Михаил Фадеев: «Растениеводство – это направление деятельности, а животноводство – любовь»
На станции Титоренко уже больше десяти лет не продают билеты, здесь давно нет кассиров, нет дежурных. Когда-то довольно-таки значимая точка Приволжской железной дороги стала теперь функционально просто остановочным пунктом. Все реже звучит здесь протяжный паровозный гудок, но станция и одноименный хутор, расположенный рядом, продолжают жить. Здесь расположена ферма Михаила Фадеева, начинающего молодого фермера, знакомого с сельским хозяйством с детства.
Михаил Васильевич Титаренко, отец фермера, занимается растениеводством не один десяток лет, возглавляет крупное хозяйство, выращивающее зерновые и масличные культуры. Казалось бы, чего проще пойти по проторенному пути и начать свое дело стартуя не с нуля, а используя знания и опыт, переданные отцом. Но сын сделал свой выбор.
– У меня высшее образование, я юрист, но вернулся в родное село, – рассказывает Михаил Фадеев, – занимался откормом бычков на домашнем подворье, для себя и на продажу. На жизнь хватало, но хотелось развития. Покупать бычков на стороне стало дорого, покупка подрощенного животного обходилась в тридцать тысяч рублей, плюс затраты на его содержание и откорм, поэтому я решил обзавестись собственным маточным поголовьем. Но средств, чтобы сразу приобрести большое поголовье, не было. О том, что я занимаюсь откормом, знали в сельхозуправлении. Оттуда мне позвонили и предложили участвовать в конкурсе на получение гранта по программе «Начинающий фермер», рассказали, что нужно делать и какие документы собрать. Техника для заготовки кормов у меня была своя, все для содержания КРС было, а вот средств на покупку племенных коров не было. Я решил участвовать. Бизнес-план рисовал не из воздуха, а писал так, как есть на самом деле. Грант получил в три миллиона рублей, купил семьдесят шесть телок-герефордов и начал работать. Опыт только свой, да отец подсказывает, что и как. Слушаю его, конечно, но решения принимаю сам.
Сегодня у Фадеева уже сто сорок четыре телки: купленные по гранту, дополнительно приобретенные на собственные средства, рожденные на ферме. В этом году все они достигли случного возраста и веса, так что на следующий год фермер будет со своим молодняком. Пока же бычков для откорма продолжает покупать в других хозяйствах. И только после выхода фермы на уровень до ста пятидесяти собственных бычков в год, Фадеев откажется покупки животных на стороне. Согласно бизнес-плану через пять лет у Фадеева должно быть триста тринадцать голов общего поголовья, сто десять маточного. «Планку я сам себе поставил выше – триста голов маточного стада, сто пятьдесят бычков для откорма на каждый год. Считаю, что цель вполне достижима», – утверждает Михаил Михайлович.
Фадеев приверженец естественного способа воспроизводства поголовья. Он убежден, что в стаде должны работать быки, хотя бы первые один-два отела, а потом можно подумать и об искусственном осеменении.
– Первый год только естественный способ, – показывает нам поголовье Фадеев, – причем крыть телок герефордов буду абердин-ангуссами. От быка-абердина плод при рождении меньше, корове-первотелке будет легче разродиться, что очень важно при первом отеле, как и для самой коровы, так и для фермера – меньше осложнений и проблем. Если сразу покрывать герефордом, теленок может получиться очень крупным относительно параметров матери, корове будет трудно отелиться. Если мне понравится качество помесных бычков, то, возможно, оставлю в стаде быков-аббердинов наряду с герефордами. Я не вижу в этом ничего плохого, телята возьмут самое лучшее от родителей, это две мясные породы и вполне возможно качественные характеристики будут различаться, что позволит мне предложить покупателю мясо разного вкуса. Опыт покажет, что будет и как.
Отел, по плану фермера, будет проходить в три этапа, чтобы получать телят, и реализовывать бычков на мясо в течение всего года. Сейчас на ферме все бычки достигают убойного веса к осени, до морозов их нужно реализовать, чтобы не нести дополнительные затраты на содержание. Сбыть сразу всех животных несложно – покупателей, ищущих партии быков на мясо, достаточно. Но часто это случайные перекупщики, обеспечивающие одноразовые заказы, второй раз на ферму могут уже и не приехать. Фермеру же интересны постоянные покупатели – торговцы мясом на местных рынках или работающие в районе перерабатывающие предприятия. Но для работы с ними поставлять продукцию нужно круглогодично.
– Хочу настроить отелы и откорм так, чтобы сдача мяса у меня была постоянной, – делится планами Михаил Фадеев. – Примерно три шлейфа чтобы было, не меньше. Сейчас у меня есть клиент, которого я пока не могу обеспечить бесперебойной доставкой. Он давно занимается торговлей мясом на рынке, готов забирать по четыре головы в неделю, это примерно двести пятьдесят быков в год. Даже если я буду работать с ним одним, я уже обеспечу себе сбыт. Сейчас у меня на откорме всего сто бычков.
Хватит ли ресурсов фермы на такой объем производства? Кормовая база у фермера своя, в этом году дополнительно посеял еще триста гектаров суданской травы на сено. Пробовал сеять и житняк, но в местных условиях эта культура стабильного результата не дает. По словам Михаила Михайловича, проблема в отсутствии орошения, все поля в хозяйстве богарные. В рационе животных на ферме Фадеева сегодня пшеница, ячмень, овес, кукуруза, жмых, мел, соль. Все это измельчается в определенных пропорциях на кормодробильной установке и выдается утром и вечером в количестве, рассчитанном на каждую голову. А вот по сену кормовой стол не ограничен, на ферме всегда заготовлено сено с большим запасом.
– Когда я приобрел кормораздатчик Metal-Fach, все, кто работает на ферме, вздохнули с облегчением. Раньше сено в рулоне весом в пятьсот килограммов надо было погрузить на трактор, подвезти, снять и раскатать вдоль стола. Вчетвером еле справлялись за полдня. А сейчас трактор закидывает сено в кормораздатчик, там оно измельчается и подается машиной на кормовой стол. Весь процесс занимает не более двадцати минут. Рабочие с вилами проходят вдоль стола и подкидывают сено, если есть такая необходимость. Если скотину кормить хорошо, то и привес будет хорошим. Рацион, считаю, должен быть постоянным, многокомпонентным и сбалансированным. Мне советовали закупить большой объем зерна, пока оно дешевое было, и кормить быков только зерном. Так, мол, и проще, и сена меньше заготавливать надо. Но я по этому пути не пошел. У животных должно быть полноценное, не меняющееся в течение всего сезона, кормление, и у бычков, стоящих на откорме, и у коров, гуляющих на выпасе, и у молодняка. А вот с тем, что мясо получается вкуснее, нежнее, когда бычки стоят, а не гуляют, я согласен.
В работе Фадеев идет собственным путем. Животноводство в районе, в основном, представлено такими же начинающими фермерами. Перенять готовый опыт практически не у кого. За границу, смотреть примеры успешных хозяйств, фермер не ездил. А вот у соседей-саратовцев, в Ровенском районе, увидел полезное решение обустройства прогулочных загонов для скота.
– Раньше все ограждения у меня были деревянные, делалось все быстро и недорого. Но подросшие быки – сильные и активные животные, деревянные конструкции выносили на раз, ломали и гуляли, где им вздумается. Хорошо, что территория фермы надежно огорожена, на ночь запирается, а то бы ушли совсем. Когда я увидел у другого животновода металлические ограждения, «срисовал» и сделал такие же у себя. Теперь ничего постоянно ремонтировать не приходится, снести сварные трубы быкам не по силам. Раз сделал – и все надежно стоит.
Актуален для хозяйства вопрос строительства бойни. Михаил Фадеев понимает, что при росте поголовья до намеченного им количества, своя бойня понадобится, особенно если возникнет возможность (или необходимость) первичной переработки мяса. Даже небольшая, но современная, оборудованная по всем требованиям бойня, обойдется в круглую сумму. К тому же, надо содержать положенный штат забойщиков и других работников, это и зарплата, и налоги. С четырех голов в неделю особо не разгуляешься. Пока есть время – Фадеев ищет решение.
– Один, без поддержки, я бойню не построю, даже через несколько лет, при выходе хозяйства на плановую мощность, – сокрушается молодой фермер. – Даже если поднапрячься, найти средства и построить бойню для себя – содержание будет расточительным для хозяйства. Чтобы бойня хоть как-то окупалась или хотя бы содержала саму себя, нужно оказывать услуги населению. Тут другая возникает проблема – население держит все меньше и меньше скотины, на продажу бычков практически не откармливают, а для личного потребления бьют на подворье. Скота для загрузки бойни в районе нет. А если и найдется, настораживает другое – с чужим скотом можно занести заразу на свою ферму, а я к этому вопросу подхожу очень внимательно и строго. Мы стараемся с чужим скотом не контактировать. Никак. Не все ответственно относятся к здоровью своих животных. Ну что там бычок для забоя? Чего с ним носиться, если все равно на мясо скоро пойдет? У меня другой подход, я берегу и маточное поголовье, и бычков. Предлагаю покупателю только полностью здоровых животных. Мой скот полностью изолирован, два раза в год обязательно сдаем кровь на проверку, проводим плановые вакцинации, постоянные осмотры.
Бойня – это самостоятельное направление. Отдельное предприятие, считает Фадеев. Для окупаемости бойни надо и собственный объем продукции увеличивать в разы, и иметь востребованный спрос на ее услуги. Специалисты районного управления сельского хозяйства уже не раз высказывали мысль о том, что необходимо организовать кооператив и совместными усилиями построить бойню на территории района. Но пока Фадеев не видит себя в общем деле.
– Стараюсь не зависеть ни от кого в любом вопросе, – категоричен в своем решении Михаил Михайлович, – буду всего добиваться самостоятельно. А в животноводстве главная помощь – это не мешать фермеру. В растениеводстве вроде бы проще, собрал урожай, если цена не устраивает – засыпал зерно на склад и жди цены, отдыхай зимой. А животновод работает круглый год, выходных и праздников нет. При этом растениеводство и животноводство могут удачно дополнять друг друга в рамках одного хозяйства. Но чем меня привлекает животноводство? Во-первых, не хочу зависеть от погоды, один год хорошо, а в другой засуха и неурожай. Во-вторых, нужно поработать несколько лет, выйти на задуманную мощность и получать стабильный доход, независимо от погоды и настроения перекупщиков зерна. Мясо востребовано всегда, говядина на рынке сегодня очень актуальный продукт, а перепроизводства мяса нет, и очень долго еще не будет. Скажу так: растениеводство – это направление деятельности, а животноводство – это уже любовь.
Ольга Уманская,
Людмила Черноносова f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.