Лесная гармония
В питомнике, созданном руками супругов Захарьиных из Обоянского района Курской области, более 150 сортов и видов деревьев и кустарников. Выращенные ими сеянцы и саженцы на заброшенных участках поселкового фонда отлично приживаются не только в Черноземье, но и в городах и весях Подмосковья, Поволжья и Среднего и Южного Урала.
Познание красоты
Девочка собирала гербарий. Кто из нас в детстве не восторгался по весне неповторимой красотой и нежным совершенством первых распустившихся листочков? У них был аромат нарождающейся Жизни… Кто не упивался радужным многоцветьем осенних лесов и парков, собирая осыпающуюся с деревьев духмяную красоту в воздушные букеты? Не они ли потом ложились в основу первых детских гербариев, которые наши мамы хранили в дальних уголках домашних библиотек?
Недавно отыскал для внуков в старых книгах потрепанный сборник французских сказок, стал выбирать из них для вечернего чтения и наткнулся на затаившийся меж страницами багровый лист канадского клена. Такое вот свидание с детством…Теперь уж и не вспомнить как и по какому случаю попал он в пожелтевшую от времени книгу – одну из первых прочитанных самостоятельно…
Взрослея, мы меняем свои представления о прекрасном, набираемся новых впечатлений, забываем наивные увлечения прошлого. Но случается и так, что первый восторг от встречи с прекрасным, пережитый в младенчестве, определяет всю дальнейшую судьбу человека. А неосознанное генетическое стремление к красоте и совершенству окружающего мира перерастает в непреодолимую тягу его познания и становится смыслом жизни. Как бы банально это не звучало…
– Наиболее осознанные воспоминания о детстве относятся, пожалуй, к пятилетнему возрасту, – говорит Ирина Захарьина, создавшая в Обоянском районе, знаменитом своими лесами, один из первых частных лесопитомников «Айлант». – Так вот, уже тогда страсть к собирательству гербариев была уже вполне осознанной. У моих родителей в городке Новошахтинск, что в Ростовской области, был свой дом с небольшим садом и огородом. Во всех заботах, по уходу за этим нехитрым хозяйством, я всегда была первой помощницей. Часами могла наблюдать за тем, что происходит на грядках. Казалось, столько тайн кроется там! Деревья, цветы, овощные культуры, трава – все было живым, по-своему отвечало на каждое прикосновение. Радовалось солнышку, дождю, заботливому уходу. Каким-то шестым чувством я очень остро ощущала это, старалась помочь этому удивительному миру, чем могла…
Нас выбирают?
Дальше – больше. Детское увлечение – наблюдать за жизнью растений, по мере взросления не только крепло, но и стало формироваться в осознанную потребность. Здесь, в саду у Ирины, появился уже свой уголок, в котором она могла не только наблюдать, но и экспериментировать. Сама что-то высаживала, выбирала для своих питомцев систему ухода, обработки. Возник и интерес к специальной литературе. Много читала, старалась полученные новые знания применять на практике.
Одним словом, к моменту окончания школы, вопрос выбора будущей профессии для девочки уже не стоял. Для нее все было уже предопределено. Получив аттестат зрелости, Ирина поступила в лесотехнический техникум в соседней Воронежской области и успешно его закончила, став дипломированным мастером лесного и лесопаркового хозяйства.
– Принято считать, что человек сам выбирает свою судьбу. Мне кажется, все происходит с точностью наоборот, – говорит Ирина Захарьина, оценивая свой четверть вековой опыт работы в лесном хозяйстве. – Мы делаем лишь первый шаг – остальное предопределено. Судьба человека – цепь поступков и событий, которые по законам логики являются продолжением предыдущих.
Дорога к себе
Определяющую роль в формировании сильной, самодостаточной личности во все времена играла семья. Так случилось, что техникум дал героине нашего рассказа не только диплом специалиста, но и спутника жизни. Им стал однокурсник Ирины – Николай Захарьин – парень сильный, надежный, по-крестьянски обстоятельный. После окончания учебы молодая пара уехала в родовое село Николая, устроилась на работу в Рыбино-Будское лесничество Обоянского лесхоза. Работу свою любили, хотя и не сулила она особых материальных благ. Достойный уровень качества жизни достигался исключительно трудом и умелым ведением подсобного хозяйства. Впрочем, как и в большинстве крестьянских семей. Да и не были какие-то особые материальные блага в этой семье самоцелью. Главным в их жизни стал Лес – удивительный мир душевного покоя и радости от забот праведных, симбиоз вечности, красоты, силы и гармонии.
Но менялись времена. А с ними и традиционные подходы в организации работы лесхозов и лесничеств. В условиях рыночной экономики лесное богатство стало оцениваться исключительно в рублевом эквиваленте. Столетние Обоянские дубравы, ельники и березовые рощи были поделены на участки, которые с легкостью передавались в долгосрочную аренду фирмам, которые чаще всего, не имели никакого отношения к лесоводству. Бесценный опыт рачительного ведения лесного хозяйства, который десятилетиями накапливался в коллективах, оказался невостребованным. Девальвировался и труд мастеров, заботившихся о сохранении и умножении природных богатств леса. В результате одной из рыночных оптимизаций работы лесничества под сокращение попали и супруги Захарьины.
Особенно переживала Ирина, для которой лес был не только местом работы, но и душевным единением с природой. Но не в ее правилах было опускать руки. Характер был еще тот! Чем крепче прижимала жизнь, тем острее становилось желание доказать самой себе, что это лишь новая возможность для самоутверждения и самореализации. Решила: заниматься буду тем, что умею лучше всего. Идею создать свой собственный лесопитомник семья поддержала. Знали – от задуманного она не отступится. Так началась история первого в районе частного питомника «Айлант».
Искать и не сдаваться
Сказать, как было трудно на первых порах – не сказать ничего. Участки, которые местные власти передали Захарьиным в аренду под будущий питомник, даже неудобьями назвать было трудно.
– Эти деляны так долго не знали хозяйской руки, что на них настоящий подлесок вымахал, – рассказывает Николай. – Поначалу не пахать пришлось, а деревья рубить, да пни корчевать. И надеяться только на руки, да на собственное «Могу!». Но прежде всего на руки, которые делают все, чего глаза боятся.
Первые «поднятые» сотки засадили семенами местных пород деревьев. Липы, дубы, береза, калина, сосны, каштаны дали хорошие всходы. Благо, что семенной материал собирали сами и только от сильных «родителей» – и окрестные и дальние леса знали, как свои пять пальцев. За годы работы в лесхозе исхожены они были вдоль и поперек. Знали, как подготовить их к посеву: просушить, дать вылежаться. Собирательство тоже труд кропотливый. Сколько мешков желудей и шишек на своих плечах из леса вынесли – не сосчитать… Да и это еще полбеды. У липы, например, семена малюсенькие. Пока одну ветку оберешь – пальцев не чувствуешь.
Поначалу, окрепшие сеянцы реализовывали тому же Обоянскому лесхозу для ремонта и восстановления вырубленных участков леса – в основном, дуб, сосну, березу. Работа эта была больше в удовольствие – расценки на сеянцы были копеечные, в экономическом плане и трети трудовых затрат не окупали… Но надо же было с чего-то начинать! Да и не думали в первые годы о деньгах. В этом Захарьины честно признаются. На жизнь хватало – да и ладно. Работали в основном на перспективу. Выстраивали систему работы питомника, строили парники, расширяли площади посева, осваивали черенкование и выращивание саженцев, расширяли породную линейку деревьев и кустарников. Наладили полив посадок из соседней речушки. Генератором поиска новых идей и решений была Ирина. За Николаем – помощь в их реальном воплощении в конкретные дела, Он был и остается главным движителем на пути семейного дела к успеху и оператором четверть тонного мотоблока – пока единственным средством механизации в питомнике.
Партнерам здесь рады
Выращивание сеянцев и сегодня одно из основных направлений работы «Айланта». Сейчас, к примеру, на одном из участков питомника подрастает около 30 тысяч сеянцев дуба черешчатого, от 2 до 4,5 тысяч растений на гектаре. Эти пока еще малоприметные растеньица будут отправлены в Медвянское лесничество. Им предстоит пополнить лесофонд района, заменить в дубравах вырубленные участки. Через 5-10 лет молодые деревца начнут входить в силу, а лет через 70 достигнут своей зрелости, превратившись в 30-40 метровых великанов с мощной кроной и стволом в диаметре у основания до 5 метров. Так что сегодняшняя работа Захарьиных на очень далекую перспективу, для будущих поколений внуков и правнуков. Вечность в прямом смысле слова. Это не может не окрылять. Но строить работу на принципах узкой специализации все же не эффективно. И есть тому целый ряд как объективных, так и субъективных сдерживающих факторов.
– Во-первых, – отмечает Николай, – продуктивный урожай желудей в наших дубравах приходится только один раз на 4-6 лет. Конечно, спрос на наши сеянцы постоянен и мы успешно конкурируем не только с нашими белорусскими, но и западными коллегами за счет качества выращенного посадочного материала, адаптированного к местным климатическим и почвенным условиям. Наши дубки-сеянцы выгодно отличаются высочайшей степенью приживаемости и устойчивостью к болезням. Но мы не можем бесконечно увеличивать площадь высева и поставить дело на поток из-за нехватки местного семенного материала. Во-вторых, мы не можем ориентироваться на возрастающий спрос и строить на нем работу питомника на несколько лет вперед из-за рыночной ценовой политики. Цена на сеянцы дуба твердо держится в диапазоне 2-4 рублей за штуку. При таком раскладе качество отступает на второй план, и попытки поднять цену приведут только к потере занятого сегмента рынка в пользу конкурентов. Что поделаешь – дуб растет 70 лет, а платят за сеянцы те, кто считает свои доходы сегодня.
– Приходится максимально диверсифицировать производство, постоянно расширяя сортовой и видовой ряд растений, – добавляет Ирина. – Приобретаем семена новых растений в других регионах, используя профессиональные связи, изучая опыт работы коллег, специальную литературу, тенденции развития рынка. Пытаемся «приручить» к нашим условиям и закордонные сорта из Америки, Европы. Сегодня на нашей маточной плантации более 150 видов и сортов деревьев и кустарников.
Расширяются и партнерские связи «Айланта». Этот бренд уже широко известен далеко за пределами не только Обоянского района, но и Курской области.
– Когда-то мы радовались первым заказам на 300-500 саженцев. Сейчас уже и 5-тысячные контракты – не предел, – с гордостью говорит Ирина Захарьина. – С нами уже работают более 10 крупных оптовиков из Екатеринбурга, Казани, Подмосковья. Не отказываемся и от заказов предприятий, занимающихся озеленением городских садов и парков в Курске, соседних областных центрах, сотрудничаем с садовыми товариществами (около 20 процентов продаж).
Стараемся удовлетворять и самые требовательные заказы индивидуальных покупателей. Не для красного словца – хоть и работаем мы по старинке, руками, и живем в дальнем углу, и дороги до нас ровной нет, но тот, кто побывал на нашем питомнике хотя бы один раз, обязательно приедет снова. Коллекционерам бесплатно дарим наши растения. Может, я всех своей энергией заряжаю? Не могу говорить о своей работе спокойно… Азарт, буквально, захлестывает! Да и за ценой никогда не стоим… Часто бывает, что отдаем продукцию по себестоимости, если очень попросят. Говорила и говорю: деньги для нас – не главное. Радуют результаты работы и признание.
А доходы будут – я в это верю! Растет спрос на медоносы. Липа, например, уходит по неплохой цене. И не удивительно. Растет довольно быстро. Взрослое дерево на участке способно дать домашней пасеке десятки килограммов ценнейшего продукта. Хорошо покупают лох, как серебристый, так и узколистный, каштаны. В цене ягодные кустарники – боярышник, например, шиповник цветковый. Как я понимаю, сегодня это становится все более актуальным в связи с широким применением химии на полевых медоносах – гречихе, льне, подсолнечнике, что ведет к массовой гибели пчел, как это было в прошлом году.
Диктовать моду на красоту
Сегодня в «Айланте» успешно осваивают выращивание кустарниковых культур, которые часто используют в качестве живых изгородей. Наряду с широко известными, такими, как боярышник, бирючина желтолистная, кизильник, в маточном питомнике можно найти 15 сортов декоративных барбарисов, выращенную из семян, пираканту, ярко-красную стефандеру. Есть и уникальные декоративные лиственные растения. Среди них спирея Тумберга аджон, которую отличает удивительный аромат цветов, необычно красивая ярко-желтая листва.
– Сфера озеленения набирает обороты, как мне кажется, как никогда, – говорит Ирина. – Я искренне верю, что наш ассортимент будут использовать гораздо шире.
Избранное нами направление высаживания саженцев живых изгородей ожидает большое будущее. Это изменит и облик городских улиц, где будут расти не только стриженые зеленые растения, а самая различная гамма. И мы готовы выращивать исключительно качественный посадочный материал, да еще по доступным ценам.
Знаете, очень хочется стать законодателем моды в природной красоте растений! Многое делаем для достижения этой мечты. Увеличиваем количество маточного материала и добавляем новые сорта, в этом году собираемся построить еще один парник, количество укорененных растений увеличится вдвое – до 50-60 тысяч растений.
О планах в среде профессионалов стараются не говорить. О сделанном – рассказывают. Но один секрет, наверное, все же выдам: хочу ввести в работу широкий ассортимент злаковых трав. В будущем, на фоне потепления и изменения климата, думаю, они будут очень востребованы и значительно расширится ареал их выращивания.
Сейчас можно уже встретить современные очень красивые композиции из них на ВДНХ и других таких же продвинутых выставочных площадках.
Много, очень много впереди интересной творческой работы. Больше внимания уделяем выращиванию саженцев с применением новых приемов черенкования. Принявшиеся черенки значительно опережают в росте сеянцы. Вегетативное размножение в разы ускоряет рост растений. Ведь черенок берется от взрослого дерева и уже имеется свой возраст.
У семенных растений совершенно по-другому развивается корневая система. Сорта размножаются только вегетативно, полностью передавая наследственность.
В сеянце голубой ели, например, в процессе роста происходит расщепление до 70 процентов генов. Ель из сенца с годами, конечно же, вырастет, но она не будет голубой. Из черенка вырастет только голубая! И я со всем своим опытом до сих пор считаю это настоящим волшебством.
В шахтерском краю, где прошли детство и юность Ирины, на старых терриконах росли деревья со сказочным, как казалось названием айланты. Всегда удивляла их удивительная живучесть. Откуда брали силу корни этих деревьев? Ведь в выхолощенной при добыче породе практически не было плодородной почвы. Семья Захарьиных на бросовых землях без чьей-то помощи создала в ручном режиме успешное питомниковое хозяйство, ежедневно умножая нелегким трудом природное разнообразие родного края. Название питомника – «Айлант» очень символично. Не случайно в пятилетней девочке проснулась тяга к собиранию гербариев…
Вячеслав Айвазов f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.