Подписаться на новые статьи
Алексей Усенков: «Фермеру нужен агроном!»
16 декабря 2020

Алексей Усенков: «Фермеру нужен агроном!»

Хозяйство Алексея Усенкова одно из самых успешных в Ольховском районе – лидирующие позиции по валовому сбору зерновых и самая высокая урожайность (в среднем, тридцать два центнера с гектара)

Осмотрев поля с ровными крепкими всходами озимых, без прогалин и нездоровых пятен, журналисты «Фермера» приехали в хозяйство Алексея Ивановича узнать: в чем секрет качественного грамотного сева, дающего такой результат в условиях жаркого сухого лета и малоснежной зимы.
– Да какие секреты? – встречает нас Алексей Иванович. – У меня два высших образования и оба инженерные. Поэтому рядом со мной отличный агроном Виталий Сапунков. Это не только грамотный специалист, а, прежде всего, думающий агроном, применяющий на практике не какие-то закостеневшие догмы, а действующий на основе своих знаний и опыта в предлагаемых обстоятельствах, делающий то, что нужно, здесь и сейчас. Именно благодаря его советам нам удается не полагаться на «авось», а получать ожидаемые, конкретные результаты.


Первое, что следует отметить, Усенков применяет классическую двупольную систему земледелия – озимая пшеница и пары, половина на половину из пяти тысяч обрабатываемых в хозяйстве гектаров земли. Эта технология, считает фермер, наиболее выгодная на каштановых и светло-каштановых почвах сухостепной зоны Волгоградской области и делает экономику хозяйства более устойчивой к погодным и финансовым колебаниям.
– Во-первых, главная проблема нашей зоны земледелия – недостаток осадков, – объясняет свой выбор в пользу двуполья Алексей Иванович, – со всеми остальными проблемами более-менее справляться научились. А вот из-за отсутствия влаги приходится отказываться от яровых культур, подсолнечника. Погода нестабильная, не угадаешь, когда будут дожди, когда жара, а надеяться на «авось» я не привык, действовать наугад не мой принцип. В этом году соседи посеяли яровой ячмень, весна выдалась холодной, посевы длительно болели, а потом пошла жара и надежда на урожай пропала совсем. С рожью также – не угадаешь ни с урожаем, ни со спросом. Бывало, конечно, что рожь обгоняла по стоимости пшеницу, но такие годы можно пересчитать по пальцам одной руки. Бывает и ячмень в цене, но в этом году он дешевле пшеницы. Озимка – это стабильность, поэтому теперь работаю только с ней.
– Рожь – культура с низкой рентабельностью, засоряет поля падалицей, получается потом неприглядная картина, пересортица, – присоединяется к нашей беседе Виталий Сапунков. – Как альтернативу, мы хотим попробовать другую озимую культуру – озимый ячмень. У озимого ячменя, как нам кажется, есть перспективы для этой зоны. Он сеется позже, интенсивно развивается и созревает на две недели раньше озимой пшеницы, это позволяет рационально распределить сроки сева и уборки. Я запустил эксперименты по озимому ячменю во всех основных почвенно-климатических зонах области, у моих партнеров, на демо-участках, идут испытания сортов озимой пшеницы и ячменя, которые я уже достаточно давно веду. Как представляется, на данный момент главная проблема этой культуры – перезимовка, будем смотреть, изучать. Несмотря на вроде бы очевидные плюсы, в омут, как говорится, с головой кидаться не будем. Тем более я всегда отмечаю, что у Алексея Усенкова порядок во всем, и в посевах, и в голове, и нарушать его ради непроверенных результатов он не будет. Это правильный подход. В Ольховском районе, действительно, очень сложные для земледелия условия. Но посмотрите на всходы озимых на полях Усенкова: они очень хорошие, нет пропусков, хорошее развитие растений. Это заслуга фермера, в первую очередь, я ему только помогаю. Хорошие результаты благодаря продуманной технологии ухода за парами, использованию правильных сортов.


– А в чем заключается ваш подход к обработке паров? – интересуемся у Алексея Усенкова. – Казалось бы, пары и пары, что можно с ними делать?
– Ничего особенного, – как бы поддерживает наш скептицизм фермер и рассказывает подробности своей системы работы с парами. – Мы пашем, не используем ничего другого, не занимаемся поверхностной обработкой. Пашем на глубину от двадцати до двадцати пяти сантиметров, стараемся землю переворачивать. Относимся к парам, как к живому организму. Заходим весной с боронами и потом стараемся лишний раз не заезжать, с краями аккуратно работаем, чтобы не пересушивать. Проходим обязательно по парам, когда пришло время разбить корку на почве. Следим за сорняками, с ними управляемся механически. Первую культивацию стараемся делать на глубину двенадцать сантиметров, потом сбавляем последовательно до десяти, до восьми. Культивируем практически все лето, влага все лето сохраняется отлично. Невозможно на нашей почве культивировать на глубину в пять сантиметров, и нечего потом удивляться, почему нет результата. Много полей нам досталось после длительной залежи, сплошь заросших бурьяном. Уже на пятом году вспашки сорняков практически не осталось, высокой засоренности нет.


– Какие «правильные», как отметил Виталий Леонидович, сорта сеете?
– Была Камышанка 3, в этом году посеял элиту Камышанки 4 и вторую репродукцию Камышанки 6. Сорта не новые, но мне нравятся. Я много ездил по семинарам, по опытным площадкам, наблюдал, расспрашивал. Камышанкой 4 засеял участок в двести гектаров, небольшими полосами, применяя различные приема сева и ухода. Буду экспериментировать, смотреть, как сорт себя покажет в нашей микрозоне. Потому что даже в соседних хозяйствах один и тот же сорт может вести себя по-разному, давать неожиданные результаты, а с неожиданностями я не работаю.
– Мы за годы общения с фермерами обратили внимание, что те, кто хорошо и продуктивно работает, в свое время много экспериментировали и продолжают это делать, и отличные результаты – это не стечение обстоятельств, а долгий путь, шаги по которому складываются из множества вариантов заложенных опытов.
– Чтобы ответить только на один вопрос, встающий перед фермером, надо заложить сразу несколько опытов, – говорит Виталий Сапунков. – Получаем результат по одному опыту, и тут же возникает ряд новых вопросов: что дальше? а если другие условия? а если применить другую технику? Поэтому, стараемся заложить сразу несколько опытов, чтобы сразу перекрыть ряд вопросов, получить результат за короткое время, а не растягивать на несколько лет. У Алексея Ивановича отличная работа с землей, есть хорошая техника. Перспектива развития хозяйства – новые продуктивные для этой зоны сорта и система питания растений. Камышанки – отличное решение, но есть и другие хорошие сорта, будем пробовать. Выбрали перспективные, на наш взгляд, сорта, заложили опытные участки. Одновременно на этих сортах будем испытывать эффективность минеральных удобрений, микроудобрений, их комбинации. Таким образом, будем смотреть не только сорта, но и сразу искать оптимальную технологию, чтобы сорт дал максимально возможный результат. Одно и то же опытное поле даст сразу несколько ответов – подходил ли сорт и какую технологию его выращивания применять. Это экономия времени и финансов. Если мы ошибемся на небольших участках – это не страшно. Многие сразу начинают сеять понравившийся сорт на полях, по сути, получается тот же эксперимент с еще не определенным результатом, но уже на участке в сотни гектаров, в тысячи. Это очень опасное для фермера решение. У нас же, при отрицательном результате, при ошибке, потери будут минимальными.


– Подробнее о применении удобрений в хозяйстве расскажите, что используете?
– Припосевные удобрения не используем, а вот микроэлементы при протравке семян применяем. В 2021 году, – отвечает Алексей Усенков, – будем опять использовать селитру, хотя от ее применения я отказался пять лет назад. А Виталий Леонидович убедил меня снова ее использовать, хотя бы на половине полей. На остальных буду по-прежнему применять микроудобрения. Результат по качеству и количеству увидим осенью.
– Я прокомментирую, почему уговорил Алексея Ивановича вернуть селитру. С одной стороны – это риск (о чем я говорил выше – большие площади и т.д.). Но, во-первых, применение селитры – агроприем не новый, все изучено и предсказуемо. Во-вторых, даже очень хорошие поля, как у Усенкова, не грех подкормить, дать растениям дополнительный стимул для развития – это однозначно будет прибавка в урожае. И, в-третьих, главное, запас влаги. У Усенкова на полях влага есть, сейчас на глубине от сорока-пятидесяти сантиметров до метра. А это гарантия того, что селитра сработает, даст результат. Часто при неправильных начальных условиях применения селитры можно не только не получить нужного результата, а еще и нанести вред. Не было бы влаги – вопрос применять или нет – не стоит. А мы уверенно можем сказать – результат будет.


– А экономия будет?
– Будет выше рентабельность, – уточняет Сапунков. – Речь, по большому счету, идет не об экономии, а о повышении эффективности. Дополнительный объем урожая, который она поможет получить, окупит ее сторицей. Поэтому и закладываем опыты, смотрим влагу, сводим к минимуму риски. Все сводится к повышению урожайности и высокой рентабельности, а не только к экономии.
Мы снова на поле. Ровные качественные всходы озимых опять говорят о том, что Усенков что-то делает не так как все, не так, как принято.
– А мы не сеем на ту глубину, на которую принято, на которую сеют все. Мы сеем глубже, на глубину от восьми до одиннадцати сантиметров. Все всходит нормально, развивается.
– По мнению большинства, это очень глубоко! Наверное, коллеги скептически относятся к вашему решению?
– Да, многие меня не поддерживают, крутят пальцем у виска, но мы работаем, ни на кого не оглядываемся. Поэтому я и пригласил работать вместе со мной Виталия Леонидовича, в паре с таким агрономом легче не замечать давления со стороны, смело идти своей дорогой. Мы же не просто так закапываем семена на глубину, мы применили модернизированное оборудование. Со стерневой сеялки сняли рабочие органы, и у завода-производителя заказали новые анкеры. Результат такого метода я наблюдал в соседнем хозяйстве, поэтому действовали не наобум, а, уже имея какое-то представление, что я хочу и что могу получить от эксперимента. Сеялка, которую мы получили в результате модернизации, может сеять на глубину двенадцать – пятнадцать сантиметров, а зерно всходит с глубины пяти-семи сантиметров.


– Я объясню, – заметил наше удивление Сапунков, – При севе формируется ребристая структура почвы, семена ложатся на глубину двенадцать сантиметров во влажный слой, прикаткой в конкретном месте как бы опускается поверхность поля, уплотняется, и фактическая глубина сева выходит пять-семь сантиметров. При этом семена остаются во влажном слое. В этом весь секрет. А скажи любому агроному – сев на двенадцать – пятнадцать сантиметров, да он с ума сойдет. На самом деле глубина всходов получается вполне допустимая, но при этом семена получают всю необходимую влагу, в сухую почву не ложатся. Вот поле после работы анкерной сеялкой, смотрите – хорошие посевы, ровные, растения развитые, крепкие. А рядом работала стерневая сеялка, видны пропуски, растения слабее. Представьте, если сеять на двенадцать сантиметров стерневой сеялкой, то за лапой будет ровная поверхность, семена так и останутся на глубине, а за анкером семена как бы поднимаются, эта разница в глубине всходов – целая фаза в развитии растения, очень важный момент.
– Преимущества, которые дает анкер, именно в жестких условиях земледелия, колоссальные. Я говорю о простых вариантах решения этой сложной проблемы, – уточняет Усенков. – Есть, конечно, мощные комплексы и дисковые, по ноу-тиллу, и анкерные, которые обладают таким эффектом, но я сейчас говорю о недорогом решении. В основном, в районе все используют стерневые сеялки омского производства. Что происходит при севе: лапка высушивает посевное ложе, семена лишаются той влаги, которая была изначально. Второе, что не нравится, – рассекатель. Зерно при высеве ударяется об него, поэтому что-то ложится в нижнюю уплотненную и влажную почву, а что-то отскакивает и попадает в сухую почву. В итоге мы закладываем одно количество семян на сев, а всходит меньше. Скорые дожди могут немного выправить эту ситуацию, но в основном часть зерна, в итоге, теряется. При посеве анкером всходит максимум. И, как мы наблюдаем, и сам узел кущения, и корневая система после анкера, выглядят лучше, качество сева близко к идеалу.


– Анкерная сеялка прекрасное решение для посева в сложных условиях, – добавляет Сапунков. – Анкер прорезает канавку по ширине рабочего органа, укладывает семена на глубину во влажный слой, и получается, что семена окружены влагой с трех сторон. Лапа же при севе, положив семена на влажный слой, засыпает их смешанной влажной и сухой землей одновременно, создавая тем самым худшие условия для всходов. И не зря Алексей Иванович обратил внимание на рассекатель. В одном из хозяйств, где я тоже работал, использовали рассекатели, чтобы увеличить площадь посевов, распределить семена. А потом сняли все рассекатели, потому что зерна, ударяясь об него, не укладываются в ложе, зависают, частично погибают, частично плесневеют, попадают я полувлажную среду. Анкерная сеялка исправляет эту ситуацию. Но обязательно нужна предпосевная культивация.
Вообще нужно с сожалением констатировать, что фермеры, если так можно выразиться, расслабились, четыре года была отличная погода, говорят, пары не нужны, можно и не соблюдать годами отработанную технологию, если же пар все же используют. А теперь, глядя на всходы озимых, мягко говоря, не испытывают радости. Была же в этом году возможность посеять, пусть не на двенадцать сантиметров, а немного глубже, чем сеешь обычно – сделай, подстрахуй растение, пусть лежит во влажной почве. Но многие просто рискнули, посеяли всухую. Даже если сегодня минует беда, впереди еще зима и весна, сколько всего ждать, переживать. Нельзя фермеру рисковать, тем более на больших площадях.
– Виталий Леонидович, выходит, другим фермерам нужно обратить внимание на этот метод сева?
– Как я уже говорил выше, нельзя сразу все бросить и начать делать по-новому. Изучайте, экспериментируйте, делайте ставку не на то, что хорошо показало себя у других, а на то, что сработает именно в вашем хозяйстве, на ваших полях. Чем мне нравится подход к работе Алексея Ивановича? Он сначала пробует, немного. Когда увидел преимущества анкерной сеялки у других, не бросился переделывать все сеялки в хозяйстве. Взял одну, заказал детали, отработал, увидел результат именно в условиях своего, еще раз обращу внимание, хозяйства. Теперь в Омске заказал все необходимое для модернизации остальных имеющихся сеялок. Взял новый комбайн, посмотрел его в работе, потом только решил – нужен еще такой же, или нет. Это правильный, разумный подход. Это бережет не только деньги, но и нервы, что фермеру тоже очень необходимо. Очень жаль, когда ребята пробуют что-то новое нахрапом, наскоком, а потом, разочаровавшись в результатах, бросают правильный путь в самом начале, не увидев всех его плюсов. Не надо спешить – пробуйте, экспериментируйте, адаптируйте удачные решения под ваши условия. Нужны помощь, совет – я всегда открыт для совместной работы.
– Алексей Иванович, раз зашел разговор о технике, на какой работаете? Какой штат в хозяйстве?
– Постоянно у нас работают двенадцать человек. Кто-то приходит, кто-то уходит, обычное дело. Но основной коллектив сложился, держится. В прошлом году я купил трактор Бюллер 2375. Этот трактор один, в принципе, управлялся на парах, вместо работавших ранее четырех старых Кировцев. Мне машина понравилась и, для подстраховки и повышения качества обработки пара, в этом году купил такой же второй. Постепенно обновляю комбайны. Доны у меня работали с 2007 года, я тогда их купил новыми, но модель уже снимали с производства. Ростсельмаш тогда только начал выпускать Акросы. Я не взял, побоялся, что машина сырая, с недочетами, будет много хлопот. Первый Акрос купил только в 2016 году. Сегодня и я сам, и мои механизаторы видим, что комбайн достойный, для нашей местности и наших урожаев подходит отлично. Не спорю, дорогие современные машины более мощные, но зачем мне комбайн за огромные деньги, когда Акрос справится не хуже? Кому-то это действительно нужно, а меня устраивает Акрос. Достойное решение по достойной цене именно для меня. Выбирая недорогую технику, нужно учитывать и ее эффективность, что я и стараюсь делать. Акрос машина надежная, за все время эксплуатации проблем с комбайном не было.
– Алексей Иванович, и не менее важный вопрос, волнующий и каждого фермера, и всех причастных к производству сельхозпродукции. Как в этом году сложилась конъюнктура рынка, какие цены? Как ведет себя рынок в условиях рекордного урожая?
– Цены хорошие, вполне. Единственное, мы потеряли часть денег с продажей первой партии зерна. Объясняю. Продавали зерно в момент уборки, нужны были деньги, чтобы расплатиться за трактор и горючее. Продали по одиннадцать рублей. Следующую партию по тринадцать с половиной. Сегодня цена подросла, если бы придержали первую партию, получили бы несколько миллионов в плюсе. Но обстоятельства тоже надо учитывать, что нужнее в данный момент. Зато будет стимул лучше работать на следующий год, чтобы вернуть потерянное (улыбается). У нас два склада, проблем с хранением нет, цену дожидаемся спокойно, без лишних переживаний.
Интересная вышла беседа. И про сев, и про технику, и, даже, про знаменитый русский авось. Вызывает уважение, что Виталий Леонидович Сапунков при выборе методов работы, сортов и технологий, смотрит на объективные факторы, а не полагается на общепринятое мнение о ведении дел. И, безусловно, ответ на наш вопрос «нужен ли фермеру агроном?» получен. Усенков при любых условиях, не оглядываясь на сюрпризы погоды, по результатам сезона неизменно выходит в лидеры по району, да и в областном рейтинге фермеров занимает высокую строку. Смог ли бы он добиться этого без агронома?
– Подобрать сорт, выбрать «химию», удобрение, проконсультировать по болезням – во всем этом мне помогает Виталий Сапунков, один я просто бы не увидел столько интересных действенных решений, которые предлагает сейчас фермеру агрономия, – заканчивает нашу беседу таким ответом Алексей Усенков.

Если у Вас остались вопросы по 
этой статье, Вы можете их задать Виталию Сапункову по телефону +7-927-539-29-89.

Евгений Симонов
Людмила Черноносова    f

Просмотров : 1866
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.