Подписаться на новые статьи
Муса Магомедов:«Любая культура будет  рентабельной, если есть  покупатель»
18 октября 2019

Муса Магомедов:«Любая культура будет рентабельной, если есть покупатель»


Важные вопросы, которые волнуют всех овощеводов: что сажать весной и как сбыть урожай летом-осенью? Какая культура «выстрелит», а какая останется на поле? За что предложат хорошую цену, а что придется отдавать за копейки?

Фермера Магомедова эти вопросы больше не беспокоят. Весной он высаживает на поля только то, что гарантировано заберет покупатель по определенной цене, которая неожиданно измениться не может. Муса Магомедов уже весной может просчитать, какой результат у него будет осенью. Скорректировать эти расчеты может только погода.


Хозяйство Патимат и Мусы Магомедовых находится в Володарском районе Астраханской области. Район расположен на юго-востоке. Его территория разрезана многочисленными рукавами и протоками. Здесь развито животноводство, рыбоводство, а в последние годы, в связи активным приходом начинающих фермеров, развивается и овощеводство. Среди них и супруги Магомедовы, хотя новичками в сельском хозяйстве их назвать нельзя, вся их жизнь связана с землей.
В прошлом году хозяйство Магомедовых обзавелось новой техникой, приобретенной на средства гранта «Начинающий фермер», до этого работали на старенькой разваливающейся, требовавшей постоянного ремонта. Грант подоспел вовремя – к моменту получения средств заслуженный ветеран полей ДТ-75 окончательно превратился в металлолом. Среди новинок, приобретенных на грант, новый трактор Беларус, фреза и плуг польского производства, прицепной опрыскиватель. Для 68 гектаров, которые обрабатывают фермеры, вполне подходящая техника.
Основные культуры в хозяйстве – перец и томат, под ними заняты основные поля. И совсем на небольших площадях выращивается весь набор традиционных для региона овощей – лук, капуста, морковь, свекла, горький перец, тыква. Почему такой расклад?


– А что покупателю нужно, то и сажаем, – раскрывает секрет Муса Магомедов. – Мы работаем по договорам с двумя астраханскими предприятиями – «Чистый продукт» и «Пиканта». Весной обговариваем условия: ассортимент, объемы, цены – и начинаем работать. Осенью не беспокоимся, что урожай некуда деть, покупателей не ищем. Все выращенное реализуется в полном объеме. Работать с заводами, занимающимися переработками, проще, чем с торговыми сетями. У заводов есть требования к качеству, но нет строгих претензий к размеру и виду овощей. В торговой сети требуют определенный размер и форму овощей всей партии. А при приеме на завод овощи проходят визуальный контроль и первичную сортировку. В зависимости от наличия брака корректируется цена, но, в основном, количество поврежденных овощей по критериям завода незначительное.
Сотрудничество с заводом не ограничивается только договором поставки. Теперь фермер может не нанимать агронома, его предоставит предприятие, которое, заботясь о качестве продукции, контролирует весь технологический процесс выращивания. При появлении признаков болезни или вредителей, агроном, специалист из Сербии, проконсультирует и порекомендует меры защиты. Незаменима помощь агронома и в экстренной ситуации.
– В конце июня прошел сильный град, все поля побил, – рассказывает Муса Магомедов. – Пострадали растения уже набравшие силу, с завязями. Почти весь перец пострадал, половина томатов. Что-то совсем пропало, что-то выжило, но сильно болело. Пришлось принимать меры, показывать агроному побитые растения. Он сам приехал, смотрел. Лечение выживших от града растений обошлось в 6-7 тысяч рублей на гектар за одну обработку, а сделать надо около десяти обработок. Там, где томаты и перец погибли сразу от града, посеял поздние морковку и свеклу.
Собственно, поздние овощи – основная продукция хозяйства Магомедовых. Рассаду перцев и томатов выращивают в теплицах простой конструкции – на деревянный каркас натягивается пленка. Пленка каждый год покупается новая, а каркасов, по опыту, хватает максимум на 5 лет. При угрозе заморозков в теплицах от газовых баллонов работают небольшие печки. Баллонный газ обходится недешево, печки надо переводить на дрова. Уже есть идея, как удешевить отопление: в Астрахани ломают старые деревянные дома, если покупать этот лом, то выходит недорого. Семена перца и томата в теплице высеваются в марте, а уходит фермер с полей в конце октября. Остальные культуры высаживаются прямым посевом в грунт, когда нет угрозы заморозков, и не требуется укрытие под пленку.


– Ранние овощи, конечно, можно продать дороже. Но и вкладываться надо больше. Под рассаду должны быть основательные теплицы, с постоянным отоплением. Риск большой – у соседей в этом году все, что высадили рано под пленку, замерзло почти полностью. Рисковать можно, если уверен в собственных силах, времени и финансах. Для себя пока считаю ранние овощи обходимой позицией. Лучше гарантировано получить урожай позже, чем рисковать, рассчитывая на высокую раннюю цену. Считаю, что рентабельна та культура, на которую есть покупатель. Если нет покупателя, то хоть дорого тебе выращивание обошлось, хоть дешево, результат один. Сейчас я ничего не теряю без ранней продукции. Изначально в договор с заводом закладывается средняя цена на позицию. Например, если ранняя цена на культуру прогнозируется в 30 рублей, а поздняя в 10 рублей, то договором в течение всего сезона будет предусматриваться цена в 20 рублей, несмотря на срок сдачи продукции. И даже при расходах на хранение капусты, которую я сдаю по договору в январе-феврале, средняя цена для меня выгодна.
Кроме перца и томатов Муса Магомедов выращивает большой ассортимент овощей, каждой позицию понемногу. Что-то также уходит на завод, а что-то продает за живые деньги, если кому-то понадобится небольшая партия. Земля здесь хорошая, удобрений требует по минимуму. Проложил капельное орошение – и все растет. Удобрения, мочевина и нитроаммофоска подаются через капельное орошение. Каждый фермер перекладывает капельные трубки самостоятельно, а на покупку материалов тратит 17-18 тысяч рублей на гектар. Иначе нельзя. Земля, черная и плодородная, в астраханскую жару требует усиленного полива.
Но, качество почвы, отличное для овощей, не подошло под арахис, который Магомедов в качестве эксперимента выращивал в прошлом году. Арахису нужна совсем другая земля – легкая, песчаная. Урожай получился небольшой, и хотя арахис можно без проблем сбыть на местных рынках, фермер не стал продолжать заниматься культурой. Попробовал, посмотрел, отнесся как к интересному опыту и на этом все. Как говорит, пока интереса к новым культурам нет, но, если будет заказ на что-то новое, начнет выращивать. А вот луком в большом объеме занялся бы с удовольствием.
– Если предлагать лук покупателю, то надо сразу большой объем, хотя бы 5-6 гектаров, – делится надеждами фермер. – Вручную засеять такое поле невозможно. Нужна сеялка точного высева, тогда можно работать. В районе есть такая, я просил в аренду, не дали. В соседнем районе можно было попросить, но оттуда не довезешь. Сеялка стоит миллион рублей, купить сам не могу. Можно было бы объединиться в кооператив для покупки техники, но не с кем. Овощеводов, таких как я, в районе мало. Если поставить в план покупку сеялки точного высева, надо пересматривать объем и ассортимент, договариваться с покупателем, заранее готовить поля. Я думаю, что это намного выгоднее, ведь одной сеялкой можно высевать много культур. Вот поле от града погибло, пересеял его свеклой и морковью вручную. Это большие расходы: подготовь землю, найми рабочих, посей. А сеялка сразу и готовит землю, и сеет. И времени потребуется меньше, и нанимать никого не надо.


Стоит ли говорить, что с кадрами в районе беда. Полевая бригада хозяйства состоит из Мусы Магомедова и двух работников, на которых можно положиться. Основная проблема – уборка. Здесь без иностранной рабочей силы не обойтись. На местных надежды нет. И если вовремя не выйдут на работу, то фермер с помощниками досеет сам, время позволит. А вот во время уборки подведут – беда. Надо к определенному моменту машину загрузить, а народ на работу не вышел – празднует вчерашнюю получку. Тут уж, как ни крутись, за день втроем фуру не соберешь.
– Оформляю иностранцам патенты, договора, ищу жилье. Дорого, но без них никак. Если запретят нанимать приезжих, то мы работать не сможем. Иностранные рабочие ответственные, не подводят. Но с каждым годом все тяжелее выполнять требования к найму, – сетует Муса Магомедов. – Вот запретили жить на полях, а у меня тут и жилье есть с адресом, и все условия. Но прописывать не дают, нужна прописка только в населенном пункте. И могут ночью проверить, находится ли работник по адресу. А мне ночью в поле тоже люди нужны. И технику охранять, и поля. Хоть у меня весь периметр и огорожен колючей проволокой, но местная скотина, беспризорно гуляющая, ухитряется как-то на поле попадать. Зайдут коровы – затопчут больше, чем съедят. Работа на полях рано начинается. Это значит, мне надо среди ночи встать, поехать в город за людьми, а это 65 километров, привезти их, а к вечеру отвезти. Законы пишут те, кто в креслах сидит, а нам работать невозможно.
А пока есть возможность нанимать иностранных рабочих, фермер строит планы. Можно было бы увеличить площадь полей. Но рядом с хозяйством возможности расшириться нет. Территория Володарского района разрезана многочисленными ериками и протоками на многочисленные острова, здесь их более трехсот. Свободная земля есть, но добраться до нее бывает непросто, особенно весной, когда разлив перекрывает дороги. Пока подсохнет, пока поле станет доступным – пройдут все сроки, поле останется не обработанным.
Поэтому пока все внимание к сотрудничеству с заводами. Муса Магомедов показывает нам поле, на котором работа выстроена иначе, чем во всем хозяйстве. Рассаду томата для посадки из Волгограда привез завод. На этом поле фермер не просто прислушивается к рекомендациям агронома, он обязан строго следовать предписанной технологии выращивания. Все необходимое предоставляет «Пиканта», а фермер выполняет работу. На уборку приедет комбайн от завода, вся продукция уйдет на переработку.


– Главное, я не переживаю за судьбу урожая, в поле не сгниет. Каждый выращенный мною овощ попадет на завод, а потом на стол к людям. Значит, работаем мы не напрасно.

Людмила Черноносова    f

Просмотров : 714
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.