Подписаться на новые статьи
Константин Сердюков: «Озимая пшеница подвела, все надежды на яровые»
22 июля 2021

Константин Сердюков: «Озимая пшеница подвела, все надежды на яровые»

На окраине Котельниково растет новая улица – уже достраивается пятый дом. Здесь будут жить специалисты, работающие в КФХ Константина Сердюкова. Первый дом был построен по программе софинансирования: две трети средств получены от государства, а треть за жильца (это около семисот тысяч рублей) оплатило хозяйство, в котором он проработал двадцать лет.

Сегодня специалисты хозяйства дом могут приобрести в рассрочку, в счет зарплаты. Такие условия, говорят рабочие, выгоднее даже льготной ипотеки. Банку неинтересно, какая у тебя сегодня зарплата – отдай одну и ту же сумму. А при ссуде от работодателя управлять выплатами проще: зимой зарплата небольшая, значит, и месячный взнос будет небольшим, а летом, когда к зарплате добавляются премии за посевную и уборочную, можно и побольше внести на счет, быстрее закроешь ссуду.

Строительство одного дома обходится примерно в два миллиона рулей. Просторный коттедж площадью сто двадцать квадратных метров, кирпичный, со всеми удобствами, газифицированный – достойное жилье для тех, кто трудится на земле. Бригадир, тракторист, водитель – коллеги теперь живут по соседству.

– Основная проблема нашего хозяйства – новые кадры, – говорит глава КФХ Константин Сердюков. – Основной возраст работающих пятьдесят лет и старше, людей под сорок лет считаем молодежью. Строительство домов – это способ привлечь на работу больше молодежи, но, к сожалению, это не сработало так, как мы планировали, очереди из желающих не выстроилось. Но вот бригадир, который проработал у нас всю свою жизнь, привел на работу своего сына, он сейчас оформляет свой дом, будет с жильем. Но хотелось бы, чтобы молодежи было больше, поэтому, кроме жилья, будем придумывать что-то еще. Фермер на селе – социально ответственное лицо. Мы и «зеленое хозяйство», и ремонтная бригада для школ и садиков, дороги чистим, опахиваем. В Равнинном пробили новую скважину, люди теперь с водой, выходит мы «водоканал». Прицепил к трактору бочку с водой – вот я уже и пожарная служба. А куда еще идти людям за помощью? Если ты держишь основной клин земли в районе, будь добр – неси ответственность за все и всех.

За двадцать с лишним лет своего существования КФХ Сердюкова выросло с трехсот до сорока тысяч гектаров, тридцать тысяч из которых пашня. Земли находятся в Котельниковском и Фроловском районах, а часть земли в соседней Ростовской области. В хозяйстве постоянно работают сто человек, в сезон на тока и склады приходят временные, но очень нужные работники. Основное направление деятельности – растениеводство, но и  животноводство занимает не последнее место в экономике хозяйства. Одно из отделений КФХ – животноводческая ферма со статусом племхозяйства по разведению КРС казахской белоголовой породы. Также есть большое стадо молочного скота на полторы тысячи голов.

За время работы, что только не пробовали выращивать в хозяйстве – от нута до сафлора. Но сегодня Константин Сердюков от экспериментов отказался. Как утверждает фермер, на своей земле надо выращивать то, что хорошо растет и не заигрывать с модными новыми культурами, пусть даже на них и есть спрос.

Озимая пшеница – основная зерновая культура в Волгоградской области. В прошлом году из всего урожая зерновых, а это более пяти миллионов тонн, озимая пшеница составила четыре с половиной миллиона тонн. В этом году волгоградские фермеры, которые сеяли в августе-сентябре озимую пшеницу в сухую почву, обеспокоены будущим урожаем. У многих всходов просто не было, у кого-то проплешины составили более половины площади посевов. Большинство фермеров были вынуждены пересевать поля яровыми. А те фермеры, что по началу увидели на своих полях всходы и облегченно выдохнули, чуть было не попали в ловушку – всходы начали гибнуть, практически не оставляя времени на пересев. Опасная ситуация сложилась и в хозяйстве Сердюкова.

Весной на некоторых полях «выпады» составили пятьдесят процентов. Пришлось пересевать четыре тысячи гектаров озимки – посеяли ячмень, сорго, рискнули заняться подсолнечником. Одну тысячу гектаров и вовсе не стали пересевать.

– Осень у нас самая тяжелая пора, это время принятия решений, – рассказывает Константин Александрович, – и ответственность за эти решения лежит на мне. Все ждут, когда будет принято правильное решение, и мне нужно ответить, что и как делать. В августе посеяли озимую пшеницу в сухую землю. Во Фроловском районе дожди прошли в начале августа, там в полях влага все-таки была. Сеяли на глубину в десять сантиметров, пытались достать до влаги. Эти посевы у нас вышли отличными. В других районах дождя мы не дождались, поэтому провели амбарный сев на 3-5 сантиметров. Здесь пришлось пересевать. Причем в феврале мы делали вырубки, смотрели на состояние посевов – все было хорошо. А в марте произошло так называемое выпирание: солнечные лучи прогревали землю, верхний слой почвы от тепла пучился и выпирал вверх, а потом резко ударял мороз, от чего рвало слабую корневую систему. Причем только под микроскопом можно было вовремя рассмотреть, что первичная корневая система вся травмированная, а так было незаметно совсем. Весной всходы вроде зазеленели, мы обрадовались, внесли удобрения, и вдруг все стало чернеть. Еле успели пересеять ячменем. Ячмень тоже рискованная культура для нашей зоны, но после сева прошли хорошие дожди, надеемся на результат. Тем более, при своем животноводстве, ячмень никогда лишним не будет. Надеюсь, что не зря мы мучились с весенним севом, на яровые вся надежда.

В Волгоградской области количество осадков небольшое, всего 350-400 мм, распределяются осадки по региону неравномерно. В Котельниковском районе очень сухо, дожди здесь редкость. Аграрии района используют, в основном, систему сухого земледелия, включающую в севооборот пары, под которые здесь отводят от двадцати до пятидесяти процентов площадей. Такая же система и в хозяйстве Сердюкова, и менять подход к работе с землей фермер не обирается. «Без пара у нас никуда, – утверждает фермер, – поэтому никакого No-Till и прочих новых технологий наша земля не примет. Влага в нашем регионе – это лотерея».

А вот удобрения Сердюков уважает:

– Пользуемся в объемах технологии. За сезон удобрения в хозяйстве вносят не менее трех раз, включая сложные удобрения при посеве, и карбамид по кущению и по колосу. Предпосевные вносим, у нас интенсивное земледелие, – показывает нам поле Константин Александрович. – В этом году озимка ослабленная, скорее всего, третий раз удобрения вносить не будем. Калийными удобрениями не пользуемся, в основном, аммиачная селитра и фосфорные, а калий у нас в почве в избытке. Сейчас небольшой кусок поля в связи с дождями запустили, не дошли вовремя руки. Проблему решаем просто – вывели дискатор, поле с уже зеленой травой сделаем сидератным паром.

За последние пять лет озимая пшеница в хозяйстве дает, в среднем, тридцать шесть центнеров с гектара. Для района это хороший результат, учитывая природные условия. Вся пшеница выходит не ниже третьего класса, с реализацией урожая такого качества проблем не бывает. В хозяйстве есть своя мельница, которая обеспечивает мукой хлебзаводы Волгограда и Волжского.

Уже много лет Константин Сердюков не пользуется услугами посредников для продажи урожая крупным компаниям, самостоятельно возит зерно в терминал Азовского порта, до которого по хорошей трассе четыреста километров. По мнению фермера, свои КАМАЗы – выигрышное дело. Любая перевозка это, как минимум, минус один рубль тридцать копеек с каждого килограмма зерна при нанятой технике, а амортизация собственного тягача всего пятьдесят копеек с килограмма. При объемах хозяйства Сердюкова разница ощущается сильно. К тому же, фермер застрахован от ситуации, когда терминал по каким-то причинам не принимает зерно, и приходится ждать, неся дополнительные затраты. А на своей машине можно развернуться и уехать с зерном к другому покупателю, с которым заключен договор.

Отличное решение для экономики хозяйства и собственные склады. В каждом на площади почти в две с половиной тысячи квадратных метров хранится по шесть-семь тысяч тонн зерна, и таких складов несколько, плюс есть крытые тока. Зерно хранится, в основном, до января, затем реализуется по хорошей цене. Но один склад всегда остается полным, чтобы подстраховаться на случай непредвиденной ситуации.

– Вот ввели плавающую пошлину на зерно, цена на пшеницу обязательно вырастет, но и пошлину платить придется. Я прикинул, хозяйство, собравшее, например, десять тысяч тонн пшеницы, потеряет на пошлине около сорока миллионов рублей. А ведь эти немалые средства можно было бы пустить в дело: строительство, социалка, технику можно купить. Государство можно понять, ему нужно сдерживать цену и обеспечивать продовольственную безопасность. Но и о нас, аграриях, тоже нужно думать.

Парк техники в хозяйстве огромный, обновляется ежегодно. Помимо активно работающих машин, хозяйство может позволить себе покупать технику в резерв. В основном, приобретается отечественная и белорусская техника, но есть и импортные образцы известных зарубежных марок. Тракторы Кировцы, Беларусы, Комбайны Акросы, Полесье, Дон. В каждом отделении по новенькому опрыскивателю Туман-3.

– Импортная техника качественная, но дорогая, – рассуждает фермер. John Deere стоит двадцать два миллиона рублей, а Кировец девятьдесять. Один американский трактор, выходит, это два с половиной наших по стоимости. Трактору John Deere уже семь лет, а на нем еще резина родная стоит. На Кировце до окончания срока гарантии резину два раза меняли, каждое колесо это семьдесят-восемьдесят тысяч рублей. В John Deere еще ни разу глубоко не смотрели даже, а в Кировце уже во всех узлах и системах были и не по одному разу. Но мы поддерживаем отечественного производителя, всем вместе надо развиваться. Я был на заводе, смотрел производство. Спрашивал насчет резины. Говорят, что есть шинный завод, берущийся изготовить хорошую резину для трактора, но заявка должна быть большого объема. И если Кировцы «обувать» в эту резину, то стоимость каждой машины вырастет на полмиллиона. Поэтому пока так, но над решением, заверили, думают.

Хорошо отзывается фермер о телескопических погрузчиках Manitou, которыми заменили зернометы. Применение погрузчиков уменьшает трудозатраты, экономит время, при их работе нет сильной пыли. Это важный момент для сохранения здоровья работников, которым не приходится вдыхать пыль. Доволен и посевным комплексом Amazone Citan, который покупался для работы с John Deere. За смену комплекс засевает сто двадцать гектаров при работе со сложными удобрениями, без удобрений выработка доходит до ста сорока гектаров. Это решает вопрос нехватки рабочих рук.

– Посевной комплекс покупали в лизинг, – делится фермер, – это хороший финансовый инструмент с выгодными условиями. Хотя в кредитах наше хозяйство уже давно не нуждается.

Зато такой большой парк техники нуждается в качественном топливе. Этот вопрос Сердюков тоже решил кардинально, как и с зерном, – никаких посредников. Хозяйство напрямую работает с заводами, производящими ГСМ. Собственные бензовозы хозяйства возят топливо от производителя сразу к месту хранения. Поэтому машины всегда заправлены качественным топливом, а сезонное повышение цен на рентабельность работ особо не влияет. Объемы хранения позволяют закупиться заранее, и не беспокоиться о ценах в разгар сезона. Так, к весенне-полевым работам было запасено 300 тонн ГСМ, покупать топливо по «горячим» ценам не пришлось.

– Мир надо кормить, – утверждает Константин Сердюков, – кормить зерном, мясом. Пшеница – это жизнь, без хлебушка каждому плохо будет. Это сейчас в городах балуются то веганством, или хлеб не едят, фигуру блюдут. Потому что физической работы нет. А ты походи двенадцать часов с кувалдой или лопатой, посиди смену в тракторе – тогда на одном укропе не проживешь. Рабочий человек должен есть сытно, причем заметьте, те, кто движется, пастух, скотник или механизатор, никогда толстыми не бывают, хотя и едят много и хлеба, и сала. А если сидеть на пятой точке без движения, то вес так и прет. И на Марс надо не актрис посылать, а человека с лопатой, тогда толк будет. Сегодня Россия один из лидеров по выращиванию зерна, поэтому я в будущее смотрю уверенно, пшеница всегда будет нужна людям. 

Просмотров : 1416
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.