Своя колея
Сегодня наш рассказ о фермере Александре Поленове из села Новотолучеево, одного из самых дальних уголков Воронежской области – Воробьевского района. Типичное, на первый взгляд, хозяйство для большинства регионов Черноземья – с традиционным крестьянским укладом. Да и проблемы, вроде бы, те же, и условия для их решения не хуже. Но есть, на мой взгляд, одна очень важная особенность – высокий коэффициент выживаемости, какой-то особой упертости во всех делах. Именно это качество делает таких хозяев с годами все крепче, а результаты их труда все весомее и значимее.
Александр Поленов немногословен. На каждый вопрос – короткий ответ. Но емко и обстоятельно. Чувствуется крепкая хозяйская хватка – знает человек, о чем говорит. И неудивительно: возглавляет Александр Евгеньевич свое крестьянское хозяйство без малого 30 лет и до мелочей знает, что происходит и на полях, и на фермах этого непростого и, по-своему, капризного производства. Да и только ли производства? Для фермера это скорее живой организм, детище, выпестованное с момента рождения, в каждодневных трудах и заботах, и работающее сегодня как хорошо отлаженный и надежный механизм.
Среди фермеров, по здешним меркам, КФХ Александра Поленова – один из лидеров по объемам производства продукции растениеводства. Из 2600 гектаров земли пашня составляет 1200 гектаров. Это сегодня. А начинал в 91-м с малого, как и многие. Первые фермерские посевы теснились на 180 гектарах. Но год от года прирастала пашня новыми наделами. В основном, за счет земельных паев своих же односельчан.
Это было признанием успешности. Землю любил и лелеял, умел найти подход к каждому полю. Знал, как обработать, что посеять, чем подкормить, как сохранить посевы при общем в этих краях дефиците влаги. Себя в работе не щадил, первые небольшие доходы вкладывал в семена, удобрения, новую технику. Потому и отдавали с легким сердцем бывшие колхозники трудолюбивому и удачливому фермеру свои земельные паи в долгосрочную аренду. Верили – даст этой пашне «ума», не запустит под бурьян и в любой год будет с урожаем, а значит, и они в накладе не останутся.
И ни разу Поленов своих арендодателей не подвел. При всех равных условиях урожаи и зерновых, и технических культур были у Александра Евгеньевича повыше, чем у соседей, а производственная база хозяйства и основные фонды с каждым годом прирастали жирком.
– Если честно сказать, пашня у меня – особо не позавидуешь, – говорит Александр Поленов. – Местность у нас с особым рельефом – холмы, овраги. Ровных полей по пальцам пересчитать – в основном, по склонам сеять приходится. А к таким полям подход особый нужен. И технология обработки щадящая, чтобы ветром плодоносный слой почвы не выдуло, и подбор культур грамотный, с сильной корневой системой, чтобы в пору таяния снегов и дождей посевы не смыло, и для техники особый режим работы выбрать. В общем, все с головой надо делать, чтобы максимальную отдачу с каждого гектара получить.
При таком подходе многое, действительно, у Александра в его земледельческих трудах выходит значительно лучше, чем у соседей. Кукуруза дает в среднем по 60-70 центнеров с гектара, подсолнечник – 24-27, до 30 центнеров в хорошие годы, сахарная свекла тоже хорошими урожаями радует. Проблем с реализацией урожая тоже не бывает. Тут хорошим подспорьем в работе не только природная крестьянская прозорливость служит, но и умение просчитывать ситуацию на рынке и по спросу, и по ценам.
– В последние годы часто стали возникать проблемы с реализацией сахарной свеклы, – говорит фермер. – Чувствовалось, заводы заваливают сырьем, а значит, перепроизводства сахара не избежать. Так и случилось: прошлой осенью на заводских складах нереализованного сахара еще с прошлых урожаев девать было некуда, а тут и с новым подоспели. И в первую очередь, крупные производители, у которых под свеклой тысячи гектаров. А товар-то скоропортящийся. Мне вот, например, несмотря на отличное качество корнеплодов, еле-еле удалось выращенное на переработку пристроить. Последние партии уже по первым заморозкам вывозил. А у некоторых фермеров в округе вообще часть урожая пропала, специальных хранилищ-то ни у кого не было – на миллионы потерь! Многие по весне отказались свеклу сеять. А я рискнул. Правда, поменьше, чем обычно, вместо 300 гектаров всего 100, но посеял. Что-то подсказывает мне: при резком сокращении объемов производства старые запасы со складов подрастрясут и снова спрос на сырье появится, да и цена должна быть неплохая. Осень покажет, прав ли был.
С кукурузой тоже все непросто. Как не подгадывай со сроками посева, уборки – все равно влажность зерна до нормы не дотягивает. А это главный качественный показатель. Пришлось собственную сушилку ставить. Удовольствие это недешевое, да и газ подтянуть к ней немало денег стоило. Не одним урожаем окупать придется. Это затраты на перспективу. Так ведь и во всей нашей работе не одним днем жить приходится. Зато теперь и со сбытом проблем нет, и цена на качественное зерно другая.
В зерновом производстве предпочтение озимой пшенице. На озимых полях всегда хороший урожай родится. С ячменем, без которого в севообороте не обойтись, сложнее. Год на год не приходится. А на качественную пшеницу спрос всегда стабильный. Основные затраты на семена и удобрения. Без них любая самая передовая технология – пустой звук. Из семян фермер Поленов приобретает отечественные районированные сорта: давно зарекомендовавшую себя по устойчивости к недостатку влаги «Безостую 100», из новых сортов «Гром» и другие на пробу, что ученые селекционеры предлагают. Из удобрений в последние годы предпочтение отдает ЖКУ – лучше усваиваются, больший эффект дают. Недешево, конечно, но если с умом подходить… Приобрел специальные емкости для хранения. Покупать старается в межсезонье – цена гораздо ниже. Теперь вот надо новый распрыскиватель покупать. Вот только решить надо: то ли из собственных оборотных средств приобретать, то ли кредит в банке брать.
Работать на перспективу, всегда и во всем – вот суть настоящего хозяина. Те, кто в начале 90-х решил заняться фермерством в расчете на быстрые доходы и скорое богатство давно уже выпали из обоймы. Остались только те, кто каждую заработанную копейку вкладывал в будущие успехи, самые терпеливые и настырные, зубами выгрызающие собственную нишу на вороватом и нагловатом российском рынке сельхозпродукции.
Этим и отличается современный хозяин земли от колхозов и совхозов, те работали на вал, по принципу:– свалил все в государственные закрома – и голова не боли, а фермеру все время приходится думать и считать. И в первую очередь, считать, во что обойдется посеять, во что убрать, и по какой цене продать, да так, чтобы не обманули, вовремя заплатили. А потом думать, во что вырученное вложить? Тот, кто поднимал землю ушатанной еще при «совке» техникой, заправленной самопальной солярой, очень хорошо знает цену сегодняшних своих успехов.
Чем сегодня может гордиться Поленов? Прежде всего, своим техническим парком. На машинном дворе два трактора «Джон Дир», «Кейс», целая линейка тракторов белорусского производства для посева и обработки пропашных культур, из комбайнов – два, производства Ростсельмаш, «АКРОСа», которые по производительности мало в чем импортным уступают, полный набор современных посевных и обрабатывающих комплексов.
Это ли не настоящее богатство? Правда, до сих пор иногда в пот бросает, когда вспоминается во что каждый «иностранец» обошелся. И чего стоило с «Россельхозбанком» за кредиты на их покупку рассчитаться. Но и спрос с этой техники особый. Александр Евгеньевич старается строить свою работу в поле так, чтобы высокопроизводительные тракторы работали с полной нагрузкой без простоев. Благо она к этому отлично приспособлена. Если, к примеру, на «Джон Дире» поменять обычные колеса на узкие его можно использовать в сцепе со свеклоуборочным комбайном. Самоходный-то немереных денег стоит, да и ни к чему такой комбайн при небольших площадях уборки.
И еще раз о перспективах. В земледелии Поленов достиг пика своего развития. Приращивать пашню нечем – в округе не осталось практически ни клочка земли пригодной для обработки. Если наращивать производство, его прибыльность, то только за счет повышения урожайности, качества продукции, осваивания новых культур. Но ведь есть в хозяйстве и пастбищные угодья, сенокосы. Так пришло решение заняться еще и животноводством.
Три года назад выиграл Александр Евгеньевич грант на создание фермы по разведению мясного крупного рогатого скота. Закупил нетелей абердинской породы, отстроил помещения. Сейчас у него на ферме 270 голов коров, бычков на откорме, молодняка. Телочек продает на племя таким же фермерам, занимающимся мясным скотоводством, бычков ставит на интенсивный откорм, частично подкупает молодняк на стороне.
Дело идет неплохо – за полтора года бычки набирают в весе до 450 килограммов и выше. Такой скот хорошо покупают мясопереработчики, дают за него хорошую цену. Отечественная говядина пользуется сегодня повышенным спросом. За счет собственного молодняка укрепляет и маточное стадо.
– Сейчас главная забота – корма, рассказывает Александр. – Сочные на откорме не даю, только сено и зернофураж, соломы вволю. Лугового сена недостаточно, приходится вносить коррективы в привычные севообороты. Те площади, которые прежде оставлял под пар, приходится по весне засевать зерновыми в смеси с горохом. В конце мая – начале июня эту «зеленку» косим на сено. После поля дискуем и по осени засеваем озимыми. Ввел в севооборот и овес – он необходим в рационе самых маленьких телят, которые вместе с маточным стадом большую часть времени проводят на выпасах.
– Руководство области и района старается поддерживать желание крестьянских фермерских хозяйств, прежде занимающихся исключительно растениеводством, диверсифицировать свое производство, осваивать различные направления в животноводстве, – рассказывает специалист Воробьевской районной администрации Николай Дудченко. – Некоторые фермеры уже сегодня, благодаря грантовой поддержке со стороны государства, создали на базе своих предприятий вполне успешные фермы по производству животноводческой продукции. КФХ Александра Поленова, освоившее откорм крупного рогатого скота – один из таких примеров.
Полученный грант дал фермеру возможность наладить работу нового производства. Причитаются ему и субсидии из федерального и областного бюджетов. Они делятся на две основные категории: компенсирующие и стимулирующие. Первые частично компенсируют затраты на содержание мясного скота и, в первую очередь, маточного поголовья (коров и нетелей), вторые поддерживают фермера в деле формирования высокопродуктивного маточного стада. Если оно насчитывает более 50 голов, хозяйство получает за каждую от 7,3 до 8,5 тысячи рублей в год. Думаю, это неплохая прибавка в доходные статьи фермерского бюджета.
…Пожалуй, самое трудное в судьбе любого из нас – найти по жизни свою, только тебе предназначенную дорогу. Фермеру Александру Поленову из Новотолучеево это удалось в полной мере. Не в этом ли настоящее человеческое счастье?
Подготовил Вячеслав Айвазов f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.