Владимир Бритвин: «Производство овощей ориентируется на экономические показатели»
С сентября у овощеводов Городищенского района Волгоградской области наступает горячая пора – идет массовая уборка овощей – томатов, моркови, лука.
Можно без преувеличения сказать, что здесь располагается полноценный луковый кластер региона. Что примечательно, производство лука на этой территории заточено не только на местного потребителя, но и на поставки в другие регионы России и даже на экспорт в страны дальнего зарубежья. О специфике выращивания этой культуры на городищенской земле и о том, как в нынешних непростых экономических реалиях выстраивать устойчивый «луковый» бизнес, на примере своего хозяйства «Фермеру» рассказал глава КФХ Владимир Бритвин
Столица лука – Городище
Практически все овощное производство района сосредоточено вдоль Городищенской оросительной системы, построенной в 80-е годы по инициативе первого секретаря Волгоградского обкома КПСС Владимира Ильича Калашникова. И сегодня вокруг оросительного канала сформированы десятки больших и малых овощеводческих хозяйств.
Владимир Бритвин занимается выращиванием овощей с 2005 года. Начинал с небольших площадей, постепенно наращивал сельхозугодья и объемы производства. Сейчас в активах его хозяйства 80 гектаров орошаемой земли, где выращиваются лук и морковь.
Почему именно эти культуры? На этот вопрос Владимир Васильевич отвечает так: «У нас, в Городищенском районе, сложились уникальные почвенно-климатические условия, которые лучше всего подходят именно под выращивание лука и моркови. Эти культуры урожайные, востребованные на рынке, а качество нашего лука и моркови неоспоримы. Лук, например, закупают даже Ростов и Краснодар, где его производят в больших количествах. Именно качественные показатели делают наш лук привлекательным для потребителей других регионов».
Чтобы обеспечить равномерный ход работ и регулярные поставки потребителям, сев лука и моркови в хозяйстве разнесен по срокам, используются гибриды с разыми сроками созревания – от ранних до самых поздних. Благодаря этому реализация идет примерно с 20 июля и до самой поздней осени. Часть урожая закладывается в хранилище.
По словам фермера, она из проблем овощного производства, особенно, если оно опирается на одну-две культуры, – непредсказуемые и резкие колебания цен. Поэтому в один год можно получить высокую прибыль, а в другой столкнуться с одними убытками. А это может поставить хозяйство на грань банкротства.
– Сельское хозяйство отрасль непредсказуемая, – говорит Владимир Бритвин. – Но я для себя выработал стратегию ведения бизнеса, которая позволяет сохранять стабильность, держать хозяйство на плаву в неблагоприятные годы.
В целом, по мнению главы КФХ, все очень просто: не надо делать резких движений, не надо вкладывать деньги в рискованные проекты, а надо методически работать в одном выверенном направлении. Да, могут быть определенные тактические изменения, но они должны сводиться лишь к выбору гибридов, срокам посевов и арготехнологий. В результате, в среднем будет получаться пусть не сверхприбыльный, но стабильный результат.
– Если с одной культуры прыгаешь на другую, сегодня сеешь только ранние сорта, а завтра только поздние, один год решаешь положить весь урожай на хранение, а на другой продаешь его с колес, то ни к чему хорошему это не приведет, – подчеркивает Владимир Бритвин.
Но как тогда пережить трудный год? По мнению крепкого хозяйственника, придется потуже затянуть пояса, взять в банке кредит на текущие нужды и очень точно выбирать, когда, как и на что можно потратить деньги: «Я маневрирую имеющимися финансами от года к году, стараюсь точно просчитывать экономическое состояние хозяйства и двигаться вперед пусть и медленно, но поступательно».
Запас мощности
Возможность маневра задается в хозяйстве накопленным запасом экономической мощности. К примеру, если техника и другие основные фонды не ветхие, они не требует сиюминутного обновления, то в этом случае капвложения лучше отложить на тучные годы.
– Каких-то первоначальных капиталов у меня не было, хозяйство начинал с нуля, поэтому кредитование в банках считаю необходимым инструментом развития хозяйства. Для поддержания производства он работает безупречно, но если речь идет о крупных капиталовложениях, о строительстве, например, мощных овощехранилищ, то кредит на эти цели не имеет большого смысла. Кредиты у нас в основном краткосрочные, и даются под высокие проценты. А вот хранилище – проект долгосрочный, он окупается в течение нескольких лет, тогда как кредит надо выплатить уже через год. Те, кто идет по пути рискованного кредитования, ставят себя на грань разорения.
С другой стороны, ситуация на рынке овощей год от года меняется. Лет 15 назад, например, астраханские сельхозпроизводители стали отказываться от выращивания бахчевых в пользу картофеля. И этот шаг принес им хорошие дивиденды. Однако, в целом, по мнению Владимира Бритвина, требуется взвешенный и осмотрительный подход.
– Прежде всего, должна складываться экономика, а что ты реализовал – лук, картофель или бананы – разницы не имеет. В наших условиях лук и морковь остаются основными культурами, которые приносят хозяйству доход. Освоение же новых культур несет с собой крупные расходы и распыляет имеющиеся средства. Для каждой культуры требуется определенный шлейф техники, а это значит, что ее придется закупать. Необходимо также для новой культуры обеспечить требуемый севооборот. Хлопотно и затратно, а результат при этом непредсказуемый. Поэтому в ближайшей перспективе этот вариант я не рассматриваю.
Севооборот в хозяйстве устроен по схеме: 50 процентов овощи и 50 процентов чистый пар. Кто-то посчитает такой подход нерациональным использованием земли, однако глава КФХ Владимир Бритвин придерживается иного мнения.
– Если засеять овощами все площади, то первое время можно здорово выиграть, – отмечает он. – Но если сеять на одном месте лук по луку, морковь по моркови, начнут накапливаться болезни, и вредители. В годы, когда я только начал заниматься морковью и луком, их было значительно меньше.
Еще один негативный фактор, который говорит в пользу пара – засоление почвы в результате постоянного использования на одном и том же месте капельного орошения.
Есть и другой подход – вместо пара засеивать простаивающие площади зерновыми, но в последнее время от него стали отказываться. Бытует мнение, что опасный вредитель трипс, от которого страдают луковые посевы, массово поражает лук именно после того как на этом месте сеяли зерновые.
– Земля у меня в собственности, поэтому в отличие от арендатора, который взял ее в пользование на три года, есть заинтересованность в сохранении ее плодородия, именно севооборот: пар – овощи считаю для своего хозяйства наиболее верным, – подчеркнул глава КФХ.
Своими руками
Среди аграриев не утихают споры, какой вид орошения – капельное или дождевальное – лучше использовать при выращивании овощных культур. Первый относят к более прогрессивным и технологичным. Использование второго снижает себестоимость за счет того, что не надо использовать расходные материалы – капельную ленту. Считается также, что та же морковь лучше растет на дождевании, поскольку она может получать питание через листья. В хозяйстве же Бритвина В.В. выбор сделан в пользу капельной системы орошения.
– Считаю, что это шаг вперед в развитии овощеводческих технологий, – отмечает он. – Уменьшается расход воды. Плюс – одновременно с поливом можно вносить пестициды и минеральные удобрения непосредственно под корень растения. Важно, что в любое время можно остановить полив и завести, если это необходимо, на поле технику. Нельзя сбрасывать со счетов то, что экономятся трудовые ресурсы, когда один человек может обслуживать полив на 15 и более гектаров. «Капелька» – удовольствие дорогое, но оно того стоит. Когда я начинал заниматься овощеводством, использовал примитивную систему полива по арыкам. Но она потребляет много воды, размывает и губит почву, поэтому переход на капельное орошение можно еще назвать и переходом на сберегающую плодородие почвы технологию.
Впрочем, в последнее время наметилась тенденция к снижению стоимости капельного орошения. Этому поспособствовала жесткая конкуренция между производителями капельной ленты – самого дорогого расходного материала.
– В первые годы цена на нее была вообще неподъемной, – подтвердил фермер.
А еще совсем недавно головной болью для овощеводов была проблема утилизации капельной ленты. Кто-то выбрасывал ее в овраги, некоторые сжигали, нанося ущерб экологии. Но теперь разрешился и этот неудобный вопрос: ленту стали охотно покупать за символическую плату сборщики вторсырья, для дальнейшей отправки ее на переработку. Вообще, смекалки и изобретательности нашим аграриям не занимать. К примеру, дорогостоящую фильтростанцию, которая обеспечивает тонкую очистку воды для системы орошения, умельцы научились делать самостоятельно. А это также снижает стоимость использования капельного орошения и делает его еще более привлекательным с экономической точки зрения.
«Ножницы» цен
Сбыт лука и моркови, по словам Владимира Бритвина, никаких проблем не вызывает. Есть годами выстроенная сбытовая структура, налаженные связи с оптовыми фирмами и частными закупщиками. География поставок охватывает едва ли не на всю страну – Москва, Петербург, Калининград, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Однако чтобы поддерживать статус надежного поставщика, необходимо отслеживать запросы рынка, поддерживать требуемое качество продукции. Так, с точки зрения потребителя, лук должен быть хорошо «одетым», красиво окрашенным, а если речь идет о поздних сортах, то и долго храниться. А для того, чтобы получать высокие урожаи в условиях Городищенского района, гибриды должны обладать пластичностью – выдерживать как высокие температуры, так и длительные дожди. Аналогичные требования предъявляются и к моркови.
В целом, дела в овощеводческом бизнесе идут по нарастающей. Однако есть и ряд негативных тенденций, которые, в конечном итоге, для многих хозяйств могут сделать его убыточным. К примеру, неуклонно из года в год падает маржинальность отрасли. Цены на овощи застыли на одном уровне, а все оборудование, техника, электроэнергия и ГСМ – дорожают из года в год.
– Прибыль наша из-за этого все меньше и меньше, и если так дело пойдет дальше, то многие овощеводческие хозяйства подойдут к черте разорения, – говорит Владимир Бритвин. – Мы, крестьяне, пытаемся бороться своими силами: внедряем эффективные технологии, наращиваем урожайность, но нивелировать действие этих ценовых «ножниц» становится все труднее и труднее.
Еще один наболевший вопрос – трудоустройство иностранной рабочей силы.
– Растут налоги, проценты отчислений, повышается заработная плата. С прошлого года на одного иностранного работника нужно привлекать одного российского, – продолжает фермер. – Наши люди трудятся добросовестно, но их попросту не хватает. А еще нам нужны не просто рабочие, а те, кто готов трудиться по гибкому графику, когда бывает необходимость срочно выполнять ту или иную работу, а отдых перенести на другое время. Вот такая у нас специфика овощеводческого производства, когда бывает, что один день год кормит. Иностранные рабочие как нельзя лучше под нее подстраиваются.
По словам Владимира Бритвина, есть у него планы, как нарастит урожайность, как сохранить и повысить экономическую эффективность производства. Но осуществлять задуманное намерен не торопясь, выверяя и обдумывая каждый свой шаг. «Ошибку, совершенную в сельском хозяйстве можно исправить минимум через год», – говорит он.
Владимир Ельников f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.