Саид Насруллаев: «Животноводство – традиционное для семьи занятие"
Саид Насруллаев подростком приехал из Дагестана к отцу в Астраханскую область помогать на ферме. Получив образование, Саид снова вернулся в ставшее уже родным село с дипломами юриста и ветеринара, твердо решив связать свою жизнь с сельским хозяйством. В 2016 году Саид Шамилович стал фермером и теперь не только помогает отцу, но и занимается собственным хозяйством, осваивая новое для себя направление – растениеводство.
– Это отец мне помогает на самом деле, – поправляет нас Саид. – Когда я решил зарегистрировать КФХ, у отца было семьдесят голов КРС, а сегодня у нас на двоих более 200 голов, и у меня еще шестьдесят гектаров земли под овощи и бахчевые. Я не могу один и с животными управляться, и с полями. Пока я на поле, отец помогает на ферме.
Растениеводством Саид Насруллаев стал заниматься только в прошлом году. Опыта, признается, особого нет, но всему можно научиться, главное – работать. Почему стал заниматься овощами? Хозяйству необходимо развитие. Да и покажите мне фермера, который скажет – все, больше ни одной коровы, ни одного барана, ни одного гектара, и про ягоды-грибы мне тоже не говорите. Да нет такого фермера! Получив результат, фермер не останавливается, ищет, чем бы заняться еще, какую ношу на себя взвалить, и заработать, конечно, если получится.
В 2017 году молодой фермер получил грант на развитие животноводческой фермы мясного направления. Условия гранта были не жесткими, средства выделялись на приобретение поголовья, причем племенной скот покупать было необязательно. Поэтому было приобретено хорошее товарное поголовье КРС симментальской породы, которое обошлось дешевле, чем покупка племенного скота такого же объема. За счет искусственного осеменения были получены животные лучшего качества, которые и составляют теперь основу стада. К отчетному периоду по гранту фермер подошел с хорошим результатом, выполнив все взятые на себя обязательства. А вот чем заниматься дальше пришлось подумать.
Вроде бы логично, раз уже есть вся необходимая база для КРС (пастбища, коровники, специалисты, кормозаготовительная техника), наряду с мясным направлением заняться и молочным. Но, что работает на мясо, не всегда будет работать на молоко.
– Для молока рядом нет рынка сбыта, – объясняет Саид Насруллаев. – Чтобы заработать на молоке, его нужно возить в соседнюю Волгоградскую область, но, чтобы это было выгодно, объемы должны быть большими и стабильными, иначе никто не будет с тобой работать. В наших условиях получать много молока стабильного объема и качества не получится. Климат и кормовая база подходят для мясного направления, работать с молоком тут трудно. Можно, конечно, найти покупателя и на небольшие партии, но в таком случае всю прибыль съест доставка. Унас есть несколько молочных коров для собственных нужд, излишки продаем на местном рынке. Этим занимается моя мама, делает творог, сметану, брынзу. Но это скорее мамино хобби, чем направление бизнеса.
Ахтубинский район, несмотря на резко континентальный климат и засушливое жаркое лето с пыльными бурями, традиционно специализируется на производстве овощей: лука, капусты, томатов. Район – лидер Астраханской области по луку. Выращивают здесь и бахчевые, и картофель, но в меньших количествах. В районе есть несколько предприятий, занимающиеся переработкой овощей и производством овощных консервов. Продукцию ахтубинских консервных заводов хорошо знают покупатели крупных торговых сетей по всей стране.
– Со сбытом овощей и бахчевых проблем нет, опыт наработан, земли хватает, орошение есть. Почему бы не заниматься? – объясняет свой выбор Саид Насруллаев.
Поля фермера раскинулись по обе стороны трассы Волжский-Астрахань. Это огромный плюс в вопросе сбыта. Покупатели приезжают на собственных фурах, забирают овощи и бахчевые прямо с поля. Цена, конечно, ниже, чем при самостоятельной реализации, но и хлопот меньше, да и сэкономленное время, как говорится, тоже деньги.
Но, все-таки, лук, дождавшийся хорошей цены, приносит больше прибыли, и собственное овощехранилище вносит ощутимый вклад в экономику хозяйства. Отчитавшись по гранту «Начинающий фермер», Насруллаевы приняли участие в программе развития семейных ферм и получили грант на расширение овощного производства и строительство современного овощехранилища. Со строительством планируют управиться уже к новому урожаю, и новая техника будет закуплена к следующему сезону.
А сегодня в разгаре посевная. Пять гектаров рассадного лука ждут высадки в подготовленное поле. В хозяйстве работают восемь тракторов МТЗ: 80, 82, 1221. Несмотря на относительно скромные размеры полей, ни один трактор не остается без работы, особенно весной – в разгар посевной. Одновременно в поле выходят несколько машин, следуя друг за другом. Один трактор фрезерует, другой культивирует, третий сажает… Посадку надо успеть произвести в сжатые сроки, до наступления жары, которая в ахтубинской степи лета не ждет – тридцатиградусная жара наступает уже в конце апреля – начале мая. Больше техники – это возможность опередить природу.
В этом году поздняя весна задержала сев на две недели, на такой же срок запоздает и урожай. Поэтому фермеры опасаются, что покупатели смогут не дождаться ахтубинского лука, и наполнят сети импортным продуктом.
Это отразится на цене урожая, которая при продаже с поля окажется ниже ожидаемой. В этом случае овощехранилище поможет спасти ситуацию – лук, дождавшийся весны в отличных условиях, принесет больше прибыли.
– Прошлый год оказался самым непредсказуемым в плане овощей, – делится с нами Саид Насруллаев. – Мы сделали основной акцент на лук, сократили бахчевые культуры, так как думали, что из-за пандемии будет ограничена уличная торговля в больших городах. Ведь, в основном, бахчевые реализуются в овощных палатках и на рынках. А все вышло иначе. Лук осенью не дал цены, которую ждали, хоть и сработали в плюс, но заработали немного. Цены на арбузы и дыни были просто космические. Все удивлялись, как так? В истории ахтубинского бахчеводства еще ни разу не было таких высоких цен. В этом году мы решили снова увеличить площади под бахчевыми, посмотрим, как выйдет.
Арбузы, высеянные под пленку, уже взошли. При появлении первых двухтрех листьев пленка разрезается, освобождая росток, и остается защищать всходы от еще возможных степных заморозков.
Без орошения здесь ничего не растет. Вода качается централизовано, через несколько подъемов проходит в оросительные каналы, откуда уже самотеком поступает в накопитель, потом на поля, и далее по системе капельного орошения подается к растениям. Удовольствие недешевое, но иначе нельзя. Капельная лента уложена по краям полосы, в которой восемь рядов лука. Ширина полосы – 160 см. Это размер колеи трактора, под которую рассчитываются и другие параметры: количество удобрении, средств защиты, количество высаживаемой рассады.
Рядом с полями раскинулись пастбища. Это бывшие орошаемые колхозные поля. Здесь богатый выбор растений, пригодных для КРС. Весной трава тут сочная, еще не сгоревшая на солнце. В августе, когда степные пастбища оскудевают, скот перегоняется в пойму, где после покоса на заливных лугах снова отрастает сочная зелень. В октябре-ноябре происходит отбивка телят, которые отгоняются на ферму, а маточное стадо остается на зимовке.
Ферма для молодняка и откорма это 1700 кв. м теплых помещений, оборудованных централизованным водопроводом. На зимовье в пойме вода животным подается из скважины. Вопрос поения фермеры считают одним из приоритетных в содержании КРС. Скот мясного направления неприхотлив, но теплая вода зимой очень важна, от нее зависит комфорт и здоровье животных.
Сено Насруллаевы заготавливают сами, зерно приходится покупать. У фермеров есть задумка: выращивать фураж самим, но пока это отдаленная перспектива. В ближайших планах сеять кормовые травы – люцерну, клевер.
Отел проходит на зимовье в пойме. Сроки появления телят рассчитаны так, чтобы к началу весенних полевых работ все животные отелились, и у фермеров была возможность вплотную заняться севом.
– Осеменение на ферме искусственное, – рассказывает Саид Насруллаев. – Семя покупаем в Астрахани. Специалисты племенной службы по нашим предпочтениям выбирают семя быков с определенными характеристиками, а осеменение мы проводим самостоятельно. Коров к осеменению не стимулируем. Применение гормонотерапии снижает результат осеменения до 50%. Если же корова приходит в охоту сама, вероятность эффективного оплодотворения повышается до 80%. Также мы держим двух племенных быков, чтобы «доработать» оставшихся холостых телок – после искусственного осеменения выпускаем быков к стаду, это гарантия осеменения 90-95%, а с нашими быками мы, в итоге, получаем 100% результат. Сексированным семенем не пользуемся, для мясного животноводства это непринципиальный вопрос. Поэтому нет смысла переплачивать за дополнительные опции, скажем так.
– Но, можно подобрать семя с заданной сложностью отела, – продолжает Саид Шамилович. – Отелы небольшим плодом могут проходить в поле, появление крупных телят требует присутствие ветеринара. Чтобы не рисковать коровами, делаем отел средней сложности – от семени молодых быков. От взрослого быка отел уже сложнее, вероятность, что корова отелится без осложнений, небольшая. Бывало, и кесарево сечение приходилось делать.
Ветеринарное образование помогает молодому фермеру справиться со многими проблемами самостоятельно. Но рабочих рук в хозяйстве не хватает, особенно на полях. Раньше выручали трудовые мигранты. В прошлом году из-за пандемии почти никто из постоянных работников не смог приехать в Россию. В этом году планировалось пригласить тридцать человек, но приехало только пять. Дорогу трудовым мигрантам оплачивает фермер, сегодня это неоправданные траты. Железнодорожное сообщение с республиками Средней Азии закрыто, а с покупкой авиабилета стоимость доставки одного работника достигает, по словам Насруллаева, 85-95 тысяч рублей.
– Надеемся, что к лету вопрос как-то решится, – вздыхает фермер. – Ждем, что откроют дорогу для поездов, что проезд подешевеет. С посевной пока справляемся, а с уборкой, конечно, сложнее будет. На местное население расчет есть, в хозяйстве и сейчас работают местные, но тот объем, который вырабатывают иностранцы, наши люди не тянут. При этом местное население в оплате труда более требовательно. Я ездил в Дагестан, думал пригласить рабочих оттуда. Но в последнее время в родной республике сельское хозяйство активно развивается, появилось много ферм. И там тоже нуждаются в рабочей силе, так что работой все свободные трудовые ресурсы обеспечены. Фермеры там платят не меньше чем мы, зачем ехать далеко, если те же деньги можно заработать и дома. Так что, основная надежда на иностранную рабочую силу.
А еще Саид Насруллаев надеется на свою большую семью, в которой каждый любит и умеет работать. К этому приучает и своих детей, передавая им любовь к земле, уважение к труду, знания и опыт. А жалобы на трудности учит оставлять для тех, кто далек от земли. Не каждый, наверное, может стать фермером, считает Саид Насруллаев, но если твердо знать, чего хочешь добиться и запастись терпением и уверенностью в своих силах, то можно достичь поставленной цели и не только увидеть результаты своего труда, но и идти дальше.
Ольга Уманская Людмила Черноносова f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.