Зависит ли от администрации района развитие фермерства?
Вполной ли мере наши фермеры пользуются всеми инструментами государственной поддержки? Кто-то получает гранты, покупает технику с возвратом части стоимости, пользуется льготными кредитами. Предприятие у такого хозяина развивается, и в сторону государства от него слышны только благодарности за подобные финансовые «толчки» развития. Но очень часто мы слышим и другие отзывы: «Какие программы, мы ничего не знаем! Гранты только для «своих»! Да мне проще забыть про субсидии, чем тратить время на сбор бумажек!»
От чего зависит возможность и желание фермера воспользоваться той или иной мерой государственной поддержки? Факторов много, но один из них – работа местных чиновников, от которых зависит, какая информация будет доступна фермеру, поддержит ли его администрация района на пути к получению гранта, не останется ли он один на один с бездушной бюрократической машиной? В Среднеахтубинском районе журналисты «Фермера» частые гости. Героями наших публикаций становились и начинающие фермеры, и труженики с многолетним опытом, развивающиеся предприятия АПК и набирающие силу сельскохозяйственные кооперативы. В районе успешно реализуются проекты животноводства и овощеводства, развивается мелиорация, активно строятся современные овощехранилища и перерабатывающие цеха. И почти каждая история успеха фермера или предприятия – пример эффективного применения средств государственной поддержки. Среднеахтубинцы активные участники программ «Семейная ферма», «Начинающий фермер», «Агростартап», программ по мелиорации и приобретению сельхозтехники, полноправные получатели всех предусмотренных для сельхозпроизводителей субсидий и компенсаций.
На этот раз наша поездка началась не с поля, не с фермы, а с кабинета комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области. Беседу мы начали с заместителем председателя комитета Любовью Александровной Шориной.
– Любовь Александровна, в прошлом году Волгоградская область собрала более миллиона тонн овощей. Какая доля в этом объеме принадлежит Среднеахтубинскому району? Какие овощные культуры выращиваются?
– Наш район всегда славился овощами. Прошлый год, хотя и был тяжелым, но мы своих позиций не потеряли – валовый сбор составил более ста тысяч тонн овощной продукции, это на два процента больше, чем в позапрошлом году. Посевные площади составили одну тысячу девятьсот шестьдесят гектаров. Наши постоянные культуры: огурцы, томаты, капуста, перец, баклажаны. Снова начали выращивать кабачки, а новое хозяйство «СП Дядя Ваня – Девелей» выращивает патиссоны для консервации. В связи с тем, что хозяйства строят современные овощехранилища, увеличены площади под культуры длительного хранения – лук, морковь. В хозяйстве Павла Чердынцева построен новый комплекс на пятнадцать тысяч тонн хранения, «Руспродукт-Заволжье» ввел в строй овощехранилище на четыре тысячи тонн овощей.
– Это все пользуется спросом? Как овощеводы сбывают свою продукцию?
– У фермеров заключены договоры с консервными заводами, большинство продукции выращивается в обговоренных договорами объемах. Многие фермеры и малые предприятия начали работать с торговыми сетями, при этом выполняют все требования – поставляемый объем, качество и товарный вид овощей, определенная фасовка, фирменная упаковка. С сетями работают, например, Елена Тупикова, Наталья Серова, ООО «Агро-Импульс».
Но с сетями удалось наладить работу не только овощеводам. Кроликоферма Николая Корнеева увеличила производство мяса до двухсот сорока тонн в год и поставляет свою продукцию не только в торговые сети области, но и в другие регионы. Спросом у покупателей пользуется не только мясо кролика, но и субпродукты – сердечки, печень.
Производители молока, в основном, сдают свою продукцию кооперативам, которые поставляют молоко на молсыркомбинат в город Волжский, часть поставляется на частную сыроварню в поселок Киляковка. Комбинат закупает молоко по цене двадцать один рубль, а молоко большой жирности, которое поставляет ферма Александра Соловьева, по двадцать пять рублей. Сыроварня принимает молоко по двадцать восемь рублей. Сбыт молока на комбинат попадает под компенсационную программу – субсидия составляет четыре-пять рублей за каждый сданный литр молока.
– Если мы коснулись животноводства, то есть ли в районе фермы, построенные «с нуля»? Кто-то начал работать с помощью господдержки, получил грант?
– Наш район с 2014 года участвует в программах государственной подЛюбовь Александровна Шорина держки АПК. За это время более восьмидесяти хозяйств получили гранты, семьдесят два из них по программе «Начинающий фермер». За счет грантов мы увеличили поголовье КРС на двадцать восемь процентов.
Новые фермы, как молочного, так и мясного направления, построили Магомед Дашаев, получивший около трех миллионов рублей на ферму в сто голов дойного стада, Темеркан Батыров и Адам Шахабов, которые занимаются мясным направлением. Восемь грантов получено по программе «Семейная ферма», размер каждого составил, согласно бизнес-планам, около одиннадцати миллионов рублей – семь миллионов средств государственной поддержки и четыре миллионов (сорок процентов) собственных средств грантополучателя. Новые производственные помещения по этой программе построили Николай Корнеев, Магомедамир Абдулвагабов, Рашид Амиров, Юрий Григорьев.
– А кооперативы участвуют в программах господдержки?
– Да, по пять миллионов грантовых средств получили СПСК «Ахтубинская усадьба», СМПК «Волгоградская заготовительная контора» и СПСК «Продукты Волгоградской глубинки», который получил еще и грант в девять миллионов рублей на строительство и оборудование цехов по переработке молочной продукции, убою и производству колбасы. Семьдесят миллионов рублей получил СПССК «Победа», который, добавив собственные средства, закупил семнадцать машин-рефрижераторов и поставляет волгоградскую продукцию во многие регионы России, включая Якутию. На сегодня это самая большая сумма гранта, полученная среднеахтубинскими сельхозпроизводителями.
– Любовь Александровна, Вы работаете непосредственно с фермерами. Почему, на Ваш взгляд, люди в районе не боятся участвовать в программах господдержки?
– Когда ко мне приходит фермер и говорит о своих проблемах, я прекрасно понимаю, о чем он говорит. Я тридцать лет проработала на предприятии в сельском хозяйстве и знаю все проблемы изнутри, знаю, что рабочему человеку надо помогать разобраться, какие сегодня существуют программы господдержки, какие субсидии и как можно получить. Да и не ждем мы, когда фермеры придут к нам, сами идем. Собираем сходы в поселениях, приглашаем сельчан, ведущих личное подсобное хозяйство, рассказываем им о возможностях развития, о средствах, которые можно получить, участвуя в программах, помогаем составить бизнес-план, собрать документы, представляем интересы соискателя на конкурсной комиссии.
Особое внимание сейчас уделяем развитию фермерства в степной зоне района, где почти нет никакой работы. В этом году на конкурс «Начинающий фермер» у нас выходит сельская учительница, которая в домашнем хозяйстве держит несколько голов КРС и хорошо справляется с их содержанием. Мы гордимся своими фермерами, радуемся, что у них все получается. Гранты – это развитие, это новые возможности, это увеличение доходов. Те, кто попробовал, тепло отзываются об участии в программах, способствуют решению окружающих также принимать участие. Видя положительные результаты, люди не боятся обращаться к нам за помощью, видят в нас не только чиновников, но и соратников, поддерживающих фермера на пути развития.
Следующие вопросы мы задали Сергею Ивановичу Петрову, председателю комитета сельского хозяйства и продовольствия Среднеахтубинского района Волгоградской области.
– Сергей Иванович, как выглядит в перспективе развитие овощеводства в районе?
– Прибавка овощного клина каждый год составляет примерно десять процентов от года предыдущего, мы уже подходим к двум тысячам гектаров посевных площадей овощных культур. Это стабильный показатель за последние пять лет. Многие хозяйства благодаря программе мелиорации вводят новые участки орошаемых земель как для овощеводства, так и для производства кормов для животноводства. Степная часть района – это засушливая зона рискованного земледелия, здесь все растет на богаре, и зерновые, и кукуруза. Год с хорошими осадками приходится на десять сухих лет. Поэтому без орошения хорошего урожая не получишь, а овощи и вовсе трудно вырастить. Поэтому у нас сделана ставка на орошаемый овощной клин. Но увеличение площадей не главное. Фермеры уверенно работают, когда заранее заключены договоры на поставку будущего урожая. Времена меняются, и сегодня никто не хочет работать стихийно, на авось. Прежде чем определить посевную площадь под ту или иную культуру, аграрии заключают договоры с оптовыми покупателями, с консервными заводами. Увеличивается спрос – растет площадь, вводятся новые орошаемые участки.
– Сегодня активно обсуждается проект обводнения поймы. Это постройка канала, плотин, дренажных систем, шлюзов, насосных станций, и даже мини-ГЭС. На каком этапе сейчас находится проект? Как фермеры принимают подобные изменения, ведь проект затронет и их земли?
– Уже готова проектно-сметная документация. При ее составлении проектировщики привлекали к обсуждению сельхозтоваропроизводителей, чьи земли расположены на территории, по которой пройдет канал, советовались, как сделать все разумно, без потерь для фермеров. Были отработаны все предложения и замечания. На канале будет построено около двадцати насосных станций, это как раз поможет нам увеличить орошаемый клин – не только в пойму, но и в степь придет вода. По проекту уровень воды должен подняться на два метра, это позволит ввести в оборот новые участки. Это и производство, и рабочие места, и развитие поселений. Это огромный толчок к развитию района.
Цель проекта – не просто наводнить пойму, но и принести пользу как природе, так и человеку, развить все отрасли жизнедеятельности. Фермеры положительно относятся к проекту, ждут его воплощения. Например, Александр Соловьев намерен увеличить свою землю до двух тысяч гектаров. Это даст ему возможность для выращивания кормов и увеличения производства молока. К слову, на ферме Александра Викторовича уже тысяча семьсот голов КРС, триста голов дойного стада. Ферма сдает две с половиной тысячи тонн молока в год, при общем районном производстве 7,3 тысяч тонн. Реализация проекта начнется в октябре 2021 года со строительства нижнего каскада, а завершится в 2024 году в Верхнепогроменском поселении, где будет главная насосная станция.
– Раньше на уборку полей приглашали студентов или горожан, желающих обменять свой труд на полевую продукцию. Сейчас такого почти не встретить. Со стороны складывается впечатление, что полевые овощи, помидоры например, все чаще уступают место овощам тепличным. Какова доля овощей закрытого и открытого грунта в общем объеме овощной продукции района?
– Я бы не сказал, что тепличные культуры у нас вытесняют полевые. Сегодня производство овощей закрытого грунта составляет примерно десять процентов от общего объема. Так, ООО «Агрокомплекс Волжский» производит около восьми тысяч тонн овощей в год, это примерно восемь процентов от общего валового сбора овощей. Пришли новые технологии, поэтому тепличное производство становится интереснее, рентабельнее. Тот же «Агрокомплекс Волжский» покупает недорогой газ и перерабатывает его в электроэнергию, уменьшая затраты на круглогодичное производство овощей.
Применяются новые сорта, томаты достигают в длину восемнадцатидевятнадцати метров, что увеличивает урожай с каждого метра площади. Что касается производства открытого грунта, то давно работающие хозяйства стараются уйти от ручного труда, покупают современную технику, максимально механизируют и автоматизируют производство. Поэтому с каждым годом падает необходимость в привлечении дополнительных рабочих рук в, скажем так, «горячий» сезон. Конечно, есть культуры, в производстве которых пока без ручного труда не обойтись – перец, баклажаны. Многие фермеры предлагают хорошую оплату труда во время уборки, комфортные условия работы, доставку. Поэтому все больше людей, в том числе и молодежь, обращают внимание на такой способ заработка и приходят на поля. Надеемся, со временем, мы будем обходиться без привлечения трудовых мигрантов.
– Кстати, в прошлом году в связи с пандемией у многих сельхозпроизводителей возникли трудности с обеспечением хозяйства рабочими руками. Как решилась проблема в Среднеахтубинском районе?
– По сравнению с другими районами, мы оказались в лучших условиях. У нас примерно семьдесят посевных площадей отведены под ранние овощные культуры, поэтому часть мигрантов въехала в страну к началу посева, до введения ограничений. Въезд был запрещен с первого апреля, а работа в большинстве овощеводческих хозяйств начинается в феврале-марте. К нам успело приехать около половины необходимых рабочих. Остальное решалось за счет привлечение местных ресурсов. На территории района были созданы сорок экипажей – это микроавтобусы по десять-тринадцать человек. Все желающие могли записаться и принять участие в сборе урожая. Как показала практика, это решение было успешным, рабочих рук оказалось достаточно, урожай собрали без проблем.
– Фермеры вашего района – активные участники программ государственной поддержки АПК. Какие отрасли выбирают начинающие фермеры, какие направления им интересны?
– В девяностые годы в районе резко сократилось производство молока. Сегодня мы стараемся исправить эту ситуацию, и фермеры нас в этом поддерживают. И, что радует, откликнулось много молодых ребят, которые, несмотря ни на что, готовы на круглогодичный, круглосуточный труд. Молочное направление – самая тяжелая, на мой взгляд, отрасль животноводства. Приятно, что есть результаты. По продуктивности мы уже перешагнули результаты советских времен, но есть и к чему стремиться.
Молодежь у нас грамотная, открытая к новому, не боится учиться и изучать опыт успешных хозяйств, в том числе и зарубежных. В мясном производстве также применяют новые технологии. Так, стадо Галины Рябковой мигрирует с электропастухом, что позволяет не делать длительных прогонов и эффективно использовать каждый участок.
– Мы уже задавали этот вопрос Вашему заместителю, а как вы считаете, с чем связан интерес среднеахтубинских фермеров к грантам, к другим мерам господдержки? Зависит ли желание фермеров участвовать в программах от районных чиновников, может ли чиновник заинтересовать фермера в участии, поддержит ли его в решении развиваться?
– Прежде всего, отмечу, что все должности в комитете занимают те, кто не один десяток лет проработал в сельском хозяйстве, случайных людей у нас нет, как нет и кабинетных чиновников, мы все знаем работу изнутри, сами работали и на полях, и на фермах, всю свою сознательную жизнь. Мы знаем, как зарабатывается каждый рубль, понимаем, какая поддержка нужна в той или иной отрасли. Человек идет к нам, зная, что помощь будет, что от него не отмахнутся, не сунут отписку, а все разъяснят, помогут разобраться. Мы сразу видим зачем фермер к нам пришел, даже если он еще не знает, чем мы можем помочь, чего бы он от нас хотел. Не все фермеры обладают полной информацией о том, какие возможности сейчас есть, насколько обмен опытом трудно или легко получить помощь, оформить субсидии. Наш фермер знает, что он не один в поле воин, мы всегда поможем найти контакты и с вышестоящими, и со смежными организациями. Поэтому у нас такой интерес к грантовым программам, люди видят, что их не бросят, не вовлекут в сомнительное дело.
У нас не контроль, а совместная работа. А еще мы всегда стоим на защите интересов сельхозпроизводителей. Например, решен вопрос с утилизацией укрывной пленки, раньше за это выплачивали огромные штрафы, потому что трудно было разобраться во всех нормативных актах, касающихся этого вопроса. Теперь разработан механизм оплаты и утилизации, все довольны.
Фермеру надо помогать решать внешние вопросы, а внутренние, что и как выращивать, он знает лучше нас, в это дело чиновнику лезть не стоит. Может, поэтому нам и доверяют. Мы занимаемся свои делом, фермеры своим, но в целом делаем общее дело. А это, думаю, правильно.
Благодарим Любовь Александровну и Сергея Иванович и надеемся, что журналистам «Фермера» еще не раз придется побывать в хозяйствах района и рассказать об опыте как давно работающих хозяйств, так и о первых шагах начинающих аграриев.
Ольга Уманская Людмила Черноносова f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.