Подписаться на новые статьи
Воробьевские фермеры  выбирают животноводство
01 декабря 2020

Воробьевские фермеры выбирают животноводство

Воробьевский район располагается в юго-восточной части Воронежской области, на Калачеевской возвышенности, которая представляет собой возвышенную равнину с долинно-балочной и овражной сетью. Район сельскохозяйственный, и, несмотря на сложный рельеф, растениеводство занимает в его экономике не менее 75% от общей массы товарной продукции. По информации сайта районной администрации, за последние пять лет район стабильно получает более 100 тысяч тонн валового сбора зерна. Также стабильно выдерживается посевной клин сахарной свеклы – более 6300 гектаров – 10-й показатель в абсолютных величинах среди всех районов области и 8,5 % структуры пашни района. Посевы подсолнечника занимают уже менее 13 %, а посевной клин сои и нута составляет 6 тысяч гектаров, или 8 % структуры посевов.

Но в последнее время фермерские хозяйства района начинают активно заниматься животноводством. Этому способствуют меры государственной поддержки по программам «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм», грантами по этим программам воспользовались уже более тридцати хозяйств. Фермерские животноводческие хозяйства по темпу развития и наращивания поголовья не отстают от крупных предприятий и холдингов. Доля фермерского КРС составляет 44 % от общего поголовья, и 100 % 
поголовья овец и птицы.


Если с другом вышел в путь
Заведующий адвокатской конторой Игорь Свиридов с детства помогал родителям выращивать бычков на личном подворье. По сельским меркам хозяйство было большим, несколько коров, по восемь-десять бычков на откорме. Трудились Свиридовы много, но и прок был, жили хорошо, бросить все ни желания, ни причин не было. Наоборот, когда из районной администрации поступило предложение создать КФХ и участвовать в программе «Начинающий фермер», Свиридовы согласились. Опыт есть, начальное поголовье есть, настрой на развитие есть, сын-юрист есть – с документами проблем, которых так опасаются все фермеры, быть не должно.
– Крестьянско-фермерское хозяйство мы открыли три года назад, – рассказывает Игорь Николаевич. – Зарегистрировали его на мою маму, Светлану Ивановну. Я везде с ней ходил, помогал во всем разобраться. Мы составили бизнес-план и подали заявку на грант. На конкурсной комиссии тоже были вместе, вопросы задавали и мне, и ей, понимали, что работать будем всей семьей, а не только Светлана Ивановна. Были и сомнения, но подумали, еще раз все просчитали, обсудили и решили, что для тех, кто действительно хочет работать и развиваться, это хорошая программа. Главное приготовиться к тому, что пять лет только надо только вкладывать в ферму и деньги, и силы. Нам дали полтора миллиона рублей, на которые мы купили восемнадцать коров и пресс-подборщик. Конечно, для запуска работы полноценной фермы и финансов не так много, и поголовье, с учетом и грантовых коров, и собственных, небольшое. При этом затраты на содержание по многим позициям схожи с затратами, которое несет хозяйство с поголовьем существенно больше нашего: пастуху надо платить столько же, пасет он одинаковое время, что десять коров, что пятьдесят, налоги такие же платить надо, затраты на электроэнергию особо не отличаются, а производство продукции меньше. Не так все легко оказалось. Мы искали решение минимизировать затраты, чтобы и при небольшом поголовье можно было бы развиваться активно.
Жизнь сама подкинула идею. Друг Свиридова – Александр Чекмарев, тоже решил стать фермером и заняться животноводством. Обратился за советом, за помощью в составлении бизнес-плана. И уже на этом этапе решили, а почему бы не объединить усилия и работать вместе? Фермеры пришли в районную администрацию, поговорили с начальником отдела программ и развития сельской территории Мозговым Алексеем Николаевичем. Рассказали о своих намерениях, о видимых перспективах, о совместной работе и планах в дальнейшем создать кооператив. Алексей Николаевич идею одобрил. Поддержал, разъяснил некоторые, оставленные без внимания ребятами, но важные моменты.
Грант Чекмарев получил, два с половиной миллиона рублей, купил поголовье, оформил землю. Выпас и сенокос Чекмарев и Свиридовы объединили, работать с поголовьем стало удобнее. На зарплату пастуху, например, каждое хозяйство теперь тратило меньше, при этом для работника заработок не упал ни на копейку. Построили базы, небольшой склад, огородили территорию, провели воду.


Самый, скажем, болезненный вопрос для молодых фермеров – земельный. Если коротко, свободной земли для начинающих фермеров нет. Или, скорее, почти нет. Тут уже важны собственные юридические знания и поддержка администрации. Землю приходилось «добывать» буквально по клочкам. Благо крупные растениеводческие хозяйства участками по пять-семь гектаров, да к тому же расположенными на неудобьях, в оврагах и на склонах, не интересовались. А для животноводов и такие земли в дело пойдут.
– Вместе с администрацией мы собрали документы на оформление ранее неучтенной земли, ставили ее на кадастровый учет, участвовали в торгах. Так удалось взять в аренду около двадцати гектаров. Когда Чекмарев стал фермером, тоже занялся этим вопросом и на торгах выиграл несколько десятков гектаров земли. Совместно вышло достаточно для ведения небольшого, до ста голов, хозяйства. Сегодня у нас сто гектаров пашни и семьдесят гектаров пастбищ. Увеличить размер пахотных земель уже нереально – даже самый маленькие кусочки уже все оформлены и получены, а вот с пастбищами перспектива еще есть. Пастбищными землями распоряжается департамент земельных отношений, и перекупщики земли стараются туда не лезть, да и пастбища им не нужны. На них не заработаешь.
Чем мешают приезжие «покупатели» и «арендаторы» местным фермерам? Как рассказал Игорь Николаевич, их участие в торгах – это просто быстрый заработок денег. Самый простой способ – предложить фермеру за определенное вознаграждение выйти на торги без конкурентов: фермер платит и «перекупщик» снимается с торгов, давая фермеру возможность получение земли по заявленной на торгах начальной цене. Второй способ начинает работать при несговорчивости фермера. На торгах цена поднимается, фермер проигрывает, понимая, что не потянет такую сумму, а новый арендатор, выждав время, сдает землю в субаренду, может, даже, тому же фермеру, который от безысходности соглашается. Поэтому многие фермеры, зная об этом, соглашаются на первое предложение, иначе себе дороже выйдет. Но со Свиридовым такой фокус не вышел.
– Наш первый участок, семнадцать гектаров, выигранный на торгах, обошелся в три раза дороже начальной цены, – делится с нами Игорь Николаевич. – Почему так вышло? На предложение заплатить денег за снятие с торгов лишних участников я отказался, и на торгах цена участка в пятьдесят четыре тысячи рублей разогналась до ста пятидесяти, но мы выиграли. Или надоело уже «конкурентам» торговаться, или небогатые были и неопытные еще. Нам деваться было некуда, КФХ оформлено, грант получен, коров кормить надо. А земля – это сено, солома, зерно – свои, без переплат. Нет земли – покупай корма, а это для меня означает бессмысленность работы. Покупные корма это нулевая, в лучшем случае, рентабельность, а то и в минус уйдешь. Почему мы сознательно пошли на дорогую аренду? Есть возможность через несколько лет при добросовестном использовании получить эту землю в собственность. Поэтому будем обрабатывать, вкладывать, в минус земля нас не уведет, зато потом будет легче. Где более-менее ровные участки мы посеяли зерновые, на неровностях – люцерну, она дает хороший урожай. На следующий год хотим сеять кукурузу, она пойдет и на зерно, и на силос. Будем кормить коров, хотя они у нас и на ячмене неплохо растут.
Поголовье у Свиридовых и Чекмарева товарное, к племенному разведению не стремятся, главное, чтобы продуктивность была хорошая. В основном в стаде симменталы с примесью других мясных пород – герефордов, лимузинов, аббердин-ангусов, шевроле. Всех животных покупали в одном хозяйстве, которое и занимается селекционными экспериментами. Главное для фермеров, что все животные приезжают здоровые, с прививками и на 100% стельные. Покупать телок случного возраста Свиридов и Чекмарев не рискуют, корова с уже почти готовым теленком надежнее.
– Зачем искать где-то коров, если тут все устраивает? – показывает стадо Свиридов. – И выбор есть, и проверено уже все. Отелы идут, поголовье растет. Разномастное пока, да, но зато есть возможность посмотреть, какие варианты лучше. Когда начнем ремонтировать стадо, будем больше уделять внимание этому вопросу. Пока у нас естественное осеменение, по этому году результат 95%, но мы прокалываем животных стимулирующими препаратами. Стараемся, чтобы общий отел проходил за полтора месяца, март-апрель, чтобы к траве стадо уже вышло на выпас. Приятно удивляет качество бычков. Кажется, маленький, а сдаешь на мясо и неожиданность – выход мяса высокий, плотность большая. Хотя мы и сдали пока всего несколько бычков, но результат виден. А помню, привезешь домашнего быка на бойню, огромного, а мяса оказывается мало, даже до нормы не дотягивает.
Работают фермеры слаженно. Свиридов больше занимается экономическими и юридическими вопросами, работает с документами, сопровождает договоры, представляет хозяйства в инстанциях и ведомствах. Чекмарев больше времени проводит на ферме, здесь он незаменим, знает какие прививки и когда делать, какой рацион нужен, как проходит отел. Настолько внимательно относится к поголовью, даже не посмотрев в записи, сразу ответит, какая корова и какого теленка родила.
А в этом году у друзей появился еще один коллега. Ольга Чекмарева, глядя на успехи мужа, также стала фермером. И тоже приняла участие в конкурсе на получение господдержки в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка», где из шести участников грант получили только двое, и одна из них – Ольга. Сумма гранта составила четыре миллиона девятьсот девяносто пять тысяч рублей. Существенная сумма для начинающего фермера. Деньги еще не освоены, но по бизнес-плану пойдут на приобретение поголовья, техники, обустройство фермы.
– Когда мы все пройдем отчетные периоды по полученным грантам, – рассказывает о планах Игорь Свиридов, – будем создавать кооператив. Мы, в общем-то, и сейчас небольшой кооператив. Все делаем вместе. Если бы мы, Свиридовы, работали одним своим трактором, то ничего бы не успевали. А вот уже тремя тракторами работа будет ладиться. Но купить еще два трактора мы не можем. Но трактор есть у Александра, и трактор купит Ольга. Один трактор с косилкой, другой с граблями, третий с прессом. Так вся работа по сенозаготовке пойдет быстрее. А там и на четвертый трактор заработаем, сено возить. Кстати, есть опыт продуктивного взаимодействия с местным совхозом. Мы помогаем с покосом, даем в работу племенных быков, а совхоз расплачивается силосом, помогает в других вопросах. Это еще один плюс к принятию решения о создании кооператива.


Сейчас фермеры ведут переговоры о покупке части старой совхозной фермы. Здания там заброшенные, их постепенно разбирают на дрова, на кирпич, и скоро все может рухнуть окончательно. Но пока еще можно все отремонтировать и оборудовать современный коровник. Проблема в том, что земля, на которой стоят руины, государственная, и вопрос по ее аренде или покупке просто не решается. Чтобы достучаться до соответствующих компетентных властных органов придется немало, в прямом смысле, бегать, собирать документы, ждать, проходить одни и те же инстанции по несколько раз. Но Свиридовы и Чекмаревы настроены оптимистично.
– У нас нет такой цели, чтобы отработать пять лет, отчитаться, продать все и бросить работу. Фермерство мы теперь видим как дело всей жизни. Большие миллионы, понимаем, не заработаем. Но это все затягивает, это интересно. Мы нацелены на работу, по-другому уже никак.

Просмотров : 1137
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.