Александр Олейников:«Осваивать грант нам помогает семейная взаимовыручка»
Получение трехмиллионного гранта в рамках программы «Начинающий фермер» жителю Самойловского района Саратовской области Александру Олейникову дало отличную возможность, чтобы приступить к созданию эффективного фермерского хозяйства.
На эти деньги был закуплен племенной крупный рогатый скот мясной породы казахская белоголовая. Но не обошлось и без определенных трудностей: формирование стада и рост молодняка растягивается едва ли не на три года, так что рассчитывать на прибыль в этот период не приходится. По этой причине фермеру пришлось изыскивать дополнительные источники финансирования, чтобы вывести хозяйство на запланированный объем производства и уровень рентабельности.
Круглые сутки на работе
КФХ было основано три года назад, с целью получения гранта и создания крепкого животноводческого хозяйства. Александр Олейников не скрывает, что грант – три миллиона рублей – стал хорошим подспорьем для начала нового семейного дела. Впрочем, и до этого всю жизнь Александр Васильевич проработал на селе. С детства пропадал с отцом в поле, трудился на тракторе и комбайне. А еще занимался пчеловодством, держал в личном подворье птицу и крупный рогатый скот. Кто бы мог подумать еще совсем недавно, что все эти знания и наработки так пригодятся при становлении новоиспеченного КФХ?
Три миллиона грантовых денег плюс 110 тысяч собственных пошли на закупку 42 племенных телок и трех бычков казахской белоголовой породы. Такой выбор не был случайным.
Начнем с того, что с Олейниковы решили развивать именно мясное направление. Молоко также рассматривалось: при грамотном подходе оно может приносить хорошую прибыль. Но, проанализировав оба варианта, фермер пришел к выводу, что окупаемость молочного проекта более длительная, потребуется потратить больше денег на приобретение оборудования, строже в молочке и санитарные требования. При этом казахская белоголовая порода приспособлена к местным условиям, не требовательна к помещениям и может без проблем пребывать на открытых пространствах даже в холодное зимнее время. Телят эти коровы выкармливают молоком до 6-7 месяцев, поэтому растут они как на дрожжах, стремительно набирая вес. Бычки достигают 500 кг живого веса и дают по 300-350 кг мяса. А еще мясо коров этой породы отличается отменными вкусовыми и питательными качествами, в чем-то сродни «мраморной говядине», а это значит, что на него будет гарантированный спрос по цене даже выше, чем среднерыночная.
– Животные очень спокойные, работать с ними комфортно, но, когда к телятам подходишь, то их окружат все коровы. Наверное, сказывается инстинкт степных пастбищных животных – так они защищают свое потомство от хищников. А если теленок отобьется от стада и потеряется, корова проявит беспокойство, пойдет искать его и приведет к стаду, – говорит Александр Олейников. – После отела мы сумели полностью сохранить молодняк – 40 бычков и телочек.
Глава КФХ показал на подушки и матрацы, которые составляют импровизированное спальное место.
– Отел мог произойти в любое время, поэтому приходилось дежурить рядом с коровами едва ли не круглые сутки, – пояснил он.
Вся зарплата в КФХ
Затраты на приобретение поголовья оказались самыми значительными, но не единственными. И на них, по словам главы КФХ, изыскивать средства приходится уже из других источников.
– Приобрели помещение, восстановили его, поменяли двери, отремонтировали крышу, устроили складское помещение для хранения зерна, – говорит он. – А еще технику приобрели необходимую – новую сенокосилку и пресс-подборщик. Два трактора и комбайн у нас старые, подержанные. Я так рассудил: на моих площадях новая техника никогда не окупится, а эта приобретена почти по цене металлолома, мы ее перебрали, восстановили. И ничего, работает. Чтобы обработать и убрать 35 гектаров, занятых зерновыми, этого будет вполне достаточно.
Да, навалившиеся расходы могли бы оказаться непосильными, но на помощь пришла семейная взаимовыручка, стремление довести начатое дело до конца.
– За год пришлось потратить 1,5 миллиона рублей. Сын даже продал в Балашове двухкомнатную квартиру, чтобы покрыть издержки.
Крепкое личное подворье также стало хорошим подспорьем, чтобы в период отсутствия прибыли поддерживать новое КФХ на плаву. Супруга Татьяна Леонидовна занимается коровами, а полученное молоко реализуется на местном рынке. В последнее время редко кто из сельчан держит КРС, поэтому спрос на молочную продукцию устойчивый и особых проблем со сбытом не возникает. Сын Андрей разводит гусей, маточное поголовье которых доходит до 40 особей. А еще в ЛПХ содержатся куры, утки, свиньи. Не забывает Александр Олейников и про пчеловодство.
– Это мое любимое занятие. С пчелами, как будто бы отдыхаешь после работы на ферме. Пчеловодство скорее для души, чем для заработка, – говорит он.
В последнее время заготконтора стала давать за мед почти бросовую цену – 40-50 рублей за килограмм, но отказываться от ульев фермер не собирается. Разве можно ради денег расстаться с любимым делом? К тому же мед хоть и не приносит прибыли, но поддерживает хозяйство на плаву в период безденежья.
– Вот так вместе и поднимаем свое хозяйство: жена и сыновья работают еще и в других местах, и вкладывают в КФХ свою зарплату. Вместе, через многочисленные трудности, идем мы к намеченной цели, – подчеркнул Александр Васильевич.
Плата за неудобья
Как бы то ни было, но Александр Олейников высоко оценивает возможности, которые открываются перед его хозяйством, благодаря полученной господдержке.
– Со своим капиталом практически невозможно было дать толчок для такого мощного развития семейного бизнеса. Гранатовые три миллиона пришлись для нас очень кстати. Подали заявку и с первого же раза у нас все получилось.
Да в рамках конкурса на получения гранта были и строгие требования, и юридические тонкости, но старший сын Андрей, он по профессии юрист, проработал все до мелочей, поэтому процедура выделения гранта прошла без сучка и задоринки.
В планах фермера довести маточное поголовье до 100, построить бойню и реализовывать мясо, не прибегая к услугам перекупщиков. О наиболее выгодном сбыте можно будет подумать после того, как хозяйство окрепнет и начнет приносить прибыль. Сейчас мясо с места забирают по 240 рублей, но если организовать собственную точку продажи на рынке, а тем более создать переработку мясной продукции, выручка обещает вырасти как минимум вдвое.
Бычки подрастают, сейчас крепкий хозяин старается еще больше нарастить их убойный вес. Однако голов шесть придется, наверное, досрочно пустить на мясо, чтобы покрыть текущие расход. Дело ведь еще и в том, что помимо капитальных вложений, КФХ должно делать и налоговые отчисления, а на этом этапе развития у него одни только расходы.
– Мы осваиваем брошенные неудобья, развиваем хозяйство. Прибыли по понятным причинам нет, но налоги и пенсионные отчисления исправно платим. Но раз надо, значит надо, – отмечает Александр Олейников. – Но все же было бы логично, если налоговое бремя с нас, фермеров, снимали на период, когда хозяйства еще только формируются и не дают готовой продукции.
А пока в КФХ идет заготовка сена, вся семья ухаживает за животными, чистятся и убираются от навоза летние базы.
Любовь к труду у нас в крови
Обретается, наверное, какая-то особенная крестьянская мудрость в семье Олейниковых. Вот и сейчас все чаще они задумываются не только о своем хозяйстве, но и путях развития животноводства всего Самойловского района.
– Пастбища сокращаются, а без них процесс развития животноводческих фермерских хозяйств невозможен, – вступает в разговор Андрей. – Наше хозяйство, к примеру, делает выпасы на территории, которая считается как бы ничейной. Но если у этой земли объявится «хозяин», который придет и распашет все эти площади, пасти наших коров будет негде. И в этом кроются самые серьезные для нас риски.
В этом году ситуация осложнилась тем, что прошедшие обильные дожди погубили урожай овса. Будут теперь Олейниковы покупать зерно на стороне, а это дополнительные расходы для хозяйства, которое находится в стадии становления и не получает еще никакой прибыли.
По мнению Андрея и Александра Олейниковых, наличие бойни, строительство которой значится в их планах, позволит легально производить забой животных, избежать случаев обмана со стороны недобросовестных закупщиков. На территориях, где построены бойни, по их оценке, значительно увеличивается поголовье скота, так как местные жители знают, что будет гарантированный сбыт выращенных ими сельскохозяйственных животных. Потребитель при этом получает высококачественную мясную продукцию.
– Обращаюсь к нашей сельской молодежи, – организовывайте животноводческие фермы, используйте опыт, наработанный вашими родителями, и будьте уверены, они всегда поддержат вас и подставят плечо, – сказал Андрей Олейников – это хорошее и нужное дело, которое со временем должно отозваться материальным вознаграждением.
Не забывают в этой замечательной крестьянской семье и про свои украинские корни. Как говорит Александр Васильевич, его прадед был родом из Полтавы, да и все село Песчанка представлено в основном потомками украинских переселенцев.
– Мы мову хорошо знаем и пользуемся ей, все наши односельчане разговаривают между собою на украинском языке. Культура, обычаи и традиции – все это в нашем селе поддерживается. Фестивали, праздники украинские проводятся. Трудолюбие у нас в крови заложено. А еще сызмальства принято у нас помогать и своей семье, и стране в которой родился и вырос. Так что сдаваться не в наших правилах, будем работать и доводить начатое дело до победного завершения.
Владимир Ельников f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.