Подписаться на новые статьи
Мы готовы кормить  всю страну
05 августа 2018

Мы готовы кормить всю страну


Есть ли за этими словами не только уверенность в своих силах, но и реальные возможности? Могут ли фермеры Астрахани, Волгограда, Кубани, Ставрополья полностью обеспечить потребности россиян в полезной и вкусной продукции и вытеснить из магазинов овощи из Азербайджана, Турции, Ирана, Марокко, Казахстана?

Енотаевский район Астраханской области расположен в центре Астраханской области, обладает значительными земельными и водными ресурсами, большим производственным потенциалом, здесь функционируют более 426 фермерских хозяйств.
Мы адресовали свои вопросы начальнику управления сельского хозяйства района Б.Ф. Будаеву.
– Борис Фацбаевич, какое место занимает сельское хозяйство в экономике Енотаевского района? Какие направления в приоритете? Что наиболее ценно?
– Район традиционно сельскохозяйственный, одним из приоритетных направлений развития отрасли является растениеводство. Рост объемов производства овощной продукции, картофеля, бахчевых культур происходит за счет внедрения прогрессивных технологий орошения, четко разработанным нормам высокоэффективных удобрений и механизации труда. Овощеводы сегодня делают ставку на качественные высокоурожайные гибриды. Также большое значение в производстве овощной продукции уделяется системам хранения последнего поколения. Но самое ценное – надежные, трудолюбивые люди, благодаря золотым рукам которых, их опыту мы с вами сейчас имеем возможность говорить о сельском хозяйстве, без них ничего бы не было, от них все зависит. Я могу дать вам сухую статистику, сколько земли, что и сколько вырастили и произвели, но разве цифры отразят то положение дел, которое можно увидеть только своими глазами, и услышать от фермера то, что вам не скажут в кабинетах? Сейчас пошла горячая пора сбора и отправки урожая, придется поездить по полям, если хотите поговорить с нашими овощеводами.

***
Не заблудиться на бескрайних просторах овощных полей нам помог специалист-агроном Николай Михайлович Петров. Благодаря ему мы встретились на поле с Еленой Николаевной и Виктором Григорьевичем Лебедевыми. В этом году фермеры из Ветлянки собирают свой двадцать второй урожай. Начинали с 1,3 га, а теперь в хозяйстве 26 га под бахчевыми и овощами – работы много. Выясняем, что статус хозяйства Лебедевых – ИП, КФХ так и не получилось оформить. Особых вопросов не задаем, фермеры сами рассказывают о своих удачах и о проблемах.
Говорит Елена Николаевна, Виктор Григорьевич больше молчит и поторапливает жену: надо ехать на погрузку и взвешивание. То и дело разговор прерывается звонками покупателей, не ответить, значит, упустить покупателя, а на сегодня это, как оказалось, очень важно.


– Обычно начинаем реализацию арбуза с 25 июня, но в этом году погода подвела, – откровенничает Елена Николаевна. – Арбуз болел, ночи холодные, а плеть уже пошла, надо подкормку давать, иначе арбуз не завяжется. Полив, холод – и пошла корневая гниль. Опрыскивали вручную, так больше толка, все нужное гарантировано достается каждому растению. Вовремя приняли меры, но 30 соток погибло, остальное спасли, урожай будет. Сажаем всегда 2 га ранних и 2 га поздних арбузов. Проблема в другом – покупателей меньше стало. Раньше у нас к началу сбора уже стояла очередь из машин из Чечни, мы за один день реализовывали весь ранний арбуз. В прошлом году начали реализовывать по 10-13 рублей за 1 кг, на пике выходило 15-16 рублей и закончили ценой в 7 рублей. А в этом году не можем сбыть ранний арбуз даже за эти же 7 рублей, хорошо, если по 5-6 заберут, и особо никого нет. В чем дело, не поймем. Пока решили, что это из-за чемпионата (беседа проходит 10 июля – прим. ред.), потому что через крупные города не пускают фуры, а у нас на пути Волгоград, да и под Москвой, говорят, скопилось много машин. Многие клиенты к нам не смогли попасть, и ушли на Ставрополь, хотя там цена выше. Первый раз такое, что мы не смогли сдать ранний арбуз.
На сегодня отгрузили 50 тонн арбуза, и около 65 тонн лежит на поле. Реализовывать продукцию надо срочно, по перцу и баклажанам пошли уже на второй круг, вот-вот начнутся помидоры.
По ценам тоже непонятная ситуация, затраты на производство растут, а цены рухнули. Сравните, в прошлом году в начале июля мы сдавали перец по 80 рублей, баклажан по 65 рублей. В этом году перец берут по 25 рублей, баклажан по 16 рублей. При наших затратах – это огромный минус. Розничная цена в Москве на перец 40-45 рублей, а на баклажаны 28-30 рублей, потому что все магазины и рынки забиты дешевой импортной продукцией. По цене мы не можем конкурировать с зарубежными производителями. Затраты на 1 га арбузов в этом году 300 тыс. рублей, и это самая дешевая культура в производстве.
Лебедевы – индивидуальные предприниматели, помимо фермы у них магазины: хозяйственный и продуктовый. По словам Елены Николаевны, переход в статус КФХ в их случае особой выгоды не принесет. Тем более что в последние годы ИП стали также получать господдержку, как и фермеры.


– Слишком много документов надо оформлять, время тратить, а разницы, считаю, особой нет, как тебя называют. Раньше было обидно, всем субсидии давали, а нам нет, хотя и работаем все на полях, сажаем одно и то же, вместе развиваем растениеводство, даем урожай, но мы, почему-то, для государства сельхозпроизводителями не являлись. У соседа 15 га, у нас 26, но нам субсидии не положены были. Когда в области появился новый руководитель по сельскому хозяйству, на встрече с ним я встала и рассказала о существующей несправедливости. И через некоторое время мы получили первую субсидию – 
21000 рублей. Многие посмеялись, а мы обрадовались – просто так нам никто денег еще никогда не давал. Районное руководство помогло нам все правильно оформить, нас включили в списки сельхозпроизводителей, просить и требовать теперь ничего не приходится, получение субсидий происходит в рабочем порядке, мы благодарны за любые деньги. В прошлом году вышло около 170000 рублей. Сразу же все потратили на семена и удобрения. К семенам, кстати, подходим с большой ответственностью. Никогда не купим то, результат чего не видели своими глазами, как бы продавцы не расхваливали новый сорт. Где уже растет – съезжу и посмотрю. Что такое самосбор давно уже забыли, покупаем элиту. Все поля на капельном орошении, без воды много не вырастишь, а даже при низких ценах мы вытягиваем за счет тоннажа.


Какая культура вытянет хозяйство в этом году, Лебедевы пока не знают. Если покупатели так и не появятся, то «победа» останется за ранней капустой, которую после перерыва фермеры снова стали выращивать. Елена Николаевна начала выращивать рассаду без пикировки, каждую семечку капусты сажает в отдельный стаканчик, так растение не болеет и меньше травмируется. Попали в цену 23-28 рублей. Приезжали оптовики из Ростовской области, оказывается, там погибло много рассады – из-за холодов садящаяся уже на кочан капуста в 8-9 листов еще была в теплице. С одной стороны Лебедевы рады хорошей цене, а с другой стороны понимают, что цена поднялась, потому что у соседей проблемы и кто-то терпит убытки. Не за счет других надо зарабатывать, а всем вместе, считает Елена Николаевна. И главный конкурент, по ее мнению, не фермеры из соседних регионов, а импортеры – российские фермеры вкладывают средства в технику, орошение, семена и удобрения, берут кредиты, а магазины забиты заграничными овощами.
– Нижнее Поволжье и Юг России могут накормить овощами всю страну, и выращивать мы можем много. Если в Ставрополе, например, град, или морозы в Волгограде, то для потребительского рынка это не окажется критичным – ниша восполнится объемом продукции, произведенным в Астрахани или Краснодаре, и наоборот. Только производить сейчас с «запасом» рискованно, реализовать бы то, что вырастили в привычных объемах.
***
В соседнем хозяйстве идет загрузка арбузами фуры на Москву. Фермер Юлия Ким сдает арбузы по 5 рублей, и считает, что хорошо, что хоть какой-то покупатель доехал сегодня до поля, завтра цена может упасть до 3 рублей. Говорит, что цена в 7 рублей, которая всего на копейки выше себестоимости, отпугивает покупателей, а цена в 7,5, которая была самой низкой в прошлом году, в этом кажется уже нереально высокой, и вопрос уже не заработать, а вытянуть с поля хоть какие-то вложенные деньги. Отсутствие покупателей Юлия Тимофеевна тоже связывает с нарушенной логистикой из-за проведения чемпионата и ввозом ранней импортной продукции. Пока в магазинах не реализованы импортные овощи, никто не будет закупать местные. Но когда дойдет очередь до российских фермеров, урожай может сгнить на полях, и тогда снова понадобится ввозить импортную продукцию. Такие вот ловушки расставляет рынок.


Хозяйство у фермеров большое, по сути, объединены два КФХ. У родителей Юлии Тимофеевны и Георгия Афанасьевича Ким 30 га, и у детей Всеволода Геннадьевича и Алии Аминьевны 20 га. Выращивают бахчевые и овощи. И цены нет ни на что, впрочем, как и покупателей. Машин из Чечни нет – там начали выращивать собственные арбузы, руководство республики субсидировало фермерам весь цикл производства, начиная с покупки земли, техники, семян и удобрений. Из Беларуси машин нет, эта страна завалена казахстанскими арбузами, причем даже и они уже не нужны в таком количестве, на границе скопилось несколько десятков фур. Доставка арбуза из Казахстана обходится в два-три раза дешевле, чем доставка астраханского арбуза, и цены намного ниже, чем цена российского арбуза, даже если отдавать по себестоимости.
– У нас в основном постоянные покупатели, но и они в этом году неохотно берут астраханскую продукцию, – объясняет положение дел Всеволод Огай. – Покупатели говорят, что ранний астраханский арбуз опасаются покупать в Москве, почему-то там сильно убеждение, что настоящий арбуз появляется не ранее 1 августа, а все, что привозится раньше, напичкано химией. И берут арбуз импортный, так как считают, что там теплее и ранний урожай выращен в естественных условиях и без применения вредных средств.


Как донести до каждого покупателя, что давно у нас применяются новые технологии, в которые мы вкладываем огромные средства, чтобы уже к концу июня астраханский арбуз поехал в другие города? Период вегетации современных гибридов 55 дней от момента всходов. Растение выращивается в отдельном стаканчике, в отапливаемой газом теплице. Начинаем высевать с 5 марта, а в первой декаде апреля рассада уже сидит в поле. Арбуз высаживается под двойной пленочной защитой. Сначала пленкой укрывается почва, под которую проложено капельное орошение. Затем машина натягивает пленку на дуги, выходят мини-парнички, и если совсем уже ударят морозы, то натягиваем третий слой, а по мере наступления тепла всю пленку снимаем, оставляем нижний слой. Так растение больше защищено от сорняков, сохраняется влага.
Семена импортные, дорогие, про отечественные уже и забыли. Удобрения, защита – все работает на производство ранней продукции, но покупатели твердят: «Страшно, сплошная селитра». Ранний арбуз отдавали по 5,20 рублей, а стоимость каждой семечки 3-4 рубля, плюс затраты на технику, на химию, на зарплату, на топливо, на налоги, на обеспечение кредита. Чтобы выдержать конкуренцию, можно удивить покупателей, например, желтым арбузом, но цена семечки 12 рублей. Сомневаюсь, что сегодня за такой арбуз предложат больше, чем за обычный. Другие культуры тоже упали в цене и не востребованы покупателем.


– Почему у нас все дорожает: топливо, перевозка, удобрения, семена, но при этом цена на фермерскую продукцию падает? – возмущается Георгий Афанасьевич. – Нужны ли нашей стране собственные овощи? И что, нужно? Овощеводы готовы выращивать необходимую стране продукцию. Много лет назад я пробовал выращивать арахис, с 2 опытных мешков бобов получил 48 мешков отличной продукции. Хотел продолжить работу, но не смог ничего продать, и тут импортная продукция дешевле. Так и сажаем все одно и то же, если какая-то культура подведет, то другая, надеемся, вытянет. Сажать что-то новое – большой риск, сегодня средств на такие эксперименты нет. Нам не нужна помощь в работе, мы справляемся. Нужна востребованность нашей продукции, ориентиры на то, что и в каком количестве нужно вырастить, чтобы все это дошло до людей, а не сгнило на полях. Фермер сейчас работает не на себя, а существует, чтобы зарабатывали перекупщики, производители семян, удобрений, техники. Он платит налоги и дает работу людям. Всех кормит, кроме себя.
Фермер Всеволод Огай считает, что сельскому хозяйству государство уделяет внимание по остаточному принципу. Субсидии, да, дает, и выходит вроде бы неплохая помощь. Если на 1 га арбузов выделяется всего 600 руб., то на другие культуры поддержка достигает 4000-9500 тысяч рублей. Но если учесть затраты на тот же гектар, то цифры уже не впечатляют. Не денег просят фермеры, а хотят грамотного и цивилизованного подхода к развитию овощеводства. Дикий рынок, как говорит Георгий Ким, убьет отечественное овощеводство. На личном примере фермер убедился, что даже заключив договор с сетью, не получишь гарантированный сбыт выращенного в обговоренных объемах. Покупателю предложат партию копеечных импортных овощей, и он в любой момент откажется от твоей продукции по надуманным предлогам: то огурцы не все одного размера, то полосочки на арбузах не той ширины.
– Передайте «наверх», мы готовы сажать что-то новое, работать, но без внимания государства, без комплексного подхода, ничего не получится. Нужны недорогие отечественные семена, удобрения, собственные технологии – рассуждает Всеволод Геннадьевич, – а значит, надо финансировать наших ученых, обучать специалистов. Сейчас мы действуем на свой страх и риск, берем кредиты, а если надежды, возложенные на новый сорт, не оправдаются, то банк не будет ждать. А вдруг с учетом ошибок ты в следующем году получишь результат в несколько раз выше и отработаешь проценты?
Как я вижу, государство должно определять, что необходимо вырастить, и под эту задачу выделять средства фермерам на семена, технику, удобрения в полном объеме, с беспроцентной отдачей через несколько лет. И нужен приоритет отечественной продукции в вопросе сбыта, надо ограничить объемы импортной продукции, пусть она будет, но ровно столько, сколько необходимо, чтобы разнообразить рынок, а не полностью его занять. Фермеры будут спокойно работать, и даже неудачный год не выбьет из колеи. Выиграют все: государство вернет вложенные средства и даст толчок к развитию овощеводства, фермеры заработают, а значит, больше поступит в казну налогов, все будут обеспечены работой, от ученого до сборщика овощей, покупатели получат недорогую вкусную продукцию. Именно так и действуют в тех странах, откуда поступает сейчас вся дешевая овощная продукция. Почему нас не слышат?
Нужно развивать кооперацию. Будет выгоднее не только организовывать сбыт, но и, например, покупка химии и семян в большем объемы обойдется дешевле. Здесь уже мы собственными силами можем объединиться, и уже изучаем опыт других регионов.


С последними рассуждениями трудно не согласиться, и тут можно заменить слово «овощевод» на любую другую специализацию. Кормить Россию фермеры могут, но «никто не ест». Передаем, просьбу фермера Всеволода Огай «наверх», хотя каждый год нам обещают учесть все предложения и замечания, поступающие «от земли», но импортных овощей в магазинах меньше не становится. А пока прямо на поле мы попробовали ранний астраханский арбуз, вкусный, сладкий. Пусть москвичи едят, не боятся, главное быть уверенным, что это настоящий (астраханский, волгоградский, кубанский, ставропольский) арбуз, а не полосатик из Египта.

Людмила Черноносова    f

Просмотров : 644
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.