Подписаться на новые статьи
Ольга и Олег Михины: «Мы не боимся конкуренции с крупными предприятиями»
14 декабря 2020

Ольга и Олег Михины: «Мы не боимся конкуренции с крупными предприятиями»

Треть территории Нидерландов, страны, которая является одним из мировых лидеров по производству овощей, отвоевана у моря. В России земли много, с морем за сушу никто не воюет. Но чтобы построить успешное тепличное хозяйство, супругам Михиным из Мичуринска за каждый клочок земли пришлось бороться с болотом и свалкой.

У Ольги и Олега Михиных на окраине Мичуринска был дом с небольшим участком, всего четыре сотки. Но эта земля всегда выручала супругов в трудное время. Несколько грядок зелени и парник для ранней редиски – урожая хватало и для семьи и для реализации на местном рынке. Но когда пришлось совсем тяжело, и вопрос о том, как жить дальше уже не просто острил, а резал, как лезвие, Михины решили заняться тем, чем занимались много лет – выращиванием овощей. Сегодня на ферму к Михиным за знаниями и опытом приезжают начинающие овощеводы, здесь проводятся семинары и научные мероприятия. Первые теплицы подарены школе, а на полученный грант поставлены новые, современные и просторные.


– Будем строить теплицы для овощей и для выращивания клубники по технологии Фриго, – показывает нам свои угодья Олег Михин. – Рядом с нами есть свободные семь гектаров земли, требующие восстановления. Когда-то там выращивали кукурузу, подсолнечник. Сейчас земля принадлежит городу, но сохранила статус сельскохозяйственной. Там устроили свалку, нужно убирать.
Опыт у нас есть. Здесь тоже была свалка и вечно залитая гнилой водой низина. Я привез сто КАМАЗов земли и лично перетаскал сюда, продвигаясь на полтора метра в год. Купил трубы, сделал дренаж, расчистил свалку. Вывозил мусор, а он появлялся снова, люди привыкли просто выбрасывать сюда мусор – бытовой, строительный. Многие даже возмущались тем, что их лишили возможности бесконтрольно выкидывать все в любимое место. Также и на новом участке, на котором хотим работать. Там несколько гектаров бывшего совхозного поля укрыто сплошным мусорным покровом.
Здесь планируем выращивать клубнику в высоких тоннелях. По сути это огромная теплица, укрывающая огромный участок поля. Технология затратная, но не сложная, будет как в Голландии, где ягоды уже почти не выращивают в открытом грунте. Возили почву на анализ – нейтральная, а клубника любит кислую, но это не критично, землю будем завозить обязательно.


Чтобы осуществить этот проект, Ольга Михина приняла участие в конкурсе «Агростартап». Грамотный бизнес-план и устойчивый спрос на ягодную продукцию помогли выиграть конкурс, и теперь проект по выращиванию клубники не только в планах – это уже реальная работа по его реализации. На средства гранта окупается мотоблок, трактор, фреза, все, что нужно для расчистки поля от зарослей и мусора. Это не первый опыт Михиных развития хозяйства на средства господдержки.
– Несколько лет назад в новостях мелькнула информация о новой программе поддержки фермеров, но там речь шла о начинающих фермерах, планирующих заниматься животноводством, – делится с нами Ольга Николаевна. – Стали узнавать, оказалось, что проекты тепличных хозяйств очень приветствуются, мы рискнули и получили полтора миллиона. Но сегодня мы пришли к решению, что для наших задач в хозяйстве существующих теплиц достаточно, поэтому развиваться решили не в сторону увеличения объема тепличных овощей, а в сторону расширения ассортимента, для этого и нужно поле, где будем выращивать ягоду.


Сегодня на пятидесяти сотках у Михиных растут томаты, огурцы, свекла, капуста, редис. Фермеры применяют интенсивную технологию выращивания, используют каждый сантиметр земли – в междурядье овощей растет рассада однолетних цветов, около полусотни видов и сортов. Это еще одно направление деятельности небольшого хозяйства, которое, тем не менее, выигрывает тендеры на озеленение поселений и предприятий у крупных компаний.
– Цветов реализуем много, – Олег Николаевич рассказывает о выигранных тендерах. – Озеленяем Мичуринск, Тамбов, есть заказ на озеленение территории Липецкого МЧС. Что сажать, какие семена купить – ориентируемся по условиям заказа. Цветов реализуем много, только в Мичуринске высадили двадцать восемь тысяч корней. В следующем году высадим не менее ста тысяч корней однолетников. Самые востребованные: петуния, бархатцы, бегония, герань, но у нас ассортимент очень большой. Несколько лет у нас не было конкурентов, потому что мы предлагали низкие цены, но в этом крупная питерская компания, у которой полный цикл производства от семян до готового растения, обошла нас в тендере на озеленение Уварово.
– Мы просто были не готовы к появлению конкурента, – дополняет мужа Ольга Николаевна, – но сейчас мы готовы соперничать с любой крупной компанией и предлагать более выгодные условия заказчику в плане цены. Многие думают, что только крупные игроки могут себе позволить демпинговать цены. А я считаю, наоборот. У них затрат и потерь больше. Там целый штат «непроизводителей» – бухгалтеров, экономистов, охранников, зарплата которых также заложена в стоимость продукции. У них потери больше от нереализованного товара, целые теплицы цветов остаются, уже пора новые сеять, а эти целыми грузовиками выкидывают. Мы заранее просчитываем, что и сколько нужно.


У нас всего девять человек работают на озеленении, мы управляемся со всеми заказами, от рассады до высадки на клумбу. Вода, удобрения – все рассчитано, на ветер ничего не улетает. Затрат меньше – цены ниже. Думаю, к следующим торгам мы будем выходить с более конкурентоспособным предложением, озвучим цену, ниже которой никто не сможет предложить.
– С одной нашей теплицы мы получаем около миллиона рублей, – продолжает Олег Николаевич, – триста пятьдесят тысяч приносят помидоры и шестьсот пятьдесят тысяч – это цветочные тендеры. А еще редис, но я прибыль от него рассматриваю, как покрытие расходов на отопление.
В январе начинаю прогревать теплицы, затем сеем редис, после него сажаем томаты, между грядками ставим кассеты с цветочной рассадой. Цветы реализуем, а томаты плодоносят до ноября. С одного квадратного метра получаем около двадцати шести килограммов, с теплицы выходит несколько тонн. Сорт Грифон, ранний, крупный, растет выше троса, перекидываем. В этом году от обилия плодов тросы не выдерживали, обрывались. Редиску – Селеста, в наших условиях этот сорт показал себя лучше всех. Огурец сорта Герман, с толстой кожурой, для засолки. Капуста Агрессор, от этого сорта я в восторге. Это неприхотливый сорт, нетребовательный к почве, выдерживает перепады температур, подходит для любого вида блюд и засолки.
Теплицы у Михиных высокие, фермеры считают, что большой объем воздуха и проветривание – это важные условия для выращивания тепличных овощей наряду со светом, теплом, поливом. Во все теплицы ежегодно завозится торф, для рассады используется биогумус, в почву вносятся удобрения. Полив капельный, вода поступает из магистрального водопровода. Почти готовы к подключению емкости для фертигации, раствор удобрений будет подаваться через «капельку» вместе с поливом. Для отопления установлены газовые котлы, которые подают горячую воду в трубы.
Шпалеры – металлические тросы, несмотря на минусы (вес, ржавчина), Михины считают их лучшим решением, чем недолговечные текстильные шпагаты. За тросы Олег Николаевич заплатил пятьдесят тысяч рублей и утверждает, что этого ему хватит на весь период деятельности, а шпагат нужно закупать каждый год.

Теплицы Олег Михин собирал собственными руками, каждая обошлась примерно в двести тысяч рублей:
– Все просто делается, времени зимой много, тогда и собираю. Покрыты теплицы двумя слоями пленки, которая укреплена специальным обработанным не режущим профилем с зигзагообразными рейками и пружинами, надежно, герметично и в эксплуатации выходит не хуже поликарбоната. Все люблю делать руками, даже пропалываю вручную. Кстати при работе с торфом руки всегда остаются чистыми. На самом деле построить теплицы – это даже не половина дела, это – только начало. Главное, видеть перспективу, понимать, что ты делаешь, чувствовать, как меняется ситуация. Например, мы всегда выходили в плюс, а в этом году даже прогнозировать не могли, чем закончится год – подвела погода. То открытый грунт попал под весенний буран и мороз, то ливнем залило томаты.
– Затопило нас третьего июня, – вспоминает неприятности Ольга Михина, – вода в теплицах стояла по колено, а уже помидоры висели. Кислород перестал поступать к корням, растения начали гибнуть. Я отправляла фотографии профессору в Белгород для консультации, обсудили ситуацию, большую часть растений спасли, но двадцать процентов все же погибло. Но успели начать раннюю реализацию по хорошим ценам, первые помидоры продавали по сто тридцать рублей. А 19 мая град побил рассаду в открытом грунте, это четыре тысячи корней, тоже были потери. Аномальный год, я такого не припомню. Когда замерзли томаты, я позвонила нашему покупателю, рассказала, что если растения не восстановим, не сможем обеспечить договоренности. Предложила решение – мы успеваем высадить на этой площади огурцы, будущий урожай в сорок тонн сможем реализовать только вам, на городские рынки такой объем не нужен. Обсудили, директор нам назвал нужный сорт, пригодный для консервации, и мы огурец этот посадили, зная, что все будет реализовано. Посадить можно все, реализуешь ли урожай, вот в чем вопрос.
Много лет Михины сотрудничают с ООО «Экспериментальный центр «М-КОНС-1». Предприятию пятьдесят лет, еще в советское время экспериментальный консервный завод создавался для разработки прогрессивных технологий производства новых видов плодоовощной продукции. Основной принцип предприятия – производство здоровой, экологически чистой продукции, поэтому завод охотно сотрудничает с фермерами и небольшими компаниями, заботящимися о качестве производимых овощей, такими, как Олег и Ольга Михины. Помимо обговоренного контрактом объема, завод с удовольствием забирает у фермеров излишки продукции, нереализованные на рынке. Одним из условий сотрудничества является обязательная сертификация всех овощей, которую обязаны оформлять все производители, сотрудничающие с предприятием. Завод производит консервы, в том числе для питания космонавтов, и подвести покорителей космоса поставкой сомнительной еды просто не в праве.


– Мы все требования понимаем, хотя раньше ворчали, что работаем давно, зачем каждый раз проверять, это же дополнительные траты для нас, – рассуждает Олег Михин. – Со временем поняли, что все делается правильно. Люди сами работают по-честному и требуют честности от других. Сертифицируем продукцию в Тамбове, делаем анализ на отсутствие тяжелых металлов, пестицидов. Стоит сертификация партии овощей три тысячи рублей. Если сдаешь две тонны, то ударяет по карману, а если двадцать тонн разом, то и не чувствуешь этой нагрузки.
Работать по правилам завода несложно. Предприятие доверяет нам, готово выделить свои поля для выращивания продукции, так как им нужно сто тонн огурцов в год, мы столько сейчас не производим. Поэтому овощи для консервации – огурцы, томаты, морковь – закупаются в Волгограде. А руководство предприятия стремится к позиционированию своей продукции как полностью тамбовской, поэтому ищет возможности производить консервы только из овощей местных производителей.
Чтобы иметь дополнительный доход, Михины открыли павильон на местном рынке, в котором реализуют семена и агрохимию. Павильон помог поддержать хозяйство на первых порах, и удачное дело решили не бросать. Благодаря павильону фермеры сами в курсе всех новинок от производителей семян и препаратов, имеют возможность мониторить рынок на предмет интереса покупателя к тому или иному сорту. 
– Мы обрабатываем растения от вредителей, но строго по нормам и инструкциям, – утверждает Ольга Михина. – Без этого сложно. В прошлом году заметила на томатах бабочек, особого значения не предала, а потом смотрю – помидоры червивые, пятую часть плодов пришлось выкинуть. Оказалось, что это томатная совка и надо было обработать всходы еще по холоду. Это приемлемо. А вот когда нас залило, и кто-то советовал применить химию для спасения растений, мы не решились. Уже висели плоды, и вредные вещества могли в них остаться и попасть на стол к потребителю, так делать нельзя. Пусть мы потеряли часть урожая, но зато смогли сохранить его чистоту и качество. Часто вижу покупателей препаратов для обработки огурцов, например, вывод которых из растения не ниже трех недель. Вчера купили, сегодня обработали, а завтра уже с продукцией на рынок выходят. Ну как так можно? Если уж бабушки так поступают, что говорить о крупных холдингах, которые своих покупателей в глаза не видят и не думают об их здоровье.
– Мы сами свою продукцию едим, – поддерживает супругу Олег Михин, – детей своих кормим, покупателей на рынке своих знаем. Обмануть их доверие можно один, два раза. А потом? Собственная совесть не стоит мешка огурцов. Продашь гадость, потеряешь и себя, и бизнес. Нас, конечно, нельзя назвать экофермой, но продукция наша чистая, качественная. Если препарат безопасный и имеет необходимый срок вывода, почему бы не применить его в экстренной ситуации? Главное, мы гарантируем, что четко соблюдаем все рекомендации науки и производителей.


В весенние карантинные ограничения Михиным удалось отстоять свой павильон на рынке и продолжить работу. Олег Николаевич убедил ответственных лиц, что семена – необходимый товар в это нелегкое время. Закрыть павильон, значит лишить многих огородников возможности получить урожай в этом году. В том же Мичуринске, где большой процент частной жилой застройки с приусадебными участками, многие продолжают выращивать овощи сами, для себя, для семьи. К тому же на мичуринский рынок приезжают покупатели и из окрестных деревень, их тоже нельзя оставлять без посевного материала, удобрений и необходимых инструментов. Пандемия еще раз убедила супругов в правильно выбранном дополнительном бизнесе. Поговорка про яйца и корзину в этом случае сработала – павильон продолжил работу.
Сегодня готов к открытию второй павильон, где помимо основного, уже устоявшегося ассортимента, будут реализовываться корма для собак. Михины – владельцы питомника китайской линии тибетского мастифа. Так что в кормах тоже разбираются, и это направление деятельности им хорошо знакомо.
– Мы хотим убедить людей не кормить своих любимцев кормами сомнительного качества, вредными, поэтому будем продавать и пропагандировать только высококачественные корма, – озвучивает свою позицию Ольга Михина.
Дел у Михиных много: ферма, рынок, тендеры, внуки… Достроить дом не доходят руки, главное, чтобы в работе все было доделано, достроено, доведено до ума. Фермеры не от пустого хвастовства считают свое хозяйство успешным, это подтверждают и покупатели, голосующие рублем за их овощи, и партнеры, предлагающие выгодные контракты, и администрация, которая проводит в хозяйстве показательные и обучающие мероприятия.
– Мы живем этим, по-другому уже не можем, – улыбается нам Олег Николаевич. – Наш бизнес – это не только деньги. Когда все в работе отлажено, и ты уверен, что деньги будут, появляется в деле какое-то сумасшествие. Хочется делать лучше, больше, хочется пробовать новое, еще и еще раз идти по пути проб и ошибок, чтобы в конце увидеть результат – не зря трудился. Поэтому и ищем для себя новые направления. Получилось с овощами – отлично, будем еще и ягоду растить, павильон себя показал – ставим еще один, выиграли тендер в Тамбове – подаем заявки в другие регионы.
– Думаем над каждой мелочью, ничего наобум не делаем, – дополняет мужа Ольга Николаевна. – Чтобы я сделала ставку на непроверенный разрекламированный сорт – никогда, сажаю только то, в чем уверена, а новинки для экспериментов. Будет результат два-три года, можем уже ввести сорт в производство. Сейчас рядом с нами строят большой тепличный комплекс, многие предрекают нам тяжелые времена, говорят, что комбинат нас задавит. Мы не боимся конкуренции, у нас своя ниша в бизнесе, мы адаптировались под любые ситуации, и здесь я не вижу проблем. Мы давно работаем в жесткой конкуренции, не боимся трудностей и, я уверена, не пропадем.

Наша справка
При использовании высоких тоннелей сорт может выращиваться дольше своего вегетативного срока, регулируется и срок получения урожая – можно начать сбор раньше или позднее, увеличивается урожайность. Из-за того, что на ягоды не попадают осадки, увеличивается срок хранения. При этом размер плодов получается достаточно крупный, а поставки и качество стабильными.

Евгений Симонов
Людмила Черноносова    f

Просмотров : 1459
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.