Подписаться на новые статьи
Ставка на верность
09 декабря 2017

Ставка на верность


Левобережная трасса Волгоград-Астрахань – это несколько сотен километров ноябрьской туманной хмури, закрывающей собой бесконечную степь с редкими полукустами-полудеревьями, сумевшими пережить раскаленное астраханское лето. Туман местами рассеивается, и степной пейзаж дополняется тракторами, пашущими поля. Полей вдоль трассы много, местами рыжая вспаханная земля видна до самого горизонта. Мелькнул указатель «Ахтубинск». Хороший повод сделать остановку, выпить бодрящий кофе, и узнать, чем живет район, какие люди работают на этих бескрайних полях. Руководит сельским хозяйством Ахтубинского района Виктор Александрович Меретин, человек, как оказалось, интересный, и искренне болеющий душой за тружеников земли. Ахтубинский район постоянно занимает верхние позиции в регионе по всем показателям агропромышленного комплекса в области, а по ряду отраслей является лидером, показывает отличную динамику развития, как в растениеводстве, так и в животноводстве. Просим Виктора Александровича рассказать об успехах. Но разговор пошел о другом


– Что писать об успехах? Все цифры открыты, кому надо посмотрят. Не о цифрах писать надо, а о людях. Практически каждый фермер в нашем районе человек уникальный, со своей историей становления. Овощеводы, животноводы – случайных людей нет, каждый врос в свою землю, не оторвешь. Фермер – это не бизнес в его обычном понимании, это образ жизни. К сожалению, государство не до конца понимает, что если не вкладывать деньги в сельское хозяйство, то оно рухнет, останутся только холдинги. А что такое холдинги? Это только деньги и ничего больше. Как пришли холдинги, так и уйти могут, им все равно, с чем останется земля и люди.
Сейчас весна придет и снова будут фермеры спрашивать, что сажать. А никто ничего не знает. Государство должно давать деньги только на определенные цели. Я не говорю о возврате к плановой экономике, но должно четко оговариваться, что деньги даются только на определенную культуру, которую нужно вырастить в оговоренном количестве, и это нужно государству и будет реализовано. А кто хочет сверх этого на свой риск вырастить - личное дело, за свой счет. Например, если субсидируется в районе двести тысяч тонн лука, то государство гарантирует его закупку. Люди будут знать, что они занимаются нужным делом, что не закопают урожай в землю, что заработают. Нужны умные люди среди тех, кто решает такие вопросы на высоком уровне, но там, наверное, заседают чиновники, оторванные от земли. Так что цифры оставим для отчетов. О людях и надо писать, а не о цифрах. Некоторым крестьянам за их труд можно памятник при жизни ставить. Даже если захотят бросить фермерство, уже не смогут – весенний запах земли не дает про нее забыть. Пример, семья Мирмановых. Мать и отец трудятся много лет на земле. Рушания Мирманова сумела показать собственным трудом, что фермерство – это достойный труд, и теперь три сына работают вместе с родителями на ферме. На примере этой семьи увидите, чем и как живут наши фермеры.
Воспользовавшись приглашением, едем в Новониколаевку, именно там живут и трудятся Мирмановы. На ферме нас встретили братья Акан и Сагит. Рушания Рашидовна, увы, уехала по делам в Астрахань. До развала колхоза она работала бригадиром и садоводческой бригады, и овощеводческой, пользовалась уважением. Но колхоз перестал существовать. Без земли Мирманова не мыслила своей жизни, осталась верной своему призванию и в 2009 году организовала овощеводческое крестьянско-фермерское хозяйство, которое началось с личных паев, и постепенно разрослось до двухсот гектаров. В хозяйстве Мирмановых выращивается огромный ассортимент овощных культур. Приобретается техника, построены теплицы для рассады.
– С крестьянским трудом мы знакомы с раннего детства, каждое лето были с матерью на полях, держась за ее юбку, впитали в себя любовь к родной земле, – рассказывает Акан. – Когда в наши края стали приезжать представители компаний, предлагающих установку систем капельного орошения, наша мама первая поняла, что за этим будущее. Я тогда только что пришел из армии, и мама рассказала мне, что есть вот такая технология, что есть земля и надо работать. Получил опыт, потом мама решила, что надо собирать семью и работать всем вместе. Родители, я, братья – Муслим и Сагит, наши семьи – все работаем, поодиночке мы бы не справились. Сначала оборудовали системой капельного орошения пятнадцать гектаров, потом по мере возможностей с каждым годом добавляли площадь, и сейчас у нас пятьдесят гектаров орошаемой земли. Первая установка капельного орошения у нас была израильского производства. Затем рынок стал насыщен предложениями, и мы пробовали разные варианты. Первое время, конечно, брали те, что дешевле, затем уже была возможность выбирать оборудование по другим характеристикам, цена ушла на второй план. А начинали хозяйство со стареньких УАЗа и ГАЗели.
– Под капельным орошением у нас все овощные культуры, – включается в разговор Сагит, – арбузы, томаты, лук, картофель. Это основные культуры, для сбыта. Но выращиваем и капусту, и перец, немного огурцов, баклажанов. Это в небольших количествах производим для ассортимента, как на продажу, так и для себя, но много не сажаем, примерно по полгектара на каждую культуру. Урожай реализуем весь с поля. Во-первых, при реализации с поля меньше дополнительных затрат. Не нужно строить хранилища, не нужно оплачивать двойную работу по загрузке и выгрузке продукции на склад и со склада, не нужно нанимать людей на перебор и отбраковку овощей во время хранения. Во-вторых, покупатели с поля берут всегда больше, потому что цена ниже. А хранить и ждать повышения цены – рискованно. Синица в руке никогда не подводит. При этом все равно цена выше себестоимости, производство остается рентабельным, и мы получаем прибыль. И, в-третьих, реализовав весь урожай с поля, мы получаем возможность немного отдохнуть. Уже не надо искать покупателей, думать – куда девать урожай, не надо платить за ненужный труд. Оставляем немного овощей для собственных нужд и раздаем рабочим.

На фото: Акан Мирманов


Принцип «реализация с поля» работает в хозяйстве Мирмановых много лет, и они остаются ему верным. Так же секрет успеха в принципе «постоянство культур и площадей». Верность этому принципу помогает хозяйству оставаться с прибылью даже в трудный год, при неурожае или при отсутствии сбыта какой-либо культуры. О ситуации с томатами в 2014 году нам рассказал Акан Мирманов:
– В тот год мы посадили томаты на площади в пять гектаров, как и всегда. Получили отличный урожай. Все поле было красное, но никто не покупал. И оптовикам было не нужно, и консервные заводы не брали. А томат ждать не будет, перезрел и все. И килограмма не сдали. Так и осталось все в поле, мы даже туда не ходили, больно было смотреть на погибший урожай. На следующий 2015 год многие фермеры отказались от посадки томатов. Мы подумали и решили, что ничего менять не будем, как в прошлые годы высадим пять гектаров, ни меньше, ни больше. И не прогадали. Был не просто хороший спрос, был настоящий ажиотаж. Цена отличная, покупатели в очередь выстраивались, сами цену набавляли, чтобы именно им продали. Ситуация повторилась и в 2016 году. Все, что мы потеряли два года назад, с лихвой вернулось. А если бы изменили себе, убрали томат или сократили бы площадь под него, остались бы ни с чем, как многие фермеры. Поэтому каждый год все по устоявшемуся плану. Это очень помогает. Ведь овощи это лотерея, никогда не знаешь, что сработает, а что нет, что будет востребовано, а что останется. Например, в этом году отлично сработала ранняя капуста. Цена на нее началась от семнадцати рублей, остановилась на сорока, и это оптовая цена, на рынках продавали еще дороже. Благодаря тому, что капуста у нас есть в ассортименте, мы смогли предложить раннюю продукцию поставщикам и получили хорошую прибыль. Поздняя капуста стоила уже копейки, и пяти рублей не предлагали. По другим овощам в этом году ситуация тоже неплохая. Помидоры ушли по десять-двенадцать рублей при себестоимости шесть-семь. Картофель играл по цене от пяти до пятнадцати рублей, и в среднем дал хорошую прибыль при результате двадцать тонн с гектара. Лук хорошо пошел, получили по семьдесят пять тонн с гектара. В общем, на следующий год снова посадим пять гектаров томатов, и все остальное оставим неизменным. Стабильность и верность своим принципам выручает нас при любых ситуациях.
Вопросы об успехах братьев смущают, видно, что люди привыкли работать, а не хвастать. Акан и Сагит с большим удовольствием рассказывают о технике, часть которой собирают своими руками. Например, собрали комбайн из двух старых. Получившаяся «Нива» вышла вполне работоспособной, ее ресурсов хватит надолго. Обрабатываемая площадь небольшая, поэтому неразумно покупать для работы новый дорогостоящий зерноуборочный комбайн, который будет работать всего несколько дней в году. Стало интересно, откуда в овощеводческом хозяйстве зерновые? Сагит Мирманов открыл нам секрет:
– Зерновые нужны для севооборота. Их двух сотен гектаров мы отводим под овощи всего пятьдесят, переходим на новый участок каждые два-три года. Остальное пускаем под пары. Но держать просто пары дорого, поэтому весной засеваем зерном. Что это дает? Зерном мы решаем несколько проблем. Отбиваем затраты. В пары тоже нужно вложиться, и обрабатывать, это и трудовые ресурсы, и техника, и стоимость топлива. Все это не окупаемые затраты. Засевая пары, мы получаем продукцию, которую продаем. Зерно и солому забирают животноводческие фермы, которым дорого покупать привозные корма, а мы получаем прибыль и отбиваем все затраты на содержание паров. Еще зерновые помогают бороться с сорняками, забивают их. После зерновых мы возвращаемся на чистое поле, на борьбу с сорняками тратим меньше. Это же тоже прибыль. Особенно хорош такой метод борьбы с карантинными сорняками, например, с горчаком. Благодаря зерновым, с участка уходит соль, которая поднялась на поверхность. Опять-таки без дополнительных затрат и мероприятий получаем улучшение качества земли. И в итоге все это приносит прибыль, а значит, имеет смысл все это делать.

На фото: Сагит Мирманов


– Пожалуй, технологии выращивания единственное, что меняется у нас в хозяйстве с каждым годом, – добавляет Акан. – появляются новые болезни, новые препараты. То, что работало в прошлом году, в новом уже не помогает. Здесь на традициях не выиграешь. Экспериментируем, пробуем, предложений масса. Но цены растут, два года назад канистра препарата стоила, например, две с половиной тысячи рублей, сегодня та же канистра стоит уже пять тысяч. Но иначе не справиться с новыми болезнями и вредителями. 
Смотрим на натруженные руки и счастливые лица. Интересно, не жалеют ли, что вернулись в родное село, что занимаются тяжелым трудом, без выходных и праздников.


– А что город? Работали и там в свое время. Но по-настоящему поняли жизнь только на родной земле. Поводов разочароваться и бросить крестьянское (фермерское) хозяйство не было. Наоборот, получаешь огромное удовольствие, когда своими руками из мелкой семечки выращиваешь двадцатикилограммовый арбуз. Да и работаем с прибылью, грех жаловаться. Все построили или купили дома в Новониколаевке, машины у каждого, семьи ни в чем не нуждаются. Работаем сами по себе и сварщиками, и электриками, и механизаторами. Есть планы заняться животноводством. И, самое главное, все вместе мы под надежным родительским крылом. Все мы стали хорошими людьми благодаря им, и особенно низкий поклон нашей маме, Рушании Рашидовне. Наше крестьянское (фермерское) хозяйство – это, прежде всего ее заслуга, ее любовь и верность труду, земле и семье.

Людмила Черноносова    f

Просмотров : 590
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.