Подписаться на новые статьи
Евгений Лукьяненко: « Пора менять представление  о некорневом питании растений»
01 декабря 2017

Евгений Лукьяненко: « Пора менять представление о некорневом питании растений»



На полях КФХ Евгения Лукьяненко, в Городищенском районе Волгоградской области, используется необычная агротехнология.

Она позволяет получать высокие урожаи, экономить на средствах защиты растений и удобрениях и добиваться отменного качества овощей, плодов и винограда. Здесь сломаны все привычные агрономические представления: повышенные дозы азота не ведут к жированию растения и росту содержания нитратов в плодах, вместо фунгицидов применяю удобрения. И даже привычная всем обрезка заменена на обработку минеральными веществами. Вот такая зеленая «контрреволюция» получается. И все это, благодаря собственной инновационной разработке, которую фермер пытается распространить среди коллег по сельскохозяйственному цеху.
Лист – наш помощник
Чтобы узнать все подробности, «Фермер» отправился к Евгению Анатольевичу в гости, который прямо в поле рассказал о своих уникальных исследованиях в сфере листового питания растений и применении их в своем хозяйстве.
– Вы применяете технологию листового питания собственной разработки. Что натолкнуло вас отказаться от традиционных приемов земледелия и заняться новаторством?
–Листовое или некорневое питание давно применяется во всем мире. И здесь я далеко не новатор. Другое дело, что удалось выйти на уровень, когда питание по листу по своему значению для растения приблизилось и даже сравнялось с корневым. Посмотрите на эту землю. Это же чистый песок. Когда в 90-х годах я решил заняться фермерством, все окрестные сельхозземли были уже заняты. Дали – что есть. Конечно же, на этих песках можно было собирать тонн по 20 овощей с гектара, но такой расклад меня не устраивал. Стал советоваться с агрономами. Они дали мне книгу издания 1956 года, где говорилось о том, как делать внекорневые подкормки. Заинтересовался, стал экспериментировать. Перечитал кучу литературы, изучил препараты и прилипатели. Но результат не устраивал. Чтобы получать хорошие урожаи на голом песке необходимо бурное развитие растений, формирование корневой системы, которая могла добывать питание из бесплодной земли. Но отечественные и зарубежные специалисты питание вне корня, как правило, рассматривают в качестве вспомогательного, что-то вроде дополнительного источника недостающих микроэлементов. Я же стремился прийти к интенсивному листовому питанию (ИЛП).


– Неужели до вас им никто не занимался?
– Может и занимался, но научная литература и периодика, которую я изучил, не подтверждает, что в Европе работают по таким технологиям. Но разработки уже ведутся, и публикации на эту тему представлены. Проблема в том, что интенсивное листовое питание не располагает эффективными технологиями. Нет для них одной из главных составляющих – вещества посредника, прилипателя или, как его еще называют, «адъюванта». А те, что представлены на рынке, в основном рассчитаны на применение с гербицидами или фунгицидами. Такие прилипатели имеют химическое происхождение и не могут защитить листья от ожогов при нанесении на них высококонцентрированных доз питательных веществ. Например, рекомендованная концентрация фосфорной вытяжки для обычного листового питания – 0,5%, а для интенсивного потребуется все три. Специалисты не могут рекомендовать высокую концентрацию из-за опасения появления ожогов на листьях.
– И вам удалось найти выход?
– Полагаю, что удалось. Но это еще не все проблемы. Химические прилипатели рекомендовано использовать малыми дозами, иногда до 80 мл на гектар, а удобрений надо внести 3 кг и более. Понятно, что приготовить такой раствор не получится. Решение нашел путем длительных экспериментов. Мой прилипатель делается из подготовленного зерна овса по специальной технологии, содержит полисахариды, аминокислоты, растворимую клетчатку (бета-глюкан), растительные жиры. Это на 100 процентов растительный препарат. По внешнему виду он напоминает муку. Разбавил водой и работай! Что важно – лист воспринимает такой прилипатель как родственную среду, действующие вещества из которой поступают в растение пролонгировано, и ожога не возникает. Разработка запатентована. Расход растительного прилипателя на 1 га составляет 3-4 кг. Этот объем сопоставим с массой «упакованных» в него удобрений. И это принципиально: только так можно реализовать уникальные возможности интенсивного листового питания.


– Что дает растению применение вашей интенсивной технологии? На каком принципе она основана?
– Подача питания по листу увеличивается до трех раз. С обычным прилипателем, как я уже говорил, это не пройдет – сгорит лист. Действие получается не только пролонгированным, но и усиливается его проникновение в лист за счет включения механизма «пассивной диффузии». В результате происходит удивительное: лист, при определенных условиях, доставляет растению больше питания, чем корневая система.
Это утверждение справедливо не только для комплекса микроэлементов, но также и для таких элементов питания, как фосфор и магний. Например, при недостаточном прогреве почвы, фосфор плохо усваивается корневой системой, тогда как воздух уже достаточно прогрет. Поэтому лист в начале вегетации является поставщиком фосфора для корневой системы растений, способствуя ее интенсивному развитию.
Но не стоит впадать в крайности, противопоставляя эти два канала поступления в растение элементов питания. На самом деле максимальная эффективность достигается при умелой интенсификации работы, как корневой системы, так и листовой поверхности. Тут будет уместным следующее утверждение ученых: «Листья – это корни растения в воздухе». Помимо прочих достоинств, технология ИЛП позволяет экономить до 30 процентов почвенных удобрений.


Где встречаются потоки
Чтобы не быть голословным, Евгений Анатольевич показывает свои опытные участки.
– Посмотрите на это яблоневое дерево. Оно было маленькое – два жидких прутика. Я его специально посадил на отшибе на самую плохую землю, думал, что погибнет. Но, благодаря применению интенсивной технологии питания по листу, в первый же год оно дало прирост побегов до 105 см. Диаметр основного ствола – более 7 см.
Осмотрев яблоню, переходим к винограднику.
– Сорта здесь не самые привилегированные, – продолжает Евгений Лукьяненко. – Цель ставилась такая: поработать с ними по максиму листовым питанием в экстремальных ситуациях. Это что-то вроде подопытных кроликов. Лозы растут второй год, и за это время, благодаря применению интенсивного листового питания, они вытянулись до 5 м.
– А чем интенсивное листовое питание отличается от обычного?
– Концентрация действующих веществ в растворах, применяемых в обычной технологии, невысока – по монофосфату калия до 0,5%, а надо 3%. С малой дозой не удается получить нужный результат. А с нашей технологией лист за два дня меняет цвет с изумрудного на темно-зеленый. Суть такая: лист должен быть нагружен питательными веществами и работать на плодоношение. И чем больше, тем лучше.
– Получается?
– Судите сами. Мы питаем растение вопреки виноградной технологии. Известно, что нельзя перекармливать виноград азотом. Это опасно. А я почти весь вегетационный период кормлю его азотом и получаю длинные лозы. Обязательно вношу под корень азот-магний и полный комплекс микроэлементов. Причем, и по 100 г, и по 200 г, вместо рекомендованных 60 г. И неоднократно.
– Зачем нужно вносить азот в таких больших дозах. Какая будет с этого польза для винограда?
– Нельзя просто так сыпать азот под виноград. Не владея технологиями листового питания, получишь ослабленное растение. Оно начнет гнать ботву, жировать. Технология интенсивного листового питания должна применяться комплексно, нельзя пренебрегать какой-то одной ее составляющей. Чтобы не было развития всей этой ботвы, листвы и лишних побегов, я по листу «прижимаю» растение фосфорно-калийными составляющими. У нас как бы встречаются два потока: снизу, с корня, – азот, сверху, с листа, – фосфор и калий.
Все должно быть сбалансировано по элементам. Если у нас будет перебор по азоту и отставание по фосфору и калию, то мы получим хлороз и слабое больное растение. Но я могу позволить себе перенасытить виноград азотом, потому что сбалансирую его применением двух технологий – корневого и листового питания.
– Ошибок не боитесь?
– В том-то и дело, что процесс находится под контролем. Если выдать под корень одновременно азот, фосфор, калий с магнием, то понятно, что в первую очередь растение будет потреблять азот, а фосфор и калий будут поступать в него замедленно. Я же даю под корень как можно больше азота и магния. А фосфор и калий вношу по листу. Получается, что растение подпитывается с двух сторон и с наибольшей эффективностью.
Причем виноград вначале сезона стараюсь разгонять азотом, а когда начинается созревание плодов, в ход по максимуму идет монофосфат калия, фосфорная вытяжка и хлористый калий. Кстати, у меня есть надежда на хлористый калий, что он все-таки работает и как инсектицид, и как фунгицид. Весна покажет.


– Вы упомянули про фунгициды. А как технология листового питания сочетается со средствами защиты растений?
– Вообще, я не применяю никаких фунгицидов, пытаюсь заместить их мощными высококонцентрированными питательными растворами. Фосфорная вытяжка с хлористым калием великолепно защищает растения от болезней, если, конечно же, применим не 0,5-процентный раствор, как указано в рекомендациях, а 3-процентный. Впрочем, виноград, наверное, не помешало бы отработать серой и медью. Пока вспышек заболеваний не было. И только два ничем не обработанных куста, в первый же год были поражены оидиумом. Мне, кстати, самому интересно, разовьются ли такие болезни как оидиум, мильдью, пятнистости разные на растениях, обработанных фосфорной вытяжкой с хлористым калием. Весной проверю. Хотя надо признать, что монофосфат калия – это не панацея… В наших краях во многом помогает сухой климат.


Есть ли научные подтверждения ваших наработок в сфере защиты растений?
– В зарубежной литературе нашел интересные сведения по цитрусовым и манго… Иностранные специалисты утверждают, что если работать монофосфатом калия даже в небольшой концентрации – от 0,5 до 1 %, то по этим плодам на 58-92 процента удается снизить использование фунгицидов.
Есть еще один важный момент. Виноград очень не любит хлор. Хлористый калий категорически нельзя вносить под корень. Но он отлично работает по листу. Особенно когда используется с фосфорной вытяжкой.
По совету природы
– Садоводы, виноградари, овощеводы в рамках традиционной технологии свое мастерство оттачивают годами. Насколько сложно будет освоить вашу технологию?
– Она проще. Было дело, когда опытные мужики-виноградари смеялись надо мной, когда я говорил им, что можно обойтись без обрезки. Но, используя концентрированную фосфорную вытяжку, я действительно останавливал рост побегов и листвы. А это значит, что без обрезок и без чеканок работать можно. В работах авторитетного ученого-виноградаря Стоева К.Д. говорится, что обрезка – важнейший элемент ухода за виноградниками. Но это настолько тонкий механизм. Виноградари годами нарабатывают мастерство, и, тем не менее, сами считают, что элемент случайности в их работе составляет процентов 50. Как угадать, например, какая будет погода и сколько гроздей, в зависимости от этого, вытянет лоза? Вот и обрезают гроздья, что называется, «впрок». А можно пойти другим путем: запустить в работу листву. У меня были кусты, где листьев мало было, но с помощью некорневого питания они смогли выкормить многочисленные гроздья.
– За счет чего листовое питание помогает обходиться без обрезки?
– У растения есть 5 видов фитогормонов. Когда мы перенасыщаем его азотом, концентрация этих гормонов растет, расширяется клетка, идет прирост периферийной массы и выгонка ботвы. Мы же в это время работаем на встречных потоках: корень – азот и магний, лист – фосфор и калий. И когда происходит перенасыщение фосфора и калия, в листе происходят изменения, в том числе и на уровне фитогормонов. В результате прирост останавливается. Это как опадение листьев осенью: накапливаются кислоты, что дает растениям сигнал на сброс листвы.


– Можно ли применять эту технологию в промышленном масштабе?
– Да. Тот же виноградник – это промышленная плантация. И здесь важно снизить издержки, повысить урожайность и качество плодов. Если лоза начинает раньше плодоносить, она раньше начинает давать и экономическую отдачу. Второе – возможность отказаться от фунгицидов. Не просто отказаться, а дать растению дополнительное питание за счет которого усиливается лежкость и сахаристость плодов.
Кстати, в зарубежной периодике можно встретить сообщения о том, что высокие требования по химикатам вынуждают виноградарей переходить на обработку листа монофосфатом калия. Большая экономия идет также на обрезке, с ее крайне высокими трудозатратами. Я от нее полностью отказался.
Еще один фактор – заболевания растений. Бактериальным раком через инструменты можно заразить весь виноградник. А без обрезки риск заболевания сводится к минимуму.
Один из минусов нашего прилипателя: основная масса опрыскивателей не может с ним работать – слишком густая смесь получается. Исключение – модель, которая производится на одном ростовском предприятии. Вместо форсунок у нее жиклер, который не забивается, и центробежные диски. Такой опрыскиватель можно использовать для промышленного применения. Вообще, интенсивная подкормка по листу идеально подходит для перца, томатов, капусты пекинской и белокочанной.
– Ваши наработки находят применение в других хозяйствах?
– Они отлажены и замечены. Тимирязевская академия их одобрила и дала рекомендацию. В 2016 году в профильных журналах была показана эффективность ее применения по томатам, перцу, пекинской и белокочанной капусте. Фермеры, которые наладили с нами работу, дают хорошие отзывы.
– Есть примеры?
– В этом году в пос. Новая Надежда посетил местных овощеводов и ахнул. На ранней капусте листья как лопухи, а кочан не завязывается. Дал совет: срочно обрабатывайте монофосфатом калия по листу – 5 гк/га и лучше, чтобы было 
2 обработки. Они так и сделали. В результате раньше всех сдали капусту, когда цена на нее доходила до 40 руб.
Но судя по тому, что звонков и обращений немного, я вижу: пока не пришло время массового применения интенсивного питания по листу.
– А вам удалось добиться коммерческого успеха?
– Да, безбедное существование семье мои небольшие сельхозугодья обеспечивали длительное время. Но неконтролируемые рыночные отношения сильно подкосили хозяйство. Вырастил капусту – урожай 130 тонн с га, а цена на нее опустилась настолько, что убирать стало невыгодно. А наука, кроме отъема денег, ничего не дает пока. Предлагал профильному вузу прочитать бесплатные лекции по интенсивному внекорневому питанию, но мне отказали. Мол, это надо долго согласовывать с минобрнауки…
Нет интереса и у преуспевающих фермеров, которые, к примеру, организовали капельное орошение и получают по 
80 га лука с га. Наверное, они считают, что им и этого хватит. Повышение качества продукта и лежкости, похоже, мало кого интересует. А вообще, я ничего не придумал. Просто подсмотрел у природы ее уникальный феномен – потребление питания листом и помог ей делать это более эффективно – с помощью своего прилипателя.
Владимир Ельников    f
От редакции: Если Вас заинтересовала описанная технология, то Вы можете связаться с героем статьи Евгением Лукьяненко через редакцию журнала «ФЕРМЕР» по телефону:  (8442) 52-10-12.
 

Просмотров : 1787
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.