Магомедали Магомедалиев: «Нельзя распылять средства на второстепенные направления»
На свободные пастбища
В село Малая Ивановка фермер Магомедалиев переселился 6 лет назад из Клетского района. Казалось бы, этот шаг с точки зрения сельхозпроизводства выглядит нелогичным – в Клетском районе и земля побогаче, и с осадками немного получше. Для занятия животноводством эти обстоятельства оборачиваются прямой выгодой – трава в тех краях растет хорошо, пастбища более продуктивные, и с каждого гектара можно получить значительно больше сена. С другой стороны, в Малой Ивановке мало кто занимается животноводством, были свободные пастбища, поэтому была реальная возможность значительно расширить свое хозяйство. В ту пору фермер Магомедалиев разводил овец.
– Здешние просторы вселили надежду на хорошие перспективы развития, – говорит он. – И пусть земля здесь не такая плодородная, как в Клетском районе, но там высока конкуренция между владельцами отар, поэтому животных приходилось гонять на дальние пастбища, что делало наше хозяйство малорентабельным.
Численность овечьего поголовья стала доходить до 1000. С ними Магомедали и переехал в Малую Ивановку. Поначалу местные жители, которые держали коров, владельца столь многочисленного стада встретили с настороженностью: «как бы овцы наши посевы и луга не потоптали, да траву не выели». Но эти опасения оказались напрасными: если пасти овец умело и добросовестно, то никаких проблем с ними и в помине не будет. Постепенно отношения переросли в добрососедские.
– Люди здесь хорошие, добрые, не сталкиваюсь ни с недоброжелательностью, ни с воровством. Во многих местах побывал, так что есть с чем сравнивать, – с теплотой отзывается о своих односельчанах Магомедали Магомедалиев. – Если что, на помощь прийти всегда готовы.
Шило на мыло не меняем
Так что с выбором места для развития животноводческого бизнеса фермер не прогадал. Однако профиль производства пришлось менять. Неожиданно выявилась слабая сторона овцеводства: животных начали одолевать насекомые-паразиты: сначала расплодившиеся в здешних местах клещи наносили своими укусами на телах овец ранки, а уже в них мухи откладывали личинки. Борьба с этой напастью велась не шуточная. Все 1000 голов овец приходилось обрабатывать лекарствами чуть ли не через каждые три дня – очень затратное, а главное, трудоемкое дело. Да и препараты, которые раньше всегда выручали, теперь почему-то стали плохо действовать: наверняка зловредные насекомые сумели к ним приспособиться. В конце концов, пришлось от овец отказываться в пользу мясного скотоводства с перспективой развития также и молочного направления.
По словам фермера, во многом этому способствовало получение государственного гранта на развитие семейной молочной фермы. Впрочем, еще год назад, до получения грантовых денег Магомедали Магомедалиев стал приобретать коров и постепенно отказываться от овец, доведя, таким образом, стадо КРС до 50 голов. А еще в течение трех лет он собирал деньги с учетом всех будущих трат в случае получения гранта и прошел соответствующее обучение. Таким образом, к участию в грантовом конкурсе он оказался полностью готовым. И это, несмотря на необходимость внесения 40 процентов собственных средств. Получение гранта позволило приобрести трактор, пресс-подборщик и 50 нетелей симментальской породы.
Почему выбор пал на коров этой породы? По мнению Магомедали Магомедалиева, опыт соседей, с которыми он общался, показывает, что с симменталами требуется меньше трудозатрат, они хорошо приспособлены к местным условиям и устойчивы к заболеваниям. Важно также, что симменталы относятся к мясомолочной породе, а это открывает перспективы для дальнейшего развития фермы – начать с мясного направления, а затем прибавить к нему и молочное.
Торопиться не будем
Впрочем, торопиться в этом деле крепкий хозяйственник не намерен. Главное, закрепиться в начатом направлении, а потом уже развивать новое. Сейчас численность стада КРС составляет 100 голов вместе с телятами. На данном этапе уже проведена основная работа, так что бизнес-план в рамках исполнения гранта практически выполнен. Однако слабым звеном остается кормовая база, поэтому ведется работа по ее усилению за счет собственного производства зерна и сена.
– Покупка кормов на стороне обходится нам недешево, поэтому, чтобы уйти от неоправданных трат, на средства гранта была приобретена соответствующая техника, – отмечает Магомедали Магомедалиев. – Старый пресс-подборщик и старый трактор постоянно ломались, и это не позволяло нам полностью обеспечивать животных кормами. Появление новой техники несколько запоздало, поэтому этот сельскохозяйственный год отработали практически без нее, но вложенные деньги не пропадут даром. Они будут давать отдачу в следующем году, когда у нас уже не предвидится больших затрат на приобретение техники и оборудования.
Примерно 200 гектаров в следующем году планируется засеять зерновыми культурами и суданкой. Для этого уже приобретен подержанный трактор Т-150. Эта мощная техника необходима для того, чтобы вспахивать землю. Понятно, что для проведения уборочной кампании потребуется комбайн. Но и здесь фермер Магомедалиев придерживается взвешенного подхода. Такого, чтобы деньги, отданные за дорогую технику, не были потрачены вхолостую. Делая важные финансовые шаги в бизнесе, важно все взвесить и оценить, насколько оправданным будет то или иное решение.
– Новый комбайн стоит 7 миллионов рублей. Старый можно купить за 300-400 тысяч. Но понятно, что хороший за такие деньги никто не продаст. А это значит, что будут бесконечные поломки, под угрозой срыва окажется уборочная кампания, – говорит он. – Поэтому на первых порах зерноуборочный комбайн намерен арендовать. Но в целом целесообразность его приобретения оценю в процессе работы. За те же 7 миллионов для моих площадей можно арендовать уборочную технику в течение 20, а то и 30 лет, не думая о ее обслуживании и ремонте. Вот и делайте отсюда выводы.
Производство мяса в местных условиях, по расчетам фермера, станет наиболее выгодным, если использовать полный цикл выращивания: от получения телят от своих коров и до полного их откармливания с последующей отправкой на бойню. В случае успешного развития собственного кормопроизводства, глава КФХ не исключает возможности закупать бычков на откорм у населения или других фермеров, чтобы затем откармливать их с использованием собственных производственных мощностей.
Коровы на кастинге
Молоко в дальнейшем может стать хорошим подспорьем для мясного направления.
– Мясо хоть и приносит хорошую прибыль, но его производство цикличное, деньги приходят в хозяйство всего лишь раз в год, а молоко приносит доход едва ли не ежедневно. Поэтому есть смысл уже сейчас задуматься об организации молочного направления, – делится своими планами Магомедали Магомедалиев.
Кстати, конструкция коровника ангарного типа с фронтальным и боковым выходами и проходом посередине, позволяет разместить как мясное, так и молочное поголовье. Конечно же, хотелось бы иметь более капитальное строение, но поджимали сроки, да и зима была уже не за горами. Впрочем, опыт других животноводческих хозяйств показывает, что успешная эксплуатация коровников такого типа вполне возможна.
– Буду отбирать для дойки самых продуктивных коров, к тем, что дают молока меньше, буду подпускать двух телят. Для них этого молока вполне хватит. Таким образом, будем формировать продуктивное молочное стадо.
На этом пути многое предстоит еще сделать. Как? Покажет время. Главное, по мнению фермера, считать экономику и находить наиболее оптимальные варианты. Например, молочное производство требует строительства новых помещений, внедрения дополнительного оборудования – молокопровода, танка-охладителя, доильных аппаратов. С другой стороны, опыт небольших фермерских хозяйств показывает, что при малой численности поголовья молокопровод не всегда оправдывает себя с экономической точки зрения – выгоднее переносить его от места дойки к танку накопителю во флягах. И только по мере роста поголовья следует задуматься о монтаже дорогостоящего оборудования.
– Пока наше хозяйство небольшое, следует не распылять силы и сосредотачиваться на самом главном – выполнении бизнес-плана по гранту, – подчеркивает Магомадали Магомедалиев.
Главные трудности на этом пути уже позади. А все потому, что все было точно рассчитано, и все расходы вписались в бюджет. Помогли сразу несколько обстоятельств. Во-первых, были сделаны серьезные собственные вложения за счет продажи многочисленного поголовья овец; во-вторых, глава КФХ сумел избежать неоправданных затрат; а главное, работа велась без неоправданной спешки и риска.
– Очень много времени отнимало согласование различных документов при оформлении гранта, – вспоминает глава КФХ. – Бывало, что уже подпишешь бумаги, едешь домой из областного центра, а тебе бухгалтер звонит, мол, надо назад возвращаться, что-то не так оформили. Но теперь все это уже позади. Все теперь идет, как было запланировано.
Жена Магомадали, Зубарият, обеспечивает прочный семейный тыл. На ней и дом держится, и забота о детях. А их у супругов четверо. Старший, Гаджи, отслужил армию и помогает отцу. Тимур учится в 9 классе, дочь Луиза – в 6-м. Самый младший, Муслим, посещает детсад. Конечно же, отцу хотелось бы, чтобы дети подхватили начатое им дело. Но, по его мнению, судьбу свою им предстоит решать самим: «Старшие сыновья хотят пожить в городе, испытать себя там. С пониманием отнесусь к этим их устремлениям. Не понравится, вернуться назад, в село. Работы здесь хватит. Да и неплохо зарабатывать тоже можно».
Опыт развития КФХ Магомедалиева лишний раз подтверждает, что успех в сельскохозяйственном бизнесе неизменно сопутствует тем, кто умеет просчитывать свои возможности и не делает неоправданных финансовых шагов, сочетая все это с самоотверженным сельским трудом.
Владимир Ельников f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.