Эльмар Уталиев: «О лошадях могу говорить сутками напролет»
Мясное коневодство в Астраханской области в последнее время активно развивается. И этому есть логичное объяснение.
С одной стороны, неуклонно растет спрос на конину внутри России, поскольку потребителей привлекают высокие диетические и вкусовые качества этого мяса. С другой – затраты на производство невысоки. Практически круглогодичное содержание лошадей на пастбищах делает эту отрасль в регионе вполне конкурентоспособной даже в сравнении с мясным скотоводством Бразилии или Аргентины. Корреспондент «Фермера» изучил перспективы развития мясного коневодства в малых фермерских хозяйствах на примере КФХ Эльмара Уталиева.
Малое хозяйство с высокой рентабельностью
Фермерское хозяйство Э. С. Уталиева по всем показателям небольшое: в нем управляются три человека. Однако малый размер нисколько не повлиял на впечатляющие показатели по прибыльности, рентабельности и даже социальной значимости для местного населения. На выставке «Золотая осень-2016» в Москве КФХ удостоилось бронзовой медали «За достижение высоких результатов в сфере устойчивого развития сельских территорий» в номинации «Высокая социальная ответственность хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса». Отмечены были спонсорское участие в создании Аллеи боевой славы в селе Растопуловка, гуманитарная помощь детям Луганской области, организация производственной практики для студентов-аграриев на базе своего хозяйства.
Как бы то ни было, но без успешных производственных и финансовых показателей небольшое КФХ вряд ли бы смогло потянуть масштабные благотворительные и социально значимые проекты. Именно коневодство, удачно вписанное в местные природно-климатические условия, обеспечивает хозяйству наибольшую экономическую отдачу. Годом ранее Уталиев стал серебряным призером на «Золотой осени-2015» в номинации «За эффективную реализацию мероприятий по поддержке начинающих фермеров» с формулировкой «за достижение высоких показателей в производстве и реализации животноводческой и растениеводческой продукции».
– Рентабельность по коневодству в моем хозяйстве составляет 40-45 процентов, – отмечает глава КФХ. – Это отличные показатели не только по всей животноводческой отрасли, но и по коневодству. Во многих других хозяйствах она значительно ниже.
Фермером Эльмар Уталиев стал в 2012 году. Впрочем, новичком в сельском хозяйстве он никогда не был. Держал большое ЛПХ – крупный рогатый скот и овцы, но все больше склонялся к разведению лошадей. Поначалу о создании товарного производства речи не было. Просто хотелось ввести конину в рацион семьи, сделать его более полезным вкусным и питательным. Так еще в 1996 году появилась в личном подсобном хозяйстве первая лошадь кушумской породы.
– Сейчас до 80 процентов потребляемого в моей семье мяса – это конина, – говорит фермер. – Вяленая, сыровяленая, вареная. Какой только нет. Но больше всего нравится конская домашняя колбаса – казы.
В общем, с какой стороны не глянь, а только пальчики оближешь. Со временем убежденность, что лошади должны составить основу экономики хозяйства, лишь крепла. Во многом этому способствовал неуклонный рост популярности мяса лошадей среди широкого круга потребителей, а также «усталость» пастбищ от крупного рогатого скота и овцы. Хотелось заняться более рентабельным и прибыльным делом. Именно под коневодство в 2012 году создавал Эльмар Уталиев свое фермерское хозяйство. Его становлению помог государственный грант в рамках программы «Начинающий фермер». Конкурсный бизнес-план был заточен на покупку племенных лошадей кушумской породы. Выбор не был случайным: чтобы заниматься разведением лошадей на мясо, требуется минимум других капитальных вложений. Основное – это затраты на приобретение качественного поголовья.
На чем же строится высокая рентабельность коневодства в хозяйстве Уталиева?
Как рассказывает сам Эльмар Сайфуллаевич, всего в КФХ содержится 95 голов лошадей. 50 из них – конематки.
– О лошадях могу говорить сутками напролет, – не скрывает своего трепетного отношения к этим животным Эльмар Уталиев. – Ну, а к кушумской породе – нашей кормилице – имею особое уважение.
Идет охота на волков
По словам фермера, порода представлена тремя типами – массивная, основная и верхнеупряжная. Ее можно использовать как ездовую, для производства мяса и молока.
Да, за арабскими скакунами на коротких дистанциях кушимская не угонится. Но дистанцию в 450 км до Волгограда пройдет самой первой. Это выносливая, хотя и не очень скоростная порода. В процессе выращивания создаются косяки – один жеребец и два десятка кобыл. Для них подбирается подходящая территория. И они почти круглый год пасутся на ней. В загон оправляют только на ветеринарные обработки и клеймение.
Круглогодичный выпас, как отмечает глава КФХ, один из факторов, который делает коневодство одной из самых выгодных отраслей животноводства в условиях Астраханской области. Не надо строить теплые помещения для содержания лошадей, тратиться на отопление и электроэнергию. Минимальными являются трудозатраты и расход кормов. Да и техники требуется немного – для проведения сенокоса. Для этого хозяйство располагает легкими тракторами и прицепной косилкой. Да и по части экономии кормов кушумская лошадь с большой форой выигрывает у КРС. Корове надо заготавливать на зиму 2 тонны сена, а для лошади лишь 500 кг. Да, приходится закупать для кормления лошадей определенное количество зерна. В состав рациона входит примерно
50 процентов овса и по 25 процентов пшеницы и ячменя. Но в отличие от коровы зерно для лошадей не надо запаривать и дробить. Они его и так хорошо переваривают.
– Есть косяки с матерыми кобылами, их вообще не приходится кормить, – говорит Эльмар Уталиев. – Даже сено не даю. Слой снега высотой 30 см для них вообще не преграда. Копытами лошади разрывают снег и достают себе пропитание.
Один из главных показателей, определяющих эффективность коневодства – сохранность жеребят. Помимо содержания на продуктивных пастбищах и хорошего нагула, не последнюю роль здесь играет защита от нападения волков. Волкобой в последнее время стал едва ли не главным фактором потери жеребят в коневодческих хозяйствах Астраханской области.
– Но у нас волкобой практически отсутствует, поскольку силами заинтересованных фермеров и охотников удалось значительно сократить численность волков в наших краях. Хотя на юге Красноярского района эта проблема по-прежнему остается острой, – отмечает Эльмар Уталиев. – Можно сказать, что охотником я стал вынуждено, после того, как еще в ЛПХ волки зарезали около десятка овец. Но истребить волка не так-то просто. Поэтому изучал его привычки, особенности поведения.
К примеру, волки щенятся всегда в одном и том же месте, не питаются там, где у них логово с волчатами, на добычу нападают в основном ночью, выбирая в жертву больных, ослабленных животных или их детенышей, иногда пытаются выследить человека. «Был у нас такой случай. Отец у меня рыбак. Возвращался он с реки вечером и немного прихрамывал. А утром по снегу я увидел следы двух волков. Они сопровождали отца вплоть до дома. Видно, что его походка и след оказались для хищников привлекательными. И ведь могли даже напасть при удобном случае». Так что охота на волка в этих краях имеет важное хозяйственное значение для животноводческой отрасли. Всего, как рассказывает Эльмар Уталиев, за охотничью практику ему удалось добыть 7 матерых волков. Жаль только, что в последнее время отменили выплаты за отстрел этих опасных хищников. Раньше за одного волка выплачивали до 10 тыс. рублей премии. Этими деньгами покрывались затраты на организацию охоты – ГСМ, патроны, питание и проживание многочисленных участников облавы. Теперь приходится обходиться своими силами.
Лошадь с характером
В любом деле, и коневодство не исключение, есть свои особенные секреты. Эльмар Уталиев нарабатывал их с приобретением опыта, и теперь охотно делится с коллегами-фермерами.
– Сохранность жеребят в моем КФХ достигает 80 процентов, тогда как по нормам племенных хозяйств она составляет 69-71 процентов, – говорит он. – Такой показатель достигается за счет соблюдения комплекса мероприятий. У каждой лошади, например, свой особый характер. Одна жеребится в косяке, другая покидает его. И в это время надо следить, чтобы она не отбилась от сородичей, чтобы жеребенок не стал легкой добычей волков. Нельзя также допускать, чтобы жеребая кобыла поедала обледенелую траву. Иначе произойдет выкидыш плода. А еще надо усиленно откармливать жеребца зерном с начала марта, чтобы у него хватило сил покрыть всех конематок. Тонкостей в этом деле множество и именно из них складывается успешная работа коневодческого хозяйства – его прибыльность и рентабельность.
Что интересно, первая специальность Эльмара Уталиева – инженер по автоматизации производственных процессов. И эти его знания также сгодились для организации эффективного управления КФХ. Одним из первых в Астраханской области он установил на лошадях GPS-трекеры.
– Благодаря этому новшеству я знаю о любых перемещениях своих лошадей, не выходя из дома, – рассказывает фермер.
Впрочем, организовать такой контроль было не просто. Фирма, к которой обратился глава КФХ, занимается установкой навигационного оборудования на автомобили, но чтобы подогнать GPS-трекеры под установку на лошадей… о таком тамошние специалисты и слышать даже не хотели. Трудности заключались в том, что надо было обеспечить длительную автономную работу установленного на лошади оборудования, его герметичность и надежность. Все эти задачи пришлось крепкому хозяйственнику решать своими силами: были увеличены емкости электрических батарей, изготовлены герметичные корпуса и надежное крепление…
– Теперь элементы питания работают без подзарядки по 2-3 месяца. А если вдруг обнаруживается нежелательное движение косяка, срочно выезжаем на место и предпринимаем все необходимые действия, – говорит он.
Надо больше пастбищ
Проблем с реализацией конины хозяйство не испытывает, вся продукция, как мясо, так и жеребята на откорм уходят «на ура» даже за пределы Астраханской области. Поэтому в планах Эльмара Уталиева значится расширение производства, полная замена имеющегося в наличии поголовья крупного рогатого скота на лошадей кушумской породы и увеличение их поголовья. Планируется также получить статус племенного хозяйства и заняться производством кумыса из кобыльего молока. Кумыс – лечебный продукт, и такой проект вправе рассчитывать на статус социально значимого. Есть также желание открыть миницех по производству конской колбасы. Однако сдерживающим фактором является нехватка пастбищных угодий.
– Сейчас в моем распоряжении 200 га арендованной и собственной земли, примерно по 2 га на одну лошадь, – говорит глава КФХ. – Тогда как по старым советским нормам для пойменных земель должно быть по 3-4 га. Однако свободных площадей нет, а с хозяйствами, которые их имеют, но не используют, договориться об аренде не получается.
Впрочем, определенные подвижки в этом направлении уже есть. Появилась возможность косить сено на пустующих землях, есть надежда, что они вскоре будут выставлены на торги и перейдут к тем, кто имеет желание и возможность на них работать.
Как бы то ни было, но Эльмар Уталиев смотрит в будущее уверенно: «Вместе с Калмыкией наша Астраханская область могла бы закрыть потребность всей России по качественной продукции из конского мяса. И тогда отпадет у страны всякая надобность в закупках аргентинской или бразильской замороженной конины».
В работе фермеру помогают племянник Руслан и жена Жанара – она занимается бухгалтерией. Подрастают у родителей трое детей – дочь Лия и двое сыновей – Самир и Айдан.
– Надеюсь, что кто-то из них подхватит эстафету, станет наследником начатого мною дела, – говорит Эльмар Сайфуллаевич. – Наше фермерское хозяйство обеспечивает семье достойный уровень жизни, поэтому есть смысл развивать его дальше, добиваться роста производства и финансовой отдачи.
Владимир Ельников
Фото автора и из архива
Э.С. Уталиева
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.