Нина Пахомова: «Мы можем вырастить все»
Трудяга джип, бодро преодолевая ухабы, мчит журналистскую бригаду «Фермера» от одного поля к другому.
Белокочанная капуста, цветная капуста, брокколи, картофель, клубника, зерновые, подсолнечник, томаты, перец… Все, что может вырасти на благодатной белгородской земле. Это поля КФХ «Шанс», а за рулем джипа – фермер Нина Пахомова, глава хозяйства, профессиональный агроном и замечательная женщина, построившая сильное хозяйство с нуля
Двадцать лет назад в Чернянском районе закрылось большое предприятие – колхоз «Россия», где работали Нина Афанасьевна и Александр Трофимович Пахомовы. Выбор, куда идти зарабатывать на жизни, был невелик – к фермеру, который открыл хозяйство до развала колхоза и уже успел забрать почти всю землю в округе, или… никуда. Идея заняться собственным делом в существующих тогда условиях казалась неосуществимой, заранее обреченной на провал. Ни земли, ни техники, ни денег – безумно рискованный путь, на первых шагах по которому муж Нину Пахомову не поддержал и ушел работать к фермеру. Надо было кормить и учить детей, а у фермера работа и оплата здесь и сейчас – хоть какие-то гарантии принести в дом денег. А Нина Афанасьевна рискнула, нашла свободные пятнадцать гектаров неудобий и посадила капусту.
Техники не было, сажали капусту вручную, поливали пожарной помпой. Осенью 25 тонн капусты Пахомова отвезла на консервный завод в Белгород и на вырученные деньги купила трактор Беларус и семена на будущую весну. Как признается Нина Афанасьевна, именно этот удачный исход самого первого урожая и дал сил работать и развиваться дальше. Если бы ничего тогда не вышло, может быть на этом и закончилась история «Шанса». А тот первый Беларус, кстати, до сих пор работает на полях, не уступая новым собратьям. Нина Алексеевна до сих пор, при необходимости, управляет тяжелой техникой не хуже, чем джипом. С 16 лет за рулем и трактора, и автомобиля – огромный стаж!
Главная культура в хозяйстве Нины Пахомовой по-прежнему капуста: белокочанная, цветная, брокколи. Под каждый вид капусты ежегодно отводится по 50-70 гектаров. Дополняют ассортимент хозяйства всевозможные овощи, картофель, клубника, зерновые и подсолнечник для севооборота.
– Основной наш заработок – это овощи. А на зерне и подсолнечнике при наших объемах не выжить, несмотря на хорошую урожайность, ячмень 45 центнеров с гектара, а пшеница 50-60 центнеров, – рассказывает Нина Афанасьевна. – Сейчас в хозяйстве 700 гектаров земли, из них 35 гектаров в собственности, остальное паи. Мы можем обработать еще больше земли, но взять ее негде, все, что есть в округе – это чья-то собственность, свободной нет.
В хозяйстве не найти пустого клочка земли. Что там гектары, даже сотки идут в дело. Осталось место, значит, здесь будут огурцы для собственной столовой, или помидоры, или что-то еще. Ассортимент диктуется не только спросом и собственными нуждами, но и необходимостью обеспечить людей работой. Так появились два гектара клубники и грибной цех.
– В мае мы высаживаем последнюю рассаду в поле, а первый урожай начинаем собирать в конце июня, – продолжает Нина Афанасьевна. – И вот на эти полтора месяца простоя нужно было занять людей работой, чтобы обеспечить им стабильный заработок независимо от особенностей хозяйства. Как раз того времени, что проходит от высадки рассады и до сбора урожая, хватает на работу с клубникой – уход, сбор и продажа. Как только уходит на рынок последняя клубника, приходит время снова заняться капустой. Зимой для этой цели у нас грибной цех.
Клубника дохода не приносит, рентабельность у нее нулевая, но она обеспечивает хороший заработный фонд до начала продажи овощей.
Грибы приносят небольшой доход, хотя рентабельность у них очень низкая. Но здесь вопрос получения прибыли даже не стоит, этими культурами мы решаем другую задачу. Круглогодичная занятость помогает обеспечить людей работой, а стабильный доход удерживает в хозяйстве квалифицированных и ответственных работников, которые раньше в периоды бездействия могли разъехаться на заработки в другие места.
Выращивание грибов зимой экономически выгоднее. Технология производства вешенки предусматривает низкую температуру и сырость. Обеспечить такие условия зимой проще. Летом, чтобы охладить помещение с грибницей, придется потратиться на мощные системы для охлаждения воздуха и оплачивать большие счета за электроэнергию. Прошедшей зимой в «Шансе» вырастили и реализовали 70 тонн вешенки.
Рентабельность – острый вопрос в хозяйстве. Земли, на которых работает Пахомова, бедные, глинистые, гумуса практически нет. Хотя чуть восточнее от полей «Шанса» уже есть чернозем, и фермеры там получают отличные урожаи на естественном плодородии. А Пахомова без удобрений не получит ничего. Поэтому используются все современные технологии повышения плодородия почвы и питания растений: правильный севооборот, внесение удобрений, сидераты, листовое питание, подкормки. На питании почвы и растений Пахомова не экономит, как и на защите растений. Для работы выбирает самые современные, совершенные препараты, которые не приносят вреда ни человеку, ни окружающей среде. Стоит это, конечно, дорого.
Не полагается Нина Афанасьевна и на погоду. Нет дождя – нет урожая, а в Белгородской области рассчитывать на достаточное количество осадков не приходится. Поэтому, овощам нужен полив. В хозяйстве проложена собственная оросительная система, на которую было потрачено более 5 миллионов рублей. Но эти вложения дают хорошую отдачу. Если без полива в удачный год, когда выпадет много осадков, можно получить с одного гектара максимум 25-30 тонн капусты, то при поливе не меньше 70 тонн.
Все эти вложения, разумеется, сказываются на себестоимости продукции. Но у Пахомовой есть решения, которые помогают выравнивать ситуацию, какими бы парадоксальными они не показались. Например, работа только с дорогим импортными семенами.
– Я патриот, ратую за все наше. Но, простите, семена российские не беру, – с сожалением говорит Нина Афанасьевна. – Когда я еще делала в фермерстве первые шаги, пришлось мне поехать в Москву за семенами. Привлекли меня импортные семена капусты, которые продавались расфасованными в банки, похожие на те, в которых раньше кофе продавали. Весом баночки были граммов по 100 или 200, а вот цену до сих пор помню – 7700 рублей за банку. По приезду в Белгород зашла посмотреть, что предлагают у нас. Смотрю, такой же сорт капусты, но российского производства, а стоит всего 1500 рублей за килограмм. Купила, насеяли от души. И вот приходит осень. Капуста, привезенная семенами из Москвы, дала по 80 центнеров с гектара, а та, что я купила дома, всего 25 центнеров. На этом все мои эксперименты с российскими семенами закончились. Но я считаю, что наша капуста лучше, вкуснее. Амагер, Харьковская, Московская – вкусные сорта, сочные, рыхлые, в них много витаминов и сахаров, но для длительного хранения они не пригодны.
Помидоры наши лучше! Вкус с импортными даже не сравнить. Но мы покупаем «глазами», а у наших томатов вид далеко не товарный, все разнокалиберные, кривые, не транспортабельные, никто их не берет. Лук – тоже самое. И так со всеми овощными культурами. С одной стороны, импортные семена – это большие затраты, а с другой стороны в современных условиях ничего просто так не растет.
При моей молодости мы не знали, что такое фитофтора, что такое колорадский жук, и тем более не было сортов, которые бы разрабатывались с устойчивостью к этим вредителям и болезням. Гибридов не было, а теперь есть. Гибрид более требователен к питанию и защите, но очень продуктивный. Сорта более выносливые, но менее урожайны, а это принципиально. Семеноводство наше отстало надолго, можно сказать, что его и нет. А импортные семена – это гарантия высокого урожая и успешного сбыта. Чем больше вырастил и чем больше реализовал, тем ниже себестоимость и выше рентабельность.
Не зря Нина Афанасьевна акцентирует внимание на хранении продукции. Хранение – это возможность избавить себя от необходимости отдать выращенное здесь и сейчас за диктуемую покупателем цену. А не продашь – продукция долго не лежит, портится, придется отдавать еще дешевле. Так получается с брокколи, цена на которую на протяжении 10 лет только падает. Выручает, опять-таки, рост урожайности, поэтому пока остается смысл ею заниматься, даже при условии, когда приходится отдавать ее за низкую цену.
– А вот по поздней капусте можно что-то выгадывать, – делится с нами Нина Афанасьевна. – Не хотят брать за нашу цену, и ладно. Убрали в хранилище и дальше ищем покупателей. Без хранилища был бы совсем другой расклад. Если мы сажаем 50 гектаров белокочанной капусты, то по минимуму урожайности в 60 тонн у нас будет 3000 тонн капусты. Если хранилища нет, ее надо за месяц реализовать, чтобы не пропала. То есть за день надо подработать и отгрузить 100 тонн капусты. На такой объем нужна бригада в 40 человек и покупатель, который согласится столько забрать за одну поставку. Больше объем – ниже цена за крупный опт. И придется отдать не за 10 рублей, а за 3 рубля. Хранилище у нас современное, оборудовано по последнему слову техники. Закладываем капусту на хранение и зимой не торопясь реализуем.
Вырастить в хозяйстве могут все, главное, все это продать, считают в «Шансе». Впрочем, о реализации хозяйство может не беспокоиться, даже если со склада заберут не всю капусту. Ее можно… квасить! Для реализации проекта был организован кооператив, который, воспользовавшись грантовой поддержкой государства, организовал цех переработки и закупил оборудование. Квашеная капуста, расфасованная в тару от одного килограмма до тридцати, уж точно на складе не залеживается.
Круглый год кипит в хозяйстве работа. 10 месяцев надо, чтобы вырастить капусту. 45 дней выращивается рассада, а затем, с мая по октябрь, идет работа в поле. Всю овощную рассаду, что высаживается весной в поле, а это около
5 миллионов растений, выращивают в собственных теплицах. Теплицы современные, отапливаемые, с поликарбонатовым покрытием, с капельным орошением. Самая большая – площадью в 80 соток! На ее строительство понадобилось более 7 миллионов рублей. Зимой теплицы не пустуют, здесь выращиваются огурцы и томаты, предназначенные для закрытого грунта, зелень. Продукцию «Шанса» знают не только в Белгороде. Овощи из Верхнего Кузькино знают и любят покупатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Брянска, Воронежа, всей центральной России. Качество овощей – отменное! И по безопасности овощи «Шанса» отвечают всем нормам, хозяйство регулярно выигрывает тендеры на поставку продуктов в школы и детские сады района.
Хозяйство, которое двадцать лет назад создавалось как шанс на достойную жизнь семьи, теперь выросло в прогрессивное многофункциональное производство, оснащенное новой техникой, работающее по современным технологиям. Сегодня с Ниной Пахомовой трудится вся семья: муж, дочь, сын, невестка. С большим теплом Нина Алексеевна отзывается и о людях, которые работают в хозяйстве.
– Все работники – это местные жители. Ответственные, честные, трудолюбивые, с другими не работаем, – гордится своим коллективом Нина Афанасьевна. – Рядом с хорошими людьми можно добиться многого, развиваться, расти. В нашем хозяйстве трудятся только хорошие люди, специалисты своего дела. Если и есть кадровая проблема, то только естественная – возраст. Нужна смена. Но мы готовы обучать молодых специалистов за счет хозяйства, и много ребят уже работает у нас после обучения.
А те, кто решил самостоятельно заниматься сельским хозяйством, приходят к Нине Афанасьевне за советом, знают, что всегда выслушает и поможет. Пахомовой доверяют и как человеку, и как специалисту с более чем сорокалетним стажем. Нина Афанасьевна удостоена звания «Почетный фермер России», награждена золотой фермерской медалью, медалью Мальцева за вклад в развитие сельского хозяйства страны, она – лауреат премии Горина, ее имя занесено на Доску почета области и на Аллею трудовой славы района, не счесть золотых медалей с различных выставок и мероприятий. Но главным Нина Афанасьевна считает не награды, а возможность помогать людям. Простое теплое «спасибо» от ветерана, пенсионера, многодетной матери дороже всех наград. «Шанс» активно помогает детскому саду и школе, детским творческим коллективам, церкви, благоустраивает территории сельских поселений, ни один сельский праздник не обходится без помощи хозяйства.
– Тяжело было, через многое пришлось пройти, – по-доброму улыбается Нина Афанасьевна. – Мне повезло, мне встречались люди, которые мне помогали. Я люблю свою родину, землю, люблю рассветы, люблю свою работу и людей, которые со мной рядом. Шанс, который я получила от жизни, использовала по максимуму.
Людмила Черноносова f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.