 году и традиционно для этих мест начал разводить КРС и овец, лошадь в хозяйстве на тот момент была всего одна. Но именно лошади заинтересовали его больше всего. И общение с ними нравилось, и интуитивно чувствовалось – дело это прибыльное. Начал покупать лошадок рядом, в районе и области. Когда-то это были кушумские чистокровки, но, из-за отсутствия правильного отбора и низкого уровня зоотехнической работы, смешавшиеся с башкирскими, и ставшие, так называемыми, местными лошадьми.
– Наши местные лошади были малорослыми, низкопродуктивными, – рассказывает о своей работе Гадельбик Зиннятович. – Привез в хозяйство жеребцов – владимирских и советских тяжеловозов. Эти лошади обладают высокой скороспелостью, большой живой массой, выносливостью, способностью потреблять дешевые объемистые корма, все это полезные для мясного коневодства качества. Уже первые полученные жеребята значительно отличались от местных. Если местные в полтора года дают 140-150 кг убойного веса, то улучшенные тяжеловозами дают уже 270-300 кг, при этом затраты на содержание одинаковые.
Сохранили мои лошади и лучшие качества кушумских – неприхотливость, высокую приспособленность к содержанию в течение всего года на природных пастбищах, крепкое здоровье и плодовитость. От тяжеловозов кушумские лошади получили крупное вымя и их молочная продуктивность увеличилась. Когда я получал первых жеребят, мне говорили, что кушумская лошадь не разродится от тяжеловоза, погибнет или сама, или жеребенок. Я и сам опасался, ведь на тот момент ни знаний, ни опыта не было, только внутреннее чутье, что все делаю правильно. Но первые же выжеребки прошли без проблем, ни одна лошадь не погибла, все легко разродились, а жеребята вышли живыми и здоровыми. И до сих пор у моих лошадей практически 100% выживаемость жеребят.
Лошади Кудырбаева круглогодично находятся на выпасе. Равнины дельты, степные участки, бэровские бугры – везде они чувствуют себя комфортно и находят пищу. После залива лугов фермер сначала выкашивает траву, а потом пускает лошадей. От кушумских они сохранили способность к тебеневанию – добыче корма из-под снега, и не нуждаются в дополнительных запасах корма на зиму. Сено для них заготавливается, но для экстренных случаев, которые бывают очень редко. Если зимы не очень холодные, можно при разведении обойтись без крытых построек. При сильном ветре во время морозов лошади укрываются в затишках – под горкой или во впадине, сбиваются и греют друг друга. Все, что нужно для содержания таких лошадей, это свежий воздух, возможность свободно передвигаться, нахождение в табуне (лошадям очень важен контакт с сородичами), неограниченный доступ к грубому корму и воде, которой нужно много – 50 литров и больше. К затратам добавляется зарплата пастуха-табунщика. Кстати, на предназначенных для забоя лошадях нельзя работать, это ухудшает качество мяса.
– Стоимость содержания табунов даже в наших условиях стремится к нулю. Большой рост поголовья сдерживает только недостаток земли в районе. А вот коневоды степных районов, Харабалинского, например, неограниченны ничем, там табунное коневодство выгоднее вдвойне. Разводите лошадей – заработаете! При отсутствии затрат на корма стоимость живого веса лошади 110 рублей за один килограмм, что ненамного дешевле стоимости КРС. Спрос устойчивый. Со всей области приезжают за моими лошадьми. Есть постоянные покупатели из Башкирии, Оренбурга, из Казахстана, из тех районов, где конина составляет основу местной кухни.
Хотя конина давно перестала быть продуктом массового спроса и перешла в разряд продуктов для любителей, Кудырбаев о сбыте не беспокоится. Наоборот, спрос превышает предложение. На убой идут лошади не старше трех лет. Конина – диетическое, маложирное мясо, пригодное для детского питания, легко усваивается и не провоцирует аллергию. Мясо лошади употребляют в пищу в отварном, копченом, жареном, вяленом, тушеном, сушеном или соленом виде. Помимо этого, его используют для приготовления колбас, бастурмы, сосисок, сарделек и мясных полуфабрикатов, а значит, есть востребованность производимой коневодами продукции на предприятиях переработки. В последнее время интерес к этому продукту проявляют покупатели в разных регионах страны.
– А кумыс из кобыльего молока пробовали? Ценнейший напиток, лучшее, что есть из молочных продуктов. Десять дней на кумысе – и все болезни отступают. Увы, но пока я произвожу кумыс только для личных нужд, для друзей и знакомых, – вздыхает Гадельбик Зинятович, – а спрос в разы больше. Когда-то в области работало несколько кумысолечебниц, возродить бы. Собирался я в этом году перейти на производство молока и кумыса, есть и возможности, есть покупатели. Проблема одна – нет рук. А нужны работники, и нужны постоянно. Подойти к лошади надо несколько раз за день, и постоянно сдаивать. Не менее пяти-шести раз нужно подоить лошадь, иначе лактация затухает. Чем чаще доишь, тем разовый удой меньше, а суточный больше. Кушумские лошади спокойно относятся к доению. От работника нужно и умение, и сноровка, и доброе отношение к кобыле, и знание характера, к каждой нужен индивидуальный подход, нужно заниматься и отбивкой жеребят. Но работать некому, не привлекает даже хорошая зарплата, никто не хочет быть привязанным к условиям содержания и доения, а при стоимости литра кумыса в 250-300 рублей можно хорошо зарабатывать и ферме и работникам. Сейчас надаиваю примерно 4 литра с кобылы, для себя хватает. При производстве для сбыта можно получать 10-12 литров с кобылы.
Особая любовь фермера – ахалтекинцы, небесные аргамаки с блеском металла в масти – древнейшая порода на земле, ей не менее пяти тысяч лет и она по праву занимает первое место в мире. Каждый, кто хоть раз увидит ахалтекинца, будет восхищаться его красотой и грацией, и уже никогда не сможет забыть увиденное. В 2000 году Кудырбаев увидел ахалтекинцев в одном из племенных хозяйств Калмыкии и навсегда влюбился в эту породу. Это лошади не для бизнеса, а для души. Содержание ахалтекинцев требует огромных затрат. Эти лошади содержатся в теплых обустроенных денниках, нуждаются в качественном корме, постоянном уходе, в выездке, в строгом ветеринарном надзоре. Для работы с ахалтекинцами нужны профессионалы нескольких специальностей. А отдача?
– Какая польза от ахалтекинцев? Только радость для души, это бескорыстная любовь. Я покупал дорогих племенных лошадей. Но самостоятельно, как обычных, их разводить запрещено. Весь процесс получения жеребенка в частном хозяйстве проводится под контролем специалистов Всероссийского НИИ коневодства. Ахалтекинцы разводятся только в чистоте, с определенного возраста, категорически запрещено самостоятельное смешивание линий, при нарушении правил кобылу будут считать испорченной. Я подаю документы на каждую лошадь, на жеребца и кобылу. Проходит проверка и, если пара подходит, получаю разрешение на производство жеребенка. После его рождения приезжает комиссия, которая берет материалы для анализа ДНК и при его положительном результате дает заключение о породности, и только после этого жеребенка можно продавать как чистокровного. Вот только эти деньги можно и получить от содержания ахалтекинцев, но, как видите, заработок этот долгий, и не покрывает и десятой доли затрат на содержание. Но я не считаю ахалтекинцев убыточными, они дают мне намного больше, чем деньги – любовь и радость.
Радостью Кудырбаев делится и с другими. Однажды прочел в газете о трудностях реабилитационного детского центра иппотерапии. Позвонил, предложил выбрать лошадь в дар. Подошла кушумская лошадь с покладистым характером, которая теперь живет в центре и помогает деткам восстанавливать здоровье. А несколько лет назад узнал о девочке, которая просила лошадь у президента. Приехал, посмотрел, что за семья, ответственные ли люди, насколько сильно желание, есть ли условия для содержания. И через пару дней молодая восьмимесячная кобылка уже радовала ребенка. Дружба фермера и начинающего коневода продолжилась. Нужен совет – звонок, трудности – звонок, первые успехи – звонок. А недавно девочке и маме пришлось уехать в Москву на лечение. Фермер взял все заботы о лошади на себя. По приезду домой у семьи будет уже две лошади – на подходе жеребенок.
Гадельбик Кудырбаев постоянный участник животноводческих выставок и конных состязаний. Его ахалтекинцы, тяжеловозы и кушумцы вызывают неизменный восторг, как у простых зрителей, так и у специалистов. Вот и в этот раз у вольера Шаха не протолкнуться, и каждый хочет полюбоваться на коня, задать свой вопрос. Пожелав фермеру удачи, уступаем место для других интересующихся. А Шах в благодарность за внимание к нему кивает нам головой и тянется к хозяину.
Людмила Черноносова f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.