На земле экономить нельзя
Территория развития
Утопая в зелени старых, разросшихся садов, на несколько километров по берегам небыстрой степной речушки раскинулся среди полей хутор Горбатовский.
Поля, подступающие со всех сторон к окраинным дворам, чистые, ухоженные с дружными густыми всходами. Озимка местами в пояс колосится. На хуторе несколько крепких крестьянских хозяйств. Здесь же и основная производственная база фермерского хозяйства братьев Мурадбековых во главе со старшим – Алимурадом.
На сегодняшний день они – одни из крупнейших производителей зерна и подсолнечника масличных сортов не только в Серафимовичском районе, но и в регионе. В обработке 26 тысяч гектаров пашни. Большая часть в пределах района, окрест хуторов Горбатовский и Среднецарицынский. Часть земель (около 4 тысяч гектаров) в соседней Ростовской области – крестьянские паи, переданные фермерам в долгосрочную аренду. Это тоже не случайно. Слава об успешности хозяйства братьев Мурадбековых давно перешагнула за границы региона, благо, что до станицы Боковской, что в Ростовской области, от хутора Горбатовский рукой подать. Мало того, с ней связывает и единственная дорога с твердым покрытием. Ростовские власти без ревности относятся к экспансии волгоградского фермера в их пределы. Пашня используется по хозяйски, дает высокие урожаи – это главное. А потому взаимоотношения с соседями и у Алимурада Мурадбекова по-настоящему партнерские и строятся на принципах взаимной выгоды.
Об объемах производства красноречиво свидетельствует такой факт: в урожайные годы собирают Мурадбековы со своих полей только пшеницы до 40-45 и более тысяч тонн, что равноценно результатам работы некоторых районов, специализирующихся на зерновом производстве. Плановая урожайность – 30-35 центнеров с гектара. Фактическая выше – до 50.
Вряд ли четыре дагестанских паренька, приехавшие в конце 80-х годов прошлого века в Серафимовичский район на работу по комсомольским путевкам могли представить себе, что станут, спустя десятилетия, организаторами и руководителями одного из самых успешных в области агропромышленных производств. Старший из братьев – Алимурад – начал работать в торговле, довольно быстро зарекомендовал себя хорошим специалистом, стал продвигаться по служебной лестнице в системе райпотребкооперации. Младшие, как водится в кавказских семьях, тянулись за старшим, помогали в работе.
Начались перемены 90-х, и перед братьями встал выбор: либо оказаться на вторых ролях и работать на новых хозяев жизни, либо искать свою нишу в нарождающихся экономических отношениях. И решение было приято – организовывать свое, ни от кого не зависимое дело. Поначалу, все, что удавалось заработать, инвестировали в сельскохозяйственное производство. Хозяйства, оставшиеся без государственной поддержки, охотно сотрудничали с молодыми бизнесменами, дававшими возможность купить семена, запчасти, горючее. Рассчитывались урожаем. Это было выгодно и инвесторам, и производителям. Но на каком-то этапе стало ясно: такой бизнес – замкнутый круг и не дает перспективы развития. Необходимо создавать на земле новое производство, которое не только позволит сводить концы с концами, но и обеспечит достойное современное качество жизни.
Так, при финансовой поддержке Сбербанка, было создано крестьянское фермерское хозяйство братьев Мурадбековых, возглавил которое по старшинству Алимурад.
Земля определила судьбу
Начинали как многие, на руинах обанкротившегося совхоза, со 100 с небольшим гектаров пашни, выделенной из земельного фонда перераспределения. Не было ни материально-технической базы, ни опыта работы на земле. Но так сложилось, что именно земля открыла в братьях Мурадбековых таланты.
Тимур стал не просто инженером – исключительным специалистом, умеющим чувствовать и знать все секреты самой мудреной заграничной техники, Абдулшаит с закрытыми глазами разберет и соберет любую машину отечественного производства, Анвару открылась вековая философия поля, любая технологическая новинка в агротехнике для него – секрет Полишинеля. Из множества приемов безошибочно выбирает только тот, который на каждом конкретном поле дает максимальную эффективность.
На фото: Глава КФХ Алимурад Мурадбеков
Ну а глава КФХ – Алимурад, не перестает удивлять своими организаторскими талантами, безошибочно определяя стратегию развития хозяйства и гармонично выстраивая взаимоотношения и в коллективе, и с партнерами. И что самое главное, надежно держит в руках экономику хозяйства, органично удерживая и укрепляя позиции на непредсказуемом рынке зерна и подсолнечника.
А вместе они – живой, тонко отлаженный управленческий механизм, позволяющий решать самые сложные и неординарные задачи развития. Судите сами: отдельно взятому крестьянскому хозяйству за сравнительно небольшой временной период под силу оказалось прирасти десятками тысяч гектаров пашни в радиусе ста километров от первого поднятого поля и технологически вывести растениеводческую отрасль на уровень вполне себе мировых стандартов. И все это без особого расчета на поддержку государства и региональных властей.
О технологиях, экономии и не только
Сказать, что успех фермеров Мурадбековых обусловлен только технологией – не сказать ничего. Внедрение в практику достижений современной агротехники просто невозможно без соответствующей материально-технической базы.
– Мы изначально поставили перед собой задачу приобретать только самую современную и мощную технику, – рассказывает глава КФХ Алимурад Мурадбеков. – Одними из первых в районе стали сотрудничать с официальным региональным дилером немецкой фирмы «Клаас» фирмой «Мировая техника». Это было не простое решение. И комбайны, и тракторы, и обрабатывающие комплексы от немецких производителей стоили очень больших денег, которых на тот момент в хозяйстве попросту не было. Но были хорошие партнерские отношения с руководством Михайловского отделения Сбербанка и безупречная кредитная история, подкрепленная выверенными до мелочей расчетами по возврату многомиллионного кредита на приобретение первых «клаасовских» тракторов и комбайнов.
Нам поверили и дали кредит на самых льготных по тому времени условиях с погашением большей части действующей ставки рефинансирования из федерального и областного бюджетов. А мы в свою очередь за многие годы сотрудничества с банкирами не дали ни одного повода для сомнения в нашей платежеспособности. И это, в дальнейшем, стало гарантией наших новых проектов конструктивного и доверительного сотрудничества и с поставщиками техники, и с банком.
Сегодня энергетической составляющей машинно-тракторного парка хозяйства могут позавидовать многие производители зерна в регионе. На фермерских полях, с учетом увеличения посевных площадей, работают уже 11 немецких комбайнов и три мощных трактора. На тех же принципах прошедших проверку временем, что и с «Мировой техникой», строятся отношения и с другим официальным дилером, поставляющим в регион из-за рубежа самую современную сельскохозяйственную технику – «Ставхолдингом», у которого фермеры Мурадбековы покупают тракторы «Джон Дир». Их в поле работает уже 7 – два гусеничных и колесные «девятки», с которыми по мощности мало кто из собратьев по классу может сравниться. Обрабатывающие комплексы, технологическое оборудование стоящие на вооружении хозяйства тоже в большинстве своем, импортного производства.
– Это наша твердая позиция, – утверждает Алимурад Исабекович. – Плодородие поля – один из главных резервов развития. И на том, чтобы сохранить его и умножить, нельзя экономить. Техника – это инструмент в руках хлебороба, сродни скальпелю в руках хирурга. Она должна быть надежной, а результаты ее работы по максимуму эффективны.
Я знаю, далеко не все мои коллеги разделяют эту точку зрения. Но пока наши отечественные машиностроители не предложат мне технику, ничем не уступающую по качеству лучшим немецким и американским образцам, я буду покупать ее за границей. И дело не в престиже, а в экономической целесообразности. Немецкие комбайны очень надежны в работе, долговечны, обеспечивают высокое качество обмолота и сохранности зерна при максимальной производительности. А сервисное обслуживание, которое нам обеспечивают специалисты поставщиков, отвечает лучшим мировым стандартам. Если и случаются неполадки в процессе работы – они устраняются сервисной службой, работающей в круглосуточном режиме, в кратчайшие сроки и с гарантией качества. А это все вопросы экономической эффективности.
Высокая производительность – это минимальные потери зерна при максимальной выработке на каждого комбайнера. Высокое качество обмолота – гарантия достойной цены при реализации. Это важные составляющие высокой рентабельности зернового производства.
Если говорить о технологии, то высокий уровень программного обеспечения (вся техника оснащена бортовыми компьютерами!) обеспечивает безусловное ее соблюдение. И трактор, и комбайн «видит» поле со всеми его особенностями, сами выбирают режим работы на том, или ином участке. Один только пример: после первой же повсходовой обработки машина запоминает свою технологическую колею. И в дальнейшем движется строго по ней, не отклоняясь ни на сантиметр. А таких заходов приходится делать несколько на разных стадиях роста растений: вносить подкормки, обрабатывать посевы средствами химзащиты. Представляете, сколько растений при этом сохраняется? Это ли не реальная прибавка в урожайности?
Что и говорить, умная надежная и мощная техника. Это позволяет нам применять самое современное и совершенное технологическое оборудование: широкозахватные посевные комплексы, например. Или культиваторы глубокого (на 25-27 сантиметров) рыхления при обработке паров. Благодаря этому, наши поля не знают, что такое карантинные сорняки. Не применяя гербицидов, мы добились такой чистоты паровых полей, что до минимума свели кратность культиваций. Только это дает многомиллионную экономию на горючем, ведь паровые поля в наших севооборотах в последние годы составляют до 10 тысяч гектаров.
Не обошел вниманием руководитель хозяйства и еще один аспект – морально-психологический. Технологическое совершенство современных машин меняет внутренний мир тех, кто ими управляет. И это сказывается не только на уровне квалификации и производственной дисциплины, но и на отношении к жизни. На смену механизаторам старшего поколения приходит молодежь. Нехватку знаний и опыта фермеры восполняют практикой.
Обучение идет в процессе работы, но новая генерация хлеборобов более подготовлена к новым условиям производства. Для большинства компьютер, программное обеспечение не в диковинку еще со школьной скамьи, воспринимаются как данность. Обучаются охотно и быстро. За месяц-другой схватывая основные навыки управления современной техникой, технологические тонкости новых агротехнических приемов. Тут, конечно, важен характер, самодисциплина, ощущение самого поля. Отбор жесткий. Кадровую проблему с наскока не решить. Но те, кто проходит испытание практикой, уже через год на «ты» и с «немцами», и с «американцами». Впрочем, помимо работы в поле и других забот в хозяйстве хватает.
За 20 лет здесь создана мощная современная база обеспечения. Ремонтная мастерская, площадки для хранения техники, зерноочистительный комплекс, оснащенный новым немецким оборудованием, широкие полотна токов, вместительные зернохранилища, способные принять «под крышу» весь собранный урожай зерна и подсолнечника, собственный бетонный узел – вот далеко не полный перечень всего, что построили братья Мурадбековы на хуторе Горбатовском. В прежнюю совхозную пору о таком даже мечтать не приходилось.
– В развитие производственной инфраструктуры мы вкладываем до 50 миллионов рублей в год, – говорит Алимурад Исабекович. – Процесс становления продолжается. Сейчас отстраиваем новую производственную базу на участке в хуторе Среднецарицинский. Здесь в Горбатовском достраиваем столовую для рабочих, которая будет снабжать коллектив горячим питанием круглогодично.
Думаем строить зерносушилку. Обойдется, конечно, в копеечку – только комплект оборудования стоит около 50 миллионов рублей. Но, думаю, что осилим… Это важное звено в сохранности урожая, его предпродажной подготовке. Да много чего еще нужно. Раз поставили перед собой задачу создать современное агропроизводство – не бросать же начатое на середине пути.
На фото: Братья-фермеры Мурадбековы (слева направо) Тимур, Алимурад, Абдулшаит, Анвар
В хозяйстве идет поиск резервов. Один из них применение на практике научных разработок прошлых лет по применению минеральных удобрений. По словам главы КФХ, немало пришлось «перелопатить» специальной и справочной литературы, изданной еще в 70-80 годы прошлого столетия. Тогда ученые делали ставку на карбамидные подкормки. Попробовали на своих полях – результат получился отменный. Даже выше, чем от применения современной химии. А стоит много крат дешевле. Не даром говорят, что все новое – хорошо забытое старое. Теперь старые книги и справочники по агротехнике занимают почетное место в рабочей библиотеке фермера.
Впервые в хозяйстве заложили на 100 гектарах и опытное поле, на котором посеяны 17 сортов самых перспективных сортов озимой пшеницы, выведенных лучшими селекционерами Юга России. Цель – выявить особенности созревания по срокам вегетации растений. Задача: поменять привычную сортовую линейку с таким расчетом, чтобы поля подходили к уборке с разрывом в 2-3 недели. Это даст возможность люфта по срокам жатвы, а значит, избежать потерь зерна из колоса при перестое. Более ранние по срокам вызреванию сорта можно было бы высевать на дальних полях, с них и начинать уборку. Впервые на опытных делянках посеяны и несколько сортов твердой озимой пшеницы. Есть мысль у фермеров, если опытные посевы дадут хорошую продуктивность, ввести твердую пшеницу в севообороты – в последние годы спрос на нее на рынке вырос, да и цену за нее дают гораздо выше, чем за мягкие сорта озимки.
Вообще, все, что делается братьями Мурадбековыми, строится с расчетом на будущее, если не на века, то на десятилетия точно. Этому свидетельство и мотивационная политика, которая выстраивается в коллективе. Например, при вполне себе «московских» заработках, каждый член коллектива (основной костяк рабочих и специалистов – 80 человек) может рассчитывать на предоставление корпоративного кредита для строительства нового дома со сроком погашения за 5-10 лет. Причем, без фиксированной по месяцам суммы выплаты. Да иначе и быть не может, считает руководитель хозяйства. Деньги только платежное средство, а настоящее богатство люди, коллектив, способный решать любые задачи развития.
Сами братья Мурадбековы давно считают этот степной край своей второй малой родиной. Здесь построены родовые поместья. Здесь родились и выросли дети. Рядом с сыновьями радуются их успехам родители. На этой земле сделают свои первые шаги и будущие внуки. Судьба хутора Горбатовского стала и их судьбой. В них верят, на них надеются. И, думается, это не последний рассказ о делах и проблемах поднятого ими КФХ на страницах нашего журнала.
Вячеслав Айвазов f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.