Подписаться на новые статьи
Вячеслав Вишняков: «Моя задача в кооперативе – обеспечение молодняком птицы"
23 октября 2020

Вячеслав Вишняков: «Моя задача в кооперативе – обеспечение молодняком птицы"

Когда герой известного фильма «Афоня», устав от бремени городской жизни, сбежал от самого себя в родную деревню Борщевку (в фильме ее роль исполняло село Диево-Городище Ярославской области, – прим.), то долго там не задержался – отвык давно от деревенской жизни. По разным причинам, но многим горожанам хочется вот так же уехать в свою «Борщевку», отдохнуть от суеты города, забыть о проблемах, найти себя.

Истинный горожанин, тамбовчанин Вячеслав Вишняков, четыре года назад приехал в Борщевку (настоящую, в Тамбовской области), чтобы помочь семье пережить наступающий кризис и накормить домочадцев натуральными, качественными и разнообразными продуктами. Новоиспеченный сельский житель без опыта работы на земле, с азами ведения хозяйства был незнаком, но, потрудившись на своих пятнадцати сотках, через некоторое время уже учил сельчан ощипывать гуся за семь минут. Сегодня Вячеслав Вишняков – фермер-птицевод, один из самых активных участников фермерского движения в Тамбовской области, инициатор многих проектов, объединяющих единомышленников и сельхозпроизводителей.


– Что для меня теперь сельское хозяйство? Это скорее образ жизни, чем просто занятие, – делится с нами Вячеслав Сергеевич. – Без фермы ты уже не можешь, несмотря на то, что это тяжелый ежедневный труд, без выходных и праздников. Ферму без присмотра не оставишь, а ведь нужно еще и продукцию на рынке реализовать. Уехал на полдня торговать, что-то продал, что-то нет. Везешь гусей назад, думаешь, куда тушки деть, как сохранить, чтоб в убыток не уйти, а на ферме беда – хищник пару десяток птиц придушил. В итоге, пока отсутствовал, потерял больше, чем наторговал. И это реальный опыт. Со временем пришло понимание, что фермер должен производить продукцию, а реализация – это дело торговли – магазина или продавца на рынке. Наше будущее – это кооперация, когда внутри союза занимаемся каждый своим делом, при этом сообща производим столько продукции, что уже можно выйти из-за маленького рыночного прилавка на хороший торговый объем для обеспечения поставок в магазины, рестораны.
Сегодня Вячеслав Вишняков с фермерами-единомышленниками, большинство из которых такие же «бывшие городские», создают кооператив. Система взаимодействия и распределения обязанностей и доходов уже работает, осталось закрепить все юридически. Вишняков занимается инкубацией, производством молодняка и разведением гусей, кто-то доращивает бройлеров, кто-то сделал акцент на уток, кур, а кто-то и баранов пасет. Все вместе фермеры реализуют свою продукцию через рынки и магазины, например, магазин «Деревенькино». Это коллективный товарный знак тамбовской АККОР, предназначенный для обозначения товаров, производимых и реализуемых фермерами Тамбовской области. Инициатором открытия магазина выступил Вишняков. Сегодня в ассортименте представлена продукция высокого качества местных производителей, среди которых КФХ «Славино», «Калаисские холмы», КФХ «Савинка», СХПСК «Урожай», «Пушкарское подворье», КФХ «Жуков», «Vero», КФХ Федоренко, КФХ Левина и другие. О некоторых хозяйствах уже рассказывал «Фермер».


– В магазине представлено около пятидесяти групп товаров, есть продукция каждого из наших фермеров. Поэтому все производители лично заинтересованы приехать в магазин, устроить дегустацию, представить свой товар лично. Люди больше доверяют, когда знают фермера в лицо, когда узнали о производстве и составе продукта из первых уст. При этом мы заинтересованы показать, что мы коллективный бренд и можем работать вместе. Это особенно важно теперь, когда мы будем выходить на рынки других регионов и открывать новые магазины. Правда, пандемия немного скорректировала и нашу работу, и планы, но мы нашли выход.
Когда закрылись магазины и рынки, которые брали продукцию у фермеров, Вишняков пришел в точки общепита, у которых уже был развит сервис доставки и договорился о партнерстве. Так, на сайтах ресторанов, кроме пиццы, роллов и корейских салатов, появились гуси, куры и другая продукция тамбовских фермеров. Также распространяли информацию о продукции через социальные сети, часть заказов пришла оттуда.
По словам Вишнякова, так удалось реализовать около тридцати процентов продукции от того объема, который не попал на рынок. Учитывая, что товар скоропортящийся, требует особого хранения, а птицу надо забивать регулярно, иначе ее содержание «съест» всю рентабельность, идея с доставкой через сервис ресторанов оказалась удачной. Настолько, что теперь разрабатывается собственный сайт, через который покупатели смогут заказывать свежую продукцию напрямую от фермеров. При этом можно будет выбрать, чью утку заказать – от фермера Иванова или от фермера Петрова, молоко от Сидорова или снова от Иванова. Новый ресурс предложит покупателю около ста позиций для покупки онлайн.
– Сегодня люди стараются обращать внимание на то, что едят, – утверждает Вишняков, – внимательно изучают состав, по возможности заменяют продукт из супермаркета на аналогичный фермерский продукт, ищут качественную, экологически безопасную продукцию, выращенную на родной земле. Нужно заявлять о себе, приучать и фермеров, и покупателей к новым реалиям. Даже когда заработали рынки, интернет-заказы остались, появились постоянные клиенты. Работа в новых условиях дала результаты. 
Хозяйство Вишнякова, начавшееся с двух десятков кур и пятнадцати соток необустроенного участка, сегодня насчитывает около трех тысяч голов маточного поголовья различных видов и пород птиц и помещения для их содержания и выпаса на территории в четыре гектара. Фермер инкубирует яйца кур, гусей, уток, фазанов, цесарок, индюков. Только что страусов не выводили, хотя у одного из членов кооператива эти птицы есть, так что вполне возможно фермер будет в будущем производить молодняк и этой, самой большой в мире, птицы.
Первое время, решив, что инкубация гусиного яйца так же проста, как и куриного, Вишняков закупил обычные бытовые инкубаторы, которыми пользуются в небольших хозяйствах. Стоили они недорого, по пять тысяч рублей. Но эта покупка себя не оправдала. Вывод гуся был небольшим, много птицы погибло в зародыше. Оказалось, что для вывода водоплавающей птицы нужны другие условия, больше внимания и более технологичное оборудование, которое стоит гораздо дороже. В 2019 году, приняв участие в программе «Агростартап», фермер получил три миллиона рублей господдержки и закупил новое оборудование – современные инкубаторы на 1700 яиц каждый, с настраиваемыми для каждого вида птиц режимами (температура, влажность, срок).
– Моя задача в кооперативе – произвести молодняк и передать часть на доращивание другим членам кооператива, а часть реализовать сторонним покупателям. Например, всех фазанов забирают охотничьи хозяйства. Всю птицу, выращенную нашими фермерами, реализуем общими партиями через кооператив. Когда ты не один – это здорово. В прошлом году к нам обратился фермер, у которого возникли проблемы со сбытом – холодильники были полными, и подросла для убоя новая партия. Мы поехали в Московскую область, часть удалось сбыть оптом на рынках, а часть ушла на завод, где птицу переработали в тушенку. После этого мы организовали цех переработки в Тамбове, делаем теперь сами тушенку, паштеты. Продукция новая, но пользуется спросом.
Прошедший сезон Вишняков называет «пилотным». На новом оборудовании были инкубированы около двадцати тысяч яиц различной птицы. В этом году инкубация больше не планируется, хотя, например, бройлеров можно инкубировать круглогодично. Но, как считает фермер, он уже произвел столько птицы, сколько нужно при существующих условиях. Если инкубировать яйцо сейчас, нужно строить теплое помещение для содержания молодняка, а у хозяйства сейчас другая задача – учесть все ошибки первого опыта и подготовиться к новому сезону, который начнется в марте следующего года и продлится до августа.
Были сложности на этапе первоначального доращивания. Не только для яиц, но и для вылупившегося молодняка нужны разные условия для каждого вида птиц. Причем эти условия нужно создавать уже в бурдерах для вылупившихся птенцов. Так, фазанят, как рассказал фермер, надо рассаживать по секторам, чтобы не было давки. Проблемы были и с индюшатами, скорее всего из-за неправильно выбранной породы. Из дорогого импортного яйца вылупились индюшата с кривыми лапами, которым было то тепло, то холодно. Скорее всего, эта порода была предназначена для промышленного содержания, где птица выращивается в тесноте и практически не двигается. В итоге сто пятьдесят тысяч рублей – на ветер. Теперь все ошибки учтены, и к новому сезону фермер придет с новыми знаниями и опытом.


– Я оставил достаточное количество маточного поголовья, чтобы весной меньше закупать яиц на стороне, плюс у членов кооператива будет определенный сбор яиц для инкубирования, – показывает нам инкубаторий фермы Вячеслав Вишняков. – Тут нужно понимать, что яйца требуют тщательного отбора и бережного отношения. Так, гусиное яйцо для инкубации не должно быть старше десяти дней, утиное меньше – до семи дней, а куриное всего пять-шесть. Инкубация также длится по-разному, от восемнадцати до тридцати дней. Куриное яйцо инкубируется двадцать дней, гусиное тридцать. Процент выводимости у бройлера – 92%, это опыт прошедшего сезона, в который мы инкубировали около шести тысяч яиц. Брали яйцо бройлера французское и белорусское, у последнего на 2-3% лучше вывод и падежа практически не было. Водоплавающая птица показала результат в 70-80%, у голошейки хороший вывод, цесарка и фазан – около 70%.
Голошейка – порода кур, способная отпугнуть своим видом малоопытного птицевода. У нее действительно голая, будто облезлая, шея и такой же голый зоб. Но, отличные вкусовые качества, продуктивность и неприхотливость позволяют породе набирать популярность. Вячеслав Вишняков утверждает, что в этом сезоне самый востребованный покупателями молодняк именно голошейки. Фермер едва успел оставить себе пятьсот голов на воспроизводство, с трудом отказывая очередным покупателям. К странному виду птицы быстро привыкаешь, но яйценоскость в 170 яиц (что для декоративной курицы очень неплохо) и мясо, сходное по вкусу и качеству с индюшиным, быстро делают из такой курицы красавицу в глазах владельца. А раннее начало яйценоскости, морозоустойчивость, всеядность и спокойный нрав и вовсе возводят голошейку на пьедестал куриной красоты. Некоторым инстаграмным курицам, ох, как далеко до голошейки!
Но основная птица в хозяйстве Вишнякова – гуси, в основном тамбовской породы. Это мясная порода, но с повышенной яйценоскостью, что для хозяйства, занимающегося инкубацией, большой плюс. С одной тысячи маточного поголовья при соблюдении всех условий можно получить около семнадцати тысяч гусят. С содержанием гусей тоже никаких особых проблем – есть выпас и собственный пруд. Теплое время, с весны и до начала осени птица находится на свободном выпасе, где съедает около двух килограммов травы в день, получая все необходимые питательные вещества. Перед убоем товарная птица получает зерно, комбикорм, а яйценосные маточные особи минералы и витамины. В среднем, выращивание товарной тушки гуся занимает семь месяцев.


– В методических пособиях указано, что гусь должен съедать 260 граммов комбикорма в сутки, но с таким расчетом можно уйти в «ноль», стоимость необходимого комбикорма съест всю прибыль, – рассуждает Вячеслав Сергеевич. – Выпасное содержание рентабельнее. На выпасе птица сама выбирает, что ей есть, восполняет минеральный и витаминный запас, а уже потом докармливаешь ее зерном, и это дешевле, чем закармливать комбикормом. При этом мы не используем антибиотиков, искусственных усилителей роста. На самом старте пропаиваем птицу витаминными комплексами для усиления иммунитета и все. Отсутствие «химии», может, дает меньше продукции, но мы и не ставим перед собой задачи нарастить объемы любой ценой. Мы предлагаем покупателю продукцию, за которую несем личную ответственность.
Сегодня гуси гуляют мало, и под бдительным присмотром. Объявился хищник! Сначала фермер нашел двух падших гусей, на следующий день уже десяток, а потом еще и еще. Испугался, кинулся в ветеринарные лаборатории – что за напасть? Эпидемия? Там и рассмотрели укусы на шее птицы. По характеру «преступления» определили – хорек. Именно он душит птицу не для добычи пропитания, а из удовольствия. И может ходить на ферму, пока не передушит всю птицу. Пришлось дополнительно огораживать выпас, ставить капканы, жечь костры. Пока хищник не уйдет, успокаиваться нельзя.
Виктор Лякутин, член кооператива, выращивает бройлеров. В прошлой жизни он инженер-технолог на производстве, а сегодня готовит документы на получение грантовой поддержки на строительство помещения для содержания птицы. Бройлеры капризные, требовательные к уходу, боятся сквозняков, но показывают стабильный спрос на рынке. Особенно востребованы месячные цыплята массой 500-700 граммов, так называемые «корнишоны». Высокое содержание протеинов, малое количество жиров делает это мясо одним из главных пунктов в рационе спортсменов и людей, ведущих здоровый образ жизни. Корнишоны – модное блюдо в лучших ресторанах. И хотя производство корнишонов это недополученная товарная масса, расчет стоимости цыпленка на килограмм веса, показывает цену выше, чем на обычного товарного бройлера.


– Бройлеры требуют тщательного ухода в течении всей жизни и, главное, отсутствия даже малейших сквозняков, – делится секретами разведения Виктор Анатольевич. – Первая неделя жизни самая сложная, падеж достигает 7%. Чувствительные к болезням бройлеры с первого дня подогреваются лампами, пропаиваются комплексом витаминов и четырнадцать дней получают стартовый качественный комбикорм. Сейчас у меня шестьсот голов птицы. До убойного веса корнишон растет 28-30 дней, товарный бройлер 58-60 дней. Растут бройлеры на докорме зерном. Комбикорм, кроме стартового для птенцов, стараюсь не давать. Почему? На комбикорме за пару месяцев бройлеры достигнут товарного веса и мне придется их забивать и продавать, а сейчас я не всегда к этому готов. Продолжать держать птицу на комбикорме – получить гиганта, которого трудно продать, а себестоимость его повысится за время дополнительного содержания. А на зерне рост бройлера притормаживается, по мере необходимости я реализую птицу в том объеме, который требует рынок. Выход бройлера после выращивания три – три с половиной килограмма. Можно и до шести догнать, если упорно кормить, но смысла нет. Поэтому пока несовершенство моей технологии выращивания регулирует баланс между производством и реализацией. Если удастся получить грант и построить помещение, планы и методы работы придется пересмотреть.
Члены кооперативы – молодые, Вишнякову тридцать один год, Лякутину тридцать четыре. Но опыт уже дает им возможность строить планы на будущее. Это и увеличение поголовья, и расширение объемов и видов сбыта, и приобретение дополнительной земли, и строительство нового убойного цеха с холодильными и морозильными камерами. В вопросе строительства фермеры поднаторели не меньше, чем в выращивании птицы.
– Один я даже сарай не построю, делаем все вместе. Стараемся строить так, чтобы нам недорого обошлось, и птице было тепло и комфортно. Изобрели новый строительный материал, – улыбается Вишняков и показывает нам… транспортные поддоны (паллеты) из дерева. – На базах хорошие поддоны обычно продают, а что похуже отдают, мы и забрали. Обшиваем поддон горбылем и рекламными баннерами, засыпаем опилками, которые тоже бесплатно дают на любой пилораме, трамбуем, и вот готова строительная стеновая панель. Бетонируем столбы, связываем поддонами, и так строим сараи, птичники, такие панели хорошо держат тепло, защищают от ветра. Это наше ноу-хау.
В планах Вишнякова развитие хозяйства до полной нагрузки существующих мощностей. Так, инкубаторы рассчитаны на производство шести тысяч яиц в месяц, за сезон это тридцать шесть тысяч яиц (в этом году, напомним, инкубировано около двадцати тысяч). После постройки помещения для содержания бройлеров, можно выйти на сотрудничество с предприятиями, поставляющими яйцо бройлера, и уже круглогодично заниматься инкубацией птицы. Главное, справиться с уходом и реализацией. Предприятие, как утверждает фермер, уже рентабельно, показатели бизнес-плана соответствуют реальному положению дел. Срок окупаемости – пять лет. Цена на продукцию тоже устраивает. Килограмм тушки бройлера стоит от двухсот рублей, суповая курица отлично продается по такой же цене, гусь – триста пятьдесят, индейка чуть дороже, цесарка стоит в районе четырехсот рублей. Покупатели начинают привыкать к разнообразию продукции, обращают внимание на диетические свойства цесарки. Член кооператива, специализирующийся на ее выращивании, вдохновленный результатами этого года, в следующем году собирается закупить около четырех тысяч голов этой крикливой птички.
– Планов много, реализации всех идей помогает господдержка и другие инструменты помощи малому бизнесу, – итожит нашу беседу Вячеслав Вишняков. – В Тамбовской области эти инструменты хорошо развиты. «Геометрия бизнеса» помогла нам с идеей открытия магазина и продвижения товара. Фонд содействия малому бизнесу дал нам кредит на покупку автоклава, государственные гранты помогают развиваться быстрее, не ждать годами, собирая крохи на строительство или покупку оборудования. Наш кооператив – это дружный коллектив, способный работать и реализовывать самые смелые проекты. Мы не диктуем друг другу, что надо делать и как работать. Мы работаем вместе, делимся опытом, советуемся. Прибыль распределяется между всеми членами кооператива поровну, после распределения средств в обязательные «фонды» – на рекламу, на аренду магазинов, на зарплату продавцам и прочее. Если бы участники считали такое распределение доходов несправедливым, бросили бы эту затею. Но все довольны, всех все устраивает, работаем, развиваемся.

Людмила Черноносова    f

Просмотров : 1314
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.