Подписаться на новые статьи
Юрий Матвеев: « Для сельского хозяйства слово “бизнес” неприемлемо»
18 февраля 2020

Юрий Матвеев: « Для сельского хозяйства слово “бизнес” неприемлемо»

Новая Усмань – одно из воронежских сел, которому удалось «дорасти» до райцентра. В советское время недалеко от этого села действовал совхоз «Лекарственные травы». Выращивали белену, череду, ромашку, корень валерианы… Но в лихие 90-е с хозяйством случилось то, что и со многими другими – оно «благополучно» развалилось. А в 1998-м на его территории выросло и окрепло новое предприятие – КФХ семьи Сериковых. Сейчас оно стабильно развивается и выигрывает гранты – в этом году КФХ получило госсубсидию на развитие семейных животноводческих ферм. Единственное в Новоусманском районе!
Наталия Викторовна Серикова – местная жительница. Кто знает, что было бы с землей, не получи фермер ее в собственность – она могла прийти в запустение, ее могли отдать под свалку… И это во времена, когда капитализм вовсю показывал свой звериный оскал.
Но жителям совхоза крупно повезло – в жизнь воплотился наиболее благоприятный сценарий. На смену белене и валериане пришли пшеница, кукуруза, гречиха, люпин, подсолнечник (всего восемь культур); расцвел сад из яблонь, груш, вишен и черешен. В пруду, вырытом когда-то для орошения, расплодилась рыба (окунь, щука, карп, сазан), раки, утки и даже черепахи!

Собственник КФХ подарила селянам бесплатный пляж – купайтесь на здоровье, только не мусорите. И, наконец, на территории фермы выросла целая птицефабрика, продукцию которой – куриные яйца – успели «раскушать» жители всей Воронежской области.
– Про большие достижения в урожайности говорить пока преждевременно, – признается управляющий хозяйством Юрий Иванович Матвеев, агроном с более чем 30-летним стажем. – Все потому, что минеральные удобрения и химическую обработку применяем по минимуму. Но у нас имеется опыт, поэтому перспектива роста довольно благоприятная.
В чем эта перспектива? В использовании современных сортов и гибридных культур, в соблюдении технологии выращивания и уменьшении потерь.
К выбору посевного материала Матвеев подходит с особой рассудительностью, присущей всем, кто ведет хозяйство.
– Абсолютное большинство гибридов – импортные, поэтому семена дорогие. А отечественные сорта намного дешевле, значит, в финансовом отношении старт получается легче, – отмечает он.
Оттого и «сортовая линейка» в КФХ постоянно расширяется. Так, до прошлого года агроном применял лишь один сорт озимой пшеницы, а в этом году уже четыре. Среди них – как местные, выведенные в Воронежском НИИ им. Докучаева, так и «гости» из Ростовской области (селекции Донского зонального НИИ сельского хозяйства) и Краснодарского края. Но как они себя покажут, будет видно только в следующем году.
Сорта подсолнечника также отечественные. В уходящем году хорошо себя показал сорт Бузулук, как по содержанию масла, так и по урожайности (его закупали в Богучарской сельскохозяйственной селекционно-семеноводческой фирме Всероссийского НИИ масличных культур). Поэтому посевы этого сорта запланированы и на следующий год.


Что касается технологий выращивания, то с некоторыми культурами есть определенные сложности. Дело в том, что для бобовых, в частности, для сои и гороха, хороших препаратов в России достаточно, а вот для люпина – просто нет. Однако, несмотря на это, определенный потенциал для получения хороших и качественных урожаев имеется. «Но пока мы только стараемся этого достичь», – говорит Юрий Иванович.
Люпин возвращают на поля не раньше, чем на четвертый-пятый год, подсолнечник – на шестой-седьмой.
Для сохранения объемов урожая в хозяйстве используется грейдер, чтобы «подправить» полевые дороги. Известно, что по ровному тракту груженная зерном машина поедет быстрее (а это ускорение доставки!), да и меньше будет высыпаться из кузова.
При соблюдении всего описанного выше, озимая пшеница на полях КФХ дает 40 центнеров с гектара, ячмень – в районе 27-29 ц/га. В уходящем году неплохой получился овес – за 30 ц/га. 
Урожайность подсолнечника тоже за 30 центнеров с гектара, но, по словам Матвеева, для такой культуры это скромно.
– Мне на своем веку приходилось получать и больше, до 41 центнера – поясняет он. – Выше не удавалось, хотя у некоторых моих коллег выходили и более интересные цифры.
Возможно, кто-то и удовлетворился бы подобными показателями, а кто-то стал бы использовать «химию» для повышения урожайности. Но Юрий Матвеев привык «играть» честно, поэтому, наверно, именно он и занял должность управляющего.
Конечно, никакие урожаи невозможно собрать без современной и надежной техники. К гусеничным тракторам ДТ-75 слово «современный», конечно, не относится, зато слово «надежный» – вполне.
– Весной, после таяния снега, первыми в поле должны выезжать гусеничные тракторы, – говорит агроном. – Для предотвращения «утаптывания» почвы. Поэтому от этих вещей не отказываемся, несмотря на то, что сейчас они выглядят как экзотика. По сравнению с современной техникой расход топлива у них ощутимый, но из-за скромной производительности объем работ «дэтэшкам» доверяется меньший. Поэтому не сильно накладно.
Помимо «старичков» ДТ-75 в хозяйстве трудится и «молодая поросль»: иномарочные трактора, МТЗ, несколько единиц техники производства «Ростсельмаш» (например, комбайн «Акрос 580»). Одного комбайна, конечно, маловато. На прошедшие уборочные работы приходилось прибегать к услугам «наемников». Соответственно, в планах есть приобретение минимум еще одного. Это будет «Акрос», но более мощной модели.
Хорошо показал себя опрыскиватель «Версатайл», маневренный и производительный. Матвеев отмечает хорошую особенность машины – очень крепкие крылья. Они выдерживают внезапные удары и не требуют ремонта. Опрыскиватель адекватно реагирует на задаваемую норму вылива раствора. Еще одно достоинство – хорошие распылители.
– У нас, в частности, стоят распылители на три компонента, – рассказывает управляющий КФХ. – Одни позволяют работать при относительно сильном ветре – сказывается хорошая сопротивляемость воздушному потоку. Кроме того, в зависимости от применяемых препаратов, мы можем переставлять распылители очень легко, буквально за несколько секунд.


За стоянкой техники раскинулся живописный пруд, небольшой, на 
4,5 гектара, в форме полумесяца. Он появился здесь еще во времена совхоза, после сооружения плотины. По водной глади чинно плавают утки с утятами. Иногда к ним прибиваются полудикие собраться, но бывало, что и «местные» следовали зову сородичей и покидали родной водоем. Чтобы такого не происходило, птицам подрезают крылья. На озере утки проводят почти весь год, даже зимой не покидают облюбованное место. Замерзнуть воде не дают фонтаны – они работают круглосуточно, образуя большую полынью 20 на 30 метров (это, в том числе, спасает рыбу от вымирания). Но когда ударяют сильные морозы, племенное поголовье зимует в специально отведенном месте. Остальная птица идет на мясо.
Что касается рыбы, то, по словам Матвеева, заниматься ее разведением пока не доходят руки, поскольку других вопросов масса. Поэтому пруд – не для коммерческого использования, а больше для души.
Пляж тоже не приносит никакого дохода хозяйству. А ведь могли бы огородить, взимать плату… Но зачем? Как можно брать деньги с односельчан, тем более с детей, удивляется Юрий Иванович. Ввоз песка, изготовление мостиков, уборка и вывоз мусора лежит на КФХ. Единственное требование к купальщикам – чтобы не сорили. Потому что в летнюю пору здесь полно народу – все заставлено машинами, яблоку негде упасть!
Неподалеку от пруда расположена небольшая птицефабрика. Основной продукт – яйцо. В клетках, стоящих в несколько ярусов, содержится 5,5 тыс. голов кур-несушек породы браунинг. Птицы молодые, завезли их совсем недавно. Даются курочки не всем – на чужаков реагируют в целом настороженно, иногда могут и клюнуть.
В цеху царит искусственный микроклимат. Помещение не отапливается, нужная температура достигается за счет естественной скученности местных обитательниц. Система вентиляторов и датчиков позволяет держать одну и ту же температуру зимой и летом. А регулируется она изменением воздушных потоков – летом воздухоотведение усиливается.
Несмотря на большое поголовье, воздух в помещении достаточно нейтральный – работает вытяжная система. А если удалить помет, запах исчезнет вовсе. Кормление и поение на фабрике автоматическое. Вода подается из собственной скважины и не требует предварительной обработки, все делают специальные фильтры, установленные здесь же.
Ежедневно фабрика приносит хозяйству 5 тыс. яиц, и собирает такое количество всего один человек. Поскольку весь процесс автоматизирован, на все про все уходит не более трех часов.


Яйценоскость курочек составляет 92%. Достойный показатель, если учесть, что они еще молоденькие и пока только «раскачиваются».
В периоды «затишья», когда спрос на яйцо падает, на фабрике прибегают к искусственному снижению яйценоскости (до 50%). Делается это за счет изменения яркости и продолжительности освещения, плюс, меняется соотношение ингредиентов в кормах.
Кстати, комбикорм в КФХ готовят сами, «по домашнему рецепту». Особенность такого рецепта – разное процентное соотношение того или иного зернового продукта. Основные составляющие – кукуруза и озимая пшеница. Также добавляется горох, шрот подсолнечный, известь, подсолнечное масло, и микроэлементы. Микроэлементами в КФХ стараются не увлекаться, но от этого никуда не деться – птица содержится внутри помещения при большой скученности, а при таких условиях может наблюдаться недостаток витаминов.
Такой комбикорм самым благоприятным образом сказывается на вкусовых качествах яйца.
– Чем это вызвано? В том числе и тем, что химия по минимуму, и сами стараемся тщательно соблюдать все рекомендации, – поясняет Матвеев. – В планах – получать экологически чистые компоненты для комбикорма и, соответственно, экологически чистую продукцию. Не просто пищевое яйцо, а яйцо диетическое. Эти планы связаны с распространением органического земледелия. Переход будет непростой. Сколько он продлится по времени, сказать сложно.
Говоря об экологически чистой продукции, нельзя не упомянуть про отходы, поступающие с птицефабрики. В специальном навозохранилище помет компостируется, делится на несколько фракций, по достижении определенного периода проходит естественный процесс перегнивания, затем он вносится в поля.
Это весьма достойная замена минеральным удобрениям. Кроме того, куриный помет дополнительно оструктуривает почву и, в отличие от тех же удобрений, раскисляет, дает необходимые микроэлементы.
– Минеральные удобрения дают отдачу только в год внесения, дальше последействие минимальное, – добавляет управляющий КФХ. – А от внесения навоза последействие может длиться несколько лет: три, пять, а может быть даже и восемь. Естественно, все это нужно применять с наукой, начинать с агрохимической характеристики почв, потом рассчитывать норму… Навоз не должен «видеть» солнечного света, то, что внесено, нужно заделывать на определенную глубину.
Помимо перехода на экологически чистую продукцию, планируется и расширение птицефабрики до 30 тыс. голов. Процесс займет от одного года до полутора лет. Строительство новых помещений ведется за счет собственных средств, а вот что касается закупки оборудования, то на эти цели как раз и пойдут средства гранта, выигранного в нынешнем году.
– Мы уже законтрактованы с одним заводом из подмосковного Голицыно. Кое-какое оборудование на имеющейся птицефабрике у нас именно от них. Качество нас устраивает, так что будем сотрудничать дальше, – говорит Юрий Иванович.
Поступление продукции завода намечено на конец ноября, а уже в марте заработает одно из помещений второго цеха птицефабрики.
Расширение производства куриного яйца связано с обстановкой на рынке. На данном этапе спрос на продукцию превышает предложение.
У КФХ заключены договоры с торговыми точками, ранее действовали контракты со школами и детскими садами. Продукция с определенной периодичностью проходит осмотр и анализ в ветстанции, после чего выдается ветеринарное свидетельство.
– Мы – небольшие производители, но за счет качества продукции у нас есть постоянные покупатели. Если мы что-то сделаем не так, изменится вкус, калорийность, и мы сможем вообще потерять рынок сбыта, – отмечает Матвеев. – Тем не менее, само по себе слово «бизнес» мне не нравится. Глубоко во мне сидит убеждение, что для сельского хозяйства такое понятие неприемлемо. Обстановка в отношении получения «залихватской» прибыли у нас спокойная. Прибыль, конечно, есть, но она не особо велика.
Борис Николаев    f
 

Просмотров : 1169
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.