Подписаться на новые статьи
Ренат Исмаков: «С КАС урожайность выросла на три центнера с гектара»
17 августа 2021

Ренат Исмаков: «С КАС урожайность выросла на три центнера с гектара»

Фермер Ренат Исмаков из саратовского села Привольное – молодой, начинающий, но на страницах «Фермера» уже был. С детских лет Ренат помогал своему отцу, фермеру Валерию Исмакову, а после получения высшего юридического образования вернулся работать на родную землю.

Много лет семья Исмаковых занимается растениеводством. Но Ренат выбрал свой путь. Два года назад он решил заняться молочным животноводством и зарегистрировал собственное крестьянско-фермерское хозяйство. Выбранное направление в засушливых условиях Пугачевского района – занятие рискованное. Местные животноводы в основном предпочитают заниматься производством мяса. К тому же Ренат хорошо знаком с особенностями мясного КРС – семья много лет занималась выращиванием бычков, правда в небольших объемах, для семьи. А вот «молочка» дело для него новое.

– Вся база для занятия животноводством у меня уже была, – рассказывает Ренат Исмаков. – Это и помещения бывшего овцеводческого хозяйства, которые мы выкупили уже давно, когда занимались откармливанием бычков, и земля, и техника. Нужно было приобрести качественное поголовье и доильное оборудование. Средства на это нужны большие, но помог грант, который я получил в рамках государственной поддержки начинающих фермеров. Бизнес-план, который помогла написать моя жена, вызвал доверие у конкурсной комиссии, и я получил три миллиона рублей на реализацию проекта. Возможность получить грант, можно сказать, подтолкнула меня к активной деятельности, без этой поддержки я, наверное, еще долго бы не решился заняться производством молока.

На средства гранта Ренат Исмаков приобрел доильное оборудование на четыре головы КРС, охладитель молока, молокопровод, оборудовал доильный цех. Но большая часть средств, два миллиона двести тысяч были потрачены на покупку высокопродуктивного скота симментальской породы. Животные приобретены в соседнем Краснопартизанском районе, поэтому хорошо приспособлены к местным условиям и кормовой базе. «Планирую еще купить красно-пестрых голштинок, – делится с нами планами Ренат, – а вот черно-пестрые, хоть и продуктивные, но капризные для нашей зимы».

Приобретенные нетели уже второй год дают молоко. Планируются к осеменению двухгодовалые телочки – первое поколение, полученное на ферме. Ренат Исмаков склоняется к искусственному осеменению, но опыта и умения в этом деле у него нет. Сейчас фермер стоит перед выбором – запустить в стадо племенного быка или воспользоваться услугами опытных специалистов. В любом случае, как считает Ренат Исмаков, будущее фермы за искусственным осеменением.

Сегодня тридцать семь дойных коров на ферме, в среднем, дают четыреста пятьдесят литров молока в сутки. Весной среднесуточный надой с одной коровы составляет двенадцатьтринадцать литров, летом (в июле) показатели падают до девяти-одиннадцати литров. Все зависит от наличия зеленых кормов. В этом году стоит сильная жара, дождей нет, трава на пастбище сгорела. Под угрозой и сенозаготовка. Вся надежда на то, что прошедший на днях дождь будет не единственным, и фермер проведет второй покос соргосуданкового гибрида.

– Сорго-суданковый гибрид я увидел на поле фермера из Ровенского района, – Ренат Исмаков показывает нам сенокос. – Говорят, дает три покоса в год, но нам бы сейчас второй дождаться. Дождь прошел, вроде бы зазеленело. Если удастся скосить, рулоны замотаем обмотчиком, будет хороший запас. После покоса пригоним скот сюда, пусть пасется. Сейчас гоняем на пастбище за три километра. Свободной земли в районе нет, новых пастбищ не предвидится. Зато у нас есть два небольших пруда, с водопоем проблем нет.

Но проблема есть со сбытом. Сегодня фермер сдает молоко по цене двадцать два рубля за один литр, больше не предлагают. «Зерно, корма, ГСМ, лекарства, да все подорожало! А начинаешь возмущаться ценой на молоко, один ответ: не хотите, не сдавайте. Вот как?», – спрашивает Ренат и машет рукой и добавляет, что есть надежда на субсидии, которые пробуют получить в этом году. Документы оформили, но будет ли результат, пока неизвестно.

Исправить ситуацию с засухой могло бы орошение, но, по словам фермера, шансов провести воду на поля нет.

– Реки на нашей земле нет, – объясняет Ренат Исмаков. – В прошлом году ситуация была еще тяжелее. Каждое утро просыпались и смотрели, закачали воду или нет. Да, травы на орошении спокойно давали бы три укоса, но до ближайшей реки сорок километров. Скважины обустраивать дорого и бессмысленно – вода идет соленая. Устанавливали скважину на глубину в сто двадцать метров. Вода чистая, но все равно соленая. Немногим лучше вода была с глубины сто восемьдесят метров, но затраты на установку скважин такой глубины не оправдают, как мне кажется, ожидаемый результат.

Засушливыми условиями обусловлен и севооборот в хозяйстве. Растениеводство – это уже совместный труд братьев Рената и Армана Исмаковых и их отца. В хозяйстве две тысячи гектаров пашни. Обычно каждый год по шестьсот гектаров отводится под озимую пшеницу, яровые зерновые и подсолнечник. На остальной площади сеют просо, сорго, кормовые травы.

Озимая пшеница, как уверяет Ренат Исмаков, в этом году удалась. Средняя урожайность озимой пшеницы в хозяйстве двадцать восемь центнеров с гектара. У соседей результат разный – от двадцати до тридцати пяти центнеров.

– На полях, где мы применяли КАС, – говорит Ренат Исмаков, – урожай получили на три центнера больше. Если бы успели сделать вторую обработку, то разница была бы в шесть-семь центнеров. Подсолнечник в благоприятные годы дает урожай в двадцать-двадцать пять центнеров с гектара, в засушливый десть-двенадцать. Сеем подсолнечник после озимки, проса, такой севооборот дает свои результаты. Приобретаем проверенные гибриды, которые уже показывали хороший результат.

В прошлом году фермеры, поддавшись на уговоры, купили четыре центнера семян нового гибрида. Результат более чем огорчил – все посевы сильно болели, «ушли» под заразиху и не выдержали. В очередной раз убедились в том, что «старый друг лучше новых двух». Кстати, эта поговорка не всегда срабатывает в вопросе техники, но об этом позже.

После долгого перерыва Исмаковы вернулись к ячменю, есть чем кормить скот, есть чем выдавать «паевые». Урожай не особо высокий, двенадцатьтринадцать центнеров, но фермеров устраивает, сеют не в убыток.

Но, конечно же, основной доход – пшеница. В уборку половину урожая забирают покупатели, половину фермеры отправляют на хранение. С ростом объемов нужно строить еще один склад, чтобы сохранить баланс между сбытом «из-под комбайна» и хранением «до лучшей цены». Тот же подход к сбыту работает и по семечке.

– Склад мы строили своими силами, собираемся строить второй. Но, когда мы строили первый склад, один квадратный метр профлиста стоил двести пятьдесят рублей, сегодня – шестьсот. В прошлом году хотели накрыть весовую. Нам насчитали семьсот тысяч рублей. Обратились в этом году, сумму назвали уже на миллион больше. Цены на стройматериалы, особенно на металл, взлетели в три раза. Кстати, своя весовая хорошо выручает. Приобрели ее четыре года назад, производства Волгоградского весового завода. Раньше ездили к соседям взвешивать, хлопотно. Были случаи – водители воровали зерно. Теперь все под контролем.

К технике Ренат Исмаков испытывает особое уважение, любую машину в хозяйстве знает до каждого винтика, с воодушевлением рассказывает и уже о проверенных на полях марках, и о новинках.

– Сейчас на поле работает интересная жатка, – показывает нам технику фермер. – Эта жатка производится в Казахстане, но по канадскоой технологии. О жатке нам рассказал фермер из Озинского района, нахваливал, говорит, семь лет на такой работает без существенных проблем. Мы приобрели девятиметровую жатку, она может убирать и напрямую, и на свал. За два года работы только поменяли подшипник, но в целом, все замечательно, а подшипники сейчас везде плохие почему-то. Жатка прекрасно работает с Акросом, легко справляется с урожаем в тридцать центнеров. Вторая жатка от Ростсельмаш Power Stream с шириной захвата в семь метров. Но девять метров для нас предпочтительнее, будем удлинять шнеки примерно на метр восемьдесят, чтобы свободно производить загрузку. Сейчас шнек не достает, КАМАЗы подъезжают как получится, бочком. Подсчитали стоимость такой модернизации жатки, это обойдется нам в двести пятьдесят – триста тысяч рублей.

Покупка, которой Ренат особенно доволен, – погрузчик JCB. Для машины в хозяйстве нашлось много дел: и погрузка зерна, и ворошение сена, и перекладывание рулонов, и чистка снега. Там, где раньше, помимо техники, требовалось семь-восемь работников, теперь справляется погрузчик и один водитель.

– Еще недавно почти вся техника у нас была отечественная, но теперь стараемся приобретать и «иномарки», начали ценить комфорт. Сейчас стоим перед выбором трактора, что взять? Кировец, Buhler, John Deere? У нас работает старый Кировец 2013 года. Это наша выручалочка, хоть уже и заменили в нем движок, но работает надежно, всегда на подхвате. Акрос уже пять лет отходил нормально, но сейчас начали сыпаться подшипники, знакомое дело. В общем-то, стараемся чтобы техника проработала у нас не более пяти лет, потом продаем. Был неудачный опыт с трактором К-714 Петра-ЗСТ, это аналог Кировца. Хотя и работаем на нем четвертый год, но пожалели, что приобрели. Лучше бы взяли К-744, с хорошим сервисом. От сервиса многое зависит, – продолжает показывать нам технику Ренат. – и сервисную компанию нужно выбирать ответственно, чтобы не ждать год, когда заменят деталь. Актуальная, кстати, ситуация на сегодняшний момент. Пришлось связаться напрямую с производителем, и вопрос быстро решился. Несмотря ни на что, в будущее смотрю уверенно. Растениеводство – это дело семейное, почему не заниматься? И опыт есть, и местность наша располагает, и прибыльно. Надеюсь, и в животноводстве все будет хорошо, иначе никак.

Наша справка

Сорго-суданковый гибрид – это межвидовой гибрид, однолетний, не устойчивый к морозам, не требовательный к почвам, выдерживает засоление. Сроки возделывания ограничиваются природноэкологическими условиями. При благоприятных условиях гибриды способны давать несколько укосов. В зеленой массе содержится синильная кислота, поэтому зеленую массу целесообразно давать животным не ранее, чем через два часа после скашивания. На силос сорго-суданковые гибриды убирают в фазе восковой спелости зерна, на зеленую массу и сено – начиная с фазы флагового листа и до выметывания метелки. Если сравнить с кукурузой, то несомненными преимуществами сорго-суданкового гибрида будут более поздние сроки посева, меньшая требовательность к влаге (на 30% меньше), удобрениям (на 20% меньше) и к почвам, большее количество протеина. При этом, возделывание данного гибрида значительно дешевле кукурузы. Совместное использование данного гибрида и кукурузы дает возможность расширить и посевную, и сроки проведения уборочной.

Ольга Уманская

Людмила Черноносова

Просмотров : 1045
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.