Подписаться на новые статьи
Рубеж полупустыни
04 июня 2018

Рубеж полупустыни


Александрово-Гайский (Алгайский) район расположен на крайнем юго-востоке Саратовской области, в долине рек Большой Узень и Малый Узень, возле которых находятся немногочисленные поселки и хутора.

Это зона полупустынь, и Алгайский район, единственный в регионе, который специализируется только на пастбищном животноводстве, растениеводства здесь нет.
На протяжении многих лет животноводы этого района завоевывают много званий и наград в области мясного производства, являются поставщиками экологически чистой продукции. Алгайское, выращенное на траве диетическое мясо, которое из-за жировых прослоек приравнивают к деликатесному мраморному мясу, – известный саратовский бренд. В прошлом году в районе прошел первый фестиваль «Мраморное мясо», на котором губернатор области Валерий Радаев озвучил перед животноводами района новую задачу – довести численность крупного рогатого скота до 50 тысяч голов. Насколько достижима эта цель, как развивается район, какие люди в нем живут? Эти вопросы заинтересовали нас, и по приглашению руководства района мы отправились в путь.
«Интервью»
Нашим проводником по району стала начальник управления сельского хозяйства Таушанова Айгуль Муратовна. Интервью берем в машине, пока по пыльным дорогам переезжаем от хозяйства к хозяйству. В бескрайней ровной алгайской степи нет никаких заметных глазу ориентиров, но наш проводник уверенно указывает путь. Работа у Айгули Муратовны такая – не кабинетная, знает она район не по бумагам, а по-настоящему.
– В районе 54 крестьянско-фермер­ских хозяйства, три общества с ограниченной ответственностью и один СПК, все хозяйства животноводческие, занимаются разведением мясного и помесного скота и заготовкой кормов. В силу природно-климатических условий зерноводство на нашей земле нерентабельно, – рассказывает о сельском хозяйстве района Таушанова. – По состоянию на 1 апреля 2018 года в районе учтено 26 тысяч голов КРС, 
24 тысячи голов овцы и 2,5 тысячи лошадей. Самая распространенная порода КРС – казахская белоголовая, наиболее приспособленная к нашим условиям. Но фермеры в качестве эксперимента привозят и калмыцкую породу, и герефордов, и абердин-ангуссов.

На фото: Айгуль Таушанова и Ирина Касимова
– Поголовье овцы меньше поголовья КРС? Почему? Традиционная для степи картина – отара и пастух – уже не актуальна?
– Около шести лет назад резко пошло снижение поголовья овец в районе. По мнению фермеров, разведение КРС сейчас намного рентабельнее. Хозяйства, державшие тогда, например, по три тысячи голов овцы, оказались в глубоком минусе. Нужно больше работников, нужно разбивать отару на сакманы, нужно платить за стрижку, а овцы, в основном, эдильбаевские, с жесткой, никому не нужной шерстью. Полностью от овцы мы не отказались, безусловно, овца нужна, но упор теперь на КРС.
– Какие возможности для роста поголовья КРС в районе? 50 тысяч поголовья осуществимая задача?
– Для такого объема нужен постоянный сбыт. Продукция наших животноводов востребована. Но она сезонная, основная реализация осенью, постоянных круглогодичных объемов нет. Осенью алгайский молодняк покупают и увозят на откорм в другие районы. Своего зерна мы не выращиваем, поэтому самим ставить на зимний откорм дорого, не каждый фермер может позволить закупить фураж и комбикорма.
На сегодня цены на продукцию 110-130 рублей в живом весе, и 180-190 рублей в убойном, в зависимости от упитанности и качества мяса цена может дорасти до 230 рублей. Чтобы откорм стал рентабельным, надо выращивать собственное зерно, а для этого надо восстанавливать систему орошения. У нас даже сено не каждый год можно заготовить вдоволь. В основном, работаем в условиях засухи, получаем 4-5 ц/га, если есть редкие дожди, то 7-8 ц/га.
Чтобы заготовить сено надо исколесить весь район, собрать каждую травинку. Спасает положение заливка лиманов – можно получить 20-25 ц/га, 
но это тоже затраты – надо платить за электроэнергию, за подкачку. В этом году поднялся уровень по Малому Узеню, по каналам пошла вода, и лиманы залились самотеком, но такое бывает раз в десять, а то и в пятнадцать лет. В следующем году придется все делать за свой счет, уповать на природу не приходится.
Обеспечение района собственным зернофуражом и заливка лиманов, и, как следствие, возможность поставить молодняк на откорм, – это главное условие для роста поголовья. Если решится задача с водой, все будет. Руководство района работает над этим вопросом, сейчас по линии Минсельхоза идет строительство водовода и водоразводящей сети, которая позволит нажатием одной кнопки залить все пруды. Пока подкачку производим два раза в год, чтобы люди в степных поселках не оставались без воды. В остальном условия для выращивания отличные. Казахская белоголовая не требует затрат на капитальное строительство, погода позволяет пасти практически до конца декабря, а иногда и дольше, потом пару месяцев стойла и скот уходит опять на пастбища. До 6-8 месяцев молодняк находится на подсосе, что тоже влияет на вкусовые качества мяса, при отбивке бычок достигает веса в 220-250 кг.
– Какую поддержку со стороны государства получают алгайские животноводы?
– До 2016 года район участвовал в Программе развития мясного скотоводства, это нам хорошо помогло поднять отрасль. На полученные средства покупался племенной скот, завозились быки-производители, выросло качество поголовья. Район наш дотационный, без поддержки никак. Даже субсидирование в 2-3 тысячи рублей на голову ощутимо для фермера. Что касается несвязанной поддержки, то нам помогает то, что кормовые травы тоже в нее включены, есть возможность заниматься их выращиванием, подсеивать житняк. Наши сельхозпроизводители активно участвуют в программах «Начинающий фермер», «Семейная ферма». В этом году из пяти фермеров, подавших заявку на участие, четверо получили право на грант.
Именно в хозяйства, получившие гранты в предыдущие годы, и лежит наш путь. Три фермера – три истории, в чем-то похожие, в чем-то отличные, но, на наш взгляд, интересные.
«Инвестиции»
Когда-то Андрей Ломовцев жил в Воронеже, и, если и было желание заняться сельским хозяйством, то останавливало одно – отсутствие свободной земли. В Саратовской области у Андрея Сергеевича живут родственники, и, приехав к ним в гости, он узнал, что в степных районах достаточно свободной земли, которая ждет своего фермера. Обосновался в Варфоломеевке Александрово-Гайского района, где условия сами подсказали вид деятельности – животноводство. Землю купил в хорошем месте – здесь есть вода. Сейчас у фермера 1500 га сенокосов и пастбищ. Второй фактор, помимо земли и воды, – достаточные начальные вложения. Ломовцев создает хозяйство в партнерстве с другом, который смог инвестировать крупную сумму в развитие фермы.

На фото: Андрей Ломовцев
– Купили землю, отремонтировали помещения, что-то построили новое. С самого начала выбрали бюджетный вариант создания поголовья – начали скупать недорогих местных буренок и привезли племенных казахских белоголовых быков. На первые заработанные деньги смогли купить и несколько племенных телок. Но скоро поняли, что путь этот долгий, такая экономия подходит для небольших хозяйств, а в наших планах был активный рост поголовья. Опять-таки на инвестиции купили в рассрочку в закрывающемся племрепродукторе сразу целое маточное стадо. В общей сложности на приобретение поголовья мы потратили более 21 млн рублей. На сегодня у нас около 600 голов оборотного стада, из них 220 голов маточного.
Узнав о гранте «Начинающий фермер», Ломовцев решил попробовать поучаствовать. Наличие уже сформированного племенного стада, техники и земли – те критерии, которые убедили комиссию в серьезности намерений и возможности выполнить все условия гранта. Три миллиона рублей плюс собственные средства по условиям софинансирования – и в стаде появилось еще больше высококачественного скота, что позволило начать избавляться от низкопродуктивного местного.

На фото: Казахский белоголовый скот
Осваивая грант и инвестиции, Ломовцев с партнером пришли к выводу, что лучше заняться племенным делом, тем более начальная база в виде готового стада уже есть, а продавать высокопородистых животных на племя значительно выгоднее, чем производить мясо. Работа в этом направлении идет активно. Ведется вся необходимая документация и учет, производится отбор лучших особей для воспроизводства, покупаются племенные быки разных линий. На момент нашего приезда в хозяйстве ждали сертификационную ученую комиссию для проведения первой бонитировки.
– Думаем, что года через четыре мы получим статус племрепродуктора, – делится планами Андрей Сергеевич. – Это поднимет вес хозяйства в глазах покупателей, и нам выгодно. Во-первых, племенной скот живым весом дороже, во-вторых, государство отдельно дотирует племрепродукторы, а также по грантовым программам выделяет средства фермерам на покупку племенного скота, и покупателям, с учетом такой дотации, будет выгоднее брать скот в хозяйстве со статусом племрепродуктора.
«Опыт»
Кайыргазы Ихсанович Султашев тоже начинающий фермер, хотя в сельском хозяйстве работает три десятка лет, и одним из первых в районе в 1994 году начал фермерскую деятельность. Но авторитетного фермера выбрали главой муниципального поселения, и КФХ пришлось закрыть, а скот оставить для личного хозяйства. После пяти лет работы в сельсовете, Кайыргазы Ихсанович вернулся к фермерскому труду. Заново создал КФХ, вывел в работу технику, занялся созданием качественного поголовья. Пятилетний перерыв в фермерстве по закону позволил Султашеву считаться начинающим фермером и участвовать в конкурсе на получение гранта. Решающим критерием для выделения гранту Султашеву, помимо наличия поголовья, земли и техники, стал его опыт и собственный подход к формированию стада. Ни 20 лет назад, ни сейчас, у Султашева нет и не было ни одной головы местного скота или метисов. Основной принцип – только чистопородный казахский белоголовый скот.

На фото: Кайыргазы Ихсанович Султашев
– С 2008 года я закупал скот в Оренбургской, Волгоградской, Саратовской областях, – показывает нам своих буренок Кайыргазы Ихсанович. – На сегодня у меня стадо в 700 голов, из них 380 голов маточного поголовья. Весь скот племенной, со свидетельствами. Чистоту породы соблюдаю, регулярно покупаю быков новых линий, из расчета один бык на 25 коров. Так на каждую сотню выходит четыре быка, когда три работают, четвертый отдыхает, этот оптимальный режим. 
При таком подходе фермер легко осуществляет задачу: одна корова – один теленок. Если этот показатель ниже 95%, то уже идет минусовая рентабельность производства. 
– Когда я вышел на грант, то показал свою племенную базу. Предложил не просто дать мне денег на увеличение поголовья, а дал гарантию, что приобретенный мною скот сохранит и чистоту и породу и даст высокие результаты. Грант получил в 2015 году, полтора миллиона рублей. Купил 20 голов. К отчетному периоду хочу показать 500 голов маточного поголовья, которое сложится из собственного стада и грантового.
О получении статуса племпрепродуктора Султашев не думает. Зачем? Тридцать лет его знают покупатели и уверены в качестве выращенной им продукции. Репутация и опыт – это уже статус. Цены у него всегда выше, чем по соседним хозяйствам, но недостатка в покупателях нет. Едут отовсюду, пару лет назад забрали буренок в Крым. 

На фото: Овцы в хозяйстве – часть бизнеса

Султашев один из немногих фермеров района, который может позволить себе экспериментировать с зимним откормом бычков. У него 4000 га сенокосов и пастбищ, заливных лиманов. Есть партнерская земля в Татарстане, сеют зерно, часть урожая Султашев привез для откорма.
– Первый год оставил бычков на откорм. Отбил 20 голов без каких-либо критериев выбора и усиленно их кормил. Если осенью бычки были живым весом в 200-230 кг, то весной уже по 400 кг и больше. Осенью убойным весом выходило с каждого 130-150 кг, 
а весной 200-220 кг. Все посчитал – выгодно. Новых телят, если приедут покупатели с хорошим предложением, отдам. А если нет, беспокоится не о чем – поставлю на откорм. Зерно возить больше не буду, куплю местное. В районе осталось много непроданного зерна урожаев 2016 и 2017 годов. Фермеры его будут реализовывать, надо только попасть в ценовую вилку и приобрести с выгодой. Сегодня фураж стоит 7 рублей, но я считаю, что даже при такой цене откорм будет рентабельным, а если цену снизят, то это большой плюс.
«Семья»
Хозяйство Супьяна Манаева расположено на хуторе Яшин. Здесь, в селе Луковый Кордон, Супьян Мусаевич родился, здесь с 12-ти лет помогая отцу, чабану, познал крестьянский труд. Здесь теперь живет и работает, растит шестерых детей, и с 2006 года является главой КФХ, которое основал с 60 голов КРС и полсотни овец. Работал много, на заработанное построил коровники, увеличил площадь земель до 2600 га. Приобрел землю и в другом районе, где условия позволяют выращивать зерновые, таким образом полностью обеспечил свою ферму кормами.

На фото: Супьян Манаев
В 2017 году фермер получил грант в размере 10 млн рублей по программе «Семейная ферма» и добавил по условиям гранта собственные 6 млн рублей. Приобрел 100 нетелей казахской белоголовой породы, два трактора, уборочную технику. На сегодняшний день в хозяйстве 350 голов КРС, а проектная мощность выстроенной инфраструктуры хозяйства – 700 голов КРС. Овцеводством фермер теперь не занимается по причине низкой рентабельности.
– Первые мои коровы были совхозные симментальские буренки, уже помешанные с местным скотом, но очень хорошие. Потихоньку стал заниматься разведением казахской белоголовой породы, завозил быков, улучшал стадо.
Держу собственных быков, рабочий вес которых от 400 кг и выше, совсем крупные не нужны, тяжелые хуже работают. В этом году по условиям гранта должен приобрести еще трех высокопродуктивных производителей.
Быки стоят в загоне, не пасутся, выгоняем их поочередно. Выход телят почти 100%, пополам примерно бычков и телочек. Выбраковываю жестко, убираю даже породистых коров, если чем-то не понравились, а от последних 30 местных коров избавился прошлой осенью. Я раньше жалел их, вроде хорошая корова, оставлял для семьи. Но со временем пришел к выводу, что все-таки надо избавляться от низкопродуктивного скота, двигаться к чистому породистому стаду. Предпочитаю закупать и оставлять комолый скот. Безрогие коровы не агрессивные, доброжелательны и к человеку, и друг к другу, не ранят себя и напарниц по стаду, пасутся спокойно.

На фото: Племенной скот Манаева

На сегодняшний день передо мной стоит задача, чтобы весь отел проходил в апреле, этим решается вопрос снижения себестоимости. Сейчас отел в феврале и марте, это дорого – надо много фуража. А в апреле коровы отелились и через две недели ушли пастись. Бычков у меня забирают на откорм в другие регионы, а это неправильно, основная часть прибыли на голову как раз приходится на откорм, поэтому выходит, что самое трудное время мы возимся с бычком, а потом на нем зарабатывают другие. Буду рассматривать возможности менять ситуацию и откармливать сам. А для развития фермерам района нужен промышленный откорм, убой и разделка, полноценный цикл производства говядины.
С кормами проблем в хозяйстве Манаева нет, заготавливается все с большим запасом. Свое зерно, свое сено. На пастбища скот Манаев традиционно выпускает только 2 мая. В степи трава еще не подросла, а своего сена с избытком, вот и не торопится с выпасом, ждет, когда земля в степи просохнет, чтобы скот не перетоптал землю и не превратил ее в бетон, на котором потом ничего не вырастет. Супьян Мусаевич изучив опыт оренбургских коллег, готовится покупать навозоразбрасыватель и заняться улучшением почвы.
– Гладко ничего не бывает, но я такой человек – забываю все трудное и плохое, просто знаю, чего нужно избегать. Я родился и живу здесь, построил дом, ферму, жив отец, растут дети. Получение гранта как-то всколыхнуло меня на новые дела, появился новый стимул в работе – на следующий год скотина будет еще крупнее и прибыльнее. Задача производить племенной скот передо мной не стоит, главное – достичь высокопродуктивных показателей.
Мне приглянулись абердин-ангуссы. Отработаю грант, тогда буду думать о новой породе, под нее нужно строить отдельную ферму. Сейчас ферма – это моя жизнь, это доходы моей семьи, и все мои действия обусловлены только семейными интересами. Главное, чтобы мой скот был продуктивным и приносил прибыль, а то, что он не будет иметь статус племенного, хотя по факту таким и является, не страшно.

_______________


На каждой ферме нас ждал теплый прием и щедрое угощение. Алгайское мясо действительно вкусное, и хочется видеть его на прилавках не только саратовских магазинов, но и в торговых точках других регионов. В районе животноводство развивается, фермеры делают все, что от них зависит. А вот достигнет ли поголовье показателей, озвученных в пожеланиях губернатора, покажет время. Здесь уже все зависит от усилий администрации района и региональной власти – самостоятельно фермеры орошение не восстановят, им нужно помочь. А очередной фестиваль «Мраморное мясо» состоится в октябре 2018 года, и любой желающий может приехать в Александров Гай, познакомиться с опытом алгайских фермеров, продегустировать блюда из нежного и вкусного мяса.

Людмила Черноносова    f

Просмотров : 1160
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.