Зулкипли Рамазанов: «На астраханской земле растет все»
Имбирь – одна из самых популярных пряностей в мире. В России любовь к этому остропряному корневищу только набирает обороты, хотя отечественным кулинарам имбирь известен давно: добавляли его и в сбитень, и в квас, и в пироги. Особенно россияне распробовали имбирь с приходом пандемии. Согласно растиражированным в СМИ словам известного телеврача, имбирь объявили в прошлом году чуть ли не панацеей от всех коварных вирусов, и покупатели буквально смели его с полок магазинов, причем по выросшей в десятки раз цене. Но эта история продлилась не дольше месяца, все вернулось на круги своя. Цена на имбирь упала до прежнего уровня, и пряные корневища теперь спокойно лежат на прилавках. Ажиотаж прошел, но мы успели полюбить острый вкус имбиря, попробовать множество рецептов с ним. Имбирь прочно закрепился в рационе россиян, и, возможно, по частоте употребления вскоре догонит традиционный для русской кухни хрен.
Происходит имбирь из стран Южной Азии. На данный момент выращивается в Китае, в Индии, в Индонезии, в Австралии, в Западной Африке, на Ямайке, в Бразилии. Ближайшими родственниками имбиря считаются кардамон, куркума, тюльпан и имбирная лилия. Имбирь (лат. Zīngiber officināle) – культурное растение, практически не встречающееся в диком виде. Имбирь любит влажный тропический климат и много рассеянного света. Ему необходимы высокая температура и сезонные дожди тропиков. Казалось бы, в России нет места с подходящими условиями для выращивания имбиря. Но астраханский фермерэнтузиаст готов доказать, что при правильно подобранной агротехнологии имбирь можно выращивать и в России.
В Приволжском районе традиционно выращивают овощи, район не один раз становился областным лидером по их производству. Томаты, болгарский перец, баклажаны, салат, кабачки, арбузы и дыни. Захочешь назвать то, что здесь не растет, и не сразу найдешь, что и сказать. И, главное, все сочное, вкусное.
Этой особенностью астраханских овощей заинтересовался предприниматель из Дагестана Зулкипли Рамазанов, приехавший на местные поля за очередной партией продукции. Стал расспрашивать местных овощеводов, как они выращивают овощи, почему все, что здесь выросло, намного вкуснее таких же овощей, выращенных в других регионах. А ему в ответ предложили… землю, попробуй сам вырастить что-то и все поймешь. Думали стушуется, а Рамазанов не испугался и на предложение согласился. Риска для себя никакого не увидел – с самого детства работал на земле, первые деньги заработал, пропалывая картофель, на колхозном поле. А учась на мелиоратора и землеустроителя, Зулкипли проходил практику в опытном семеноводческом хозяйстве и интерес к выращиванию растений сохранил со студенческой поры.
Первые полгектара томатов удались на славу, что еще больше подогрело желание начинающего фермера заниматься овощеводством. Площади стали расти. Часть земли Рамазанов покупал, часть брал в аренду. В основном это были давно брошенные заросшие поля, которые приходилось расчищать и приводить в порядок. Но самым сложным процессом оказался полив. Двадцать лет назад на местных полях была только арычная система полива, тяжелый ручной труд. На первых восьми гектарах только на поливе работала бригада из пятнадцати человек – затраты огромные. Все изменилось с появлением капельного орошения.
– Намучались мы с поливом, – вспоминает Зулкипли Асланханович. – На реке установили дизельный насос, который подавал воду на поле, а мы уже вручную тяпками прокладывали путь воде к каждому растению. Тяжело, дорого. Работали в ноль, хотя урожаи были хорошие. На пару лет мне пришлось оставить фермерство и вернуться в коммерцию, чтобы заработать денег на обустройство хозяйства. Вернулся и начал строить насосную станцию.
Поначалу желающих скинуться на строительство насосной нашлось немало, но к моменту закладки первого кирпича пыл у фермеров поостыл, и Рамазанов начал строительство в одиночку. За три года было построено здание, проведена линия электропередачи длиною в полтора километра, установлен мощный насос. Всего на строительство было потрачено около трех миллионов семисот тысяч рублей в ценах 2011 года. Полностью посчитать затраты Рамазанов затрудняется – до сих пор вкладывает средства, доводит насосную «до ума».
– Слово дал достроить, дострою, – уверяет нас фермер. – Хотя и возникли трудности. Договоренность по земле у меня была с одним человеком, а в связи с его смертью земля перешла в другие руки, я не смог вовремя оформить аренду. Новый хозяин земли вроде бы понимает, что насосная построена за мой счет и не возражает против ее работы, но время покажет. Пока я пользуюсь насосной, вода на поля идет, обустроил капельную систему орошения. Здесь растет все, но, если есть вода. Воды нет – можешь уходить с поля, ничего не будет. По-хорошему в районе надо восстанавливать мелиоративную систему, а это под силу только государству. Фермеры, даже если объединятся, не смогут потянуть восстановление каналов, строительство шлюзов, водогонов, трубопроводов.
Сегодня у Рамазанова около ста сорока гектаров земли. Почти каждый участок, который доставался фермеру, был заброшен по двадцать, тридцать лет, а некоторые и по пятьдесят. «Тайгу расчистил, получил целину», – шутит Зулкипли Аслаханович, но уверяет, что так работать интереснее. Земля отдохнула и теперь показывает всю свою силу.
Что выращивает фермер? Только те культуры и в тех объемах, которые оговорены в заранее заключенных договорах с оптовыми покупателями и перерабатывающими предприятиями. Так фермер работает уже давно. Высаживать ходовые или «выстрелившие» в предыдущий сезон культуры в надежде найти покупателя к моменту уборки урожая давно не рискует. Работает по принципу – лучше меньше, но качественно и с гарантией сбыта.
В прошлом году московская торговая сеть приобрела у Рамазанова пробную партию капусты в пятьсот тонн. Четкое выполнение условий договора и качество продукции убедили руководство компании заключить договор с фермером и на 2021 год на поставку большого объема капусты. Можно уверено говорить, что в астраханских гастрономах сети покупатели почти со стопроцентной вероятностью купят капусту фермера Рамазанова.
– Сейчас приезжают покупатели, спрашивают капусту, но я ее посадил только в тех объемах, которые обговорил заранее, – рассказывает фермер. – Кто хочет еще, будем договариваться на следующий год. Наобум я сейчас ничего не сажаю, зимой ищу контракты, договариваюсь, летом выращиваю, осенью сдаю. Самый надежный метод. Помимо капусты у меня высажено тридцать гектаров тыквы для московского партнера, по другому договору выращиваю порционные арбузы, помидоры черри, а к осени готовлю землю под высадку озимого чеснока. Это новая для меня культура, опыта в выращивании нет. Но нашелся спонсор проекта, предложил мне вырастить для него чеснок, почему нет? Речь о десятидвадцати гектарах, семена предоставят, технологию тоже. Чеснок в наших местах выращивать трудно, практически никто не берется, а я решил сотрудничать. Такая работа мне нравится, есть уверенность в завтрашнем дне.
Активно сотрудничает Зулкипли Рамазанов и с научными учреждениями, и с производителями семян. Охотно выделяет площадки для экспериментальных посевов новых сортов и отработки новых технологий. Плюсов такого сотрудничества много, а самое главное – это возможность первому узнавать, на какие сорта стоит обратить внимание, какие методы в выращивании применить, а на что не тратить время. К сожалению, по словам фермера, в вопросе выбора семян почти всегда выигрывают сорта и гибриды зарубежной селекции. Из отечественных предложений пока порадовала только капуста. Гибрид Орион, выведенный для возделывания в Северо-Кавказском регионе и в умеренных широтах, дает отличные результаты и в условиях Приволжского района. Орион, наряду с голландским Агрессором, составляет основную часть капустного урожая хозяйства. Оба гибрида показывают урожайность от семидесяти до ста тонн с гектара.
– В Астраханской области можно вырастить даже те культуры, которые в других регионах не вырастишь, – утверждает Зулкипли Рамазанов. В Дагестане можно что-то вырастить, в Калмыкии, в Волгограде… А тут можно вырастить все! Здесь световой день очень продолжительный, летом два-три часа совсем темно и снова свет. Есть культуры, которые любят жару и не любят полив, для них тут самое то. А есть культуры, которым нужно и жара, и вода – качай из ерика и все будет расти. Применяй правильно агротехнику и не ленись.
В подтверждение своих слов фермер нам показывает плантацию имбиря. Неожиданно, но в этом хозяйстве уже ничему не удивляются – берут и делают. Откуда пришла идея выращивать здесь экзотическое растение, привыкшее к тропическому климату с чуть ли не ежедневными дождями? Несколько лет назад Рамазанов в ассортимент овощей и фруктов, которыми торговал на рынке, добавил имбирь, и при хранении корневищ заметил, что при определенных условиях они прорастают. Как человеку азартному в вопросах растениеводства фермеру пришла мысль вырастить имбирь на поле.
Первые грядки имбиря Рамазанов высадил в Дагестане. Это был обычный товарный имбирь, но результат вышел неплохим. Растения чувствовали себя прекрасно, осенью урожай по весу превысил вес посадочного материала, значит, эксперимент удался. С тех пор Рамазанов работает над совершенством технологии выращивания имбиря, а посадки перенес на поля в Астраханской области. В прошлом году был реализован первый урожай.
– Осенью собрал имбирь и отвез в Дагестан. Там нет торговых сетей, поэтому проще сдать свою продукцию в магазины. Привез, показал, забрали. Там любят все отечественное, к импортным овощам и фруктам относятся с недоверием. За то, что мой имбирь выращен в России мне предложили цену в два раза выше, чем за импортный. В Дагестане имбирь любят, там считают его одним из основных продуктов, укрепляющих здоровье и иммунитет.
За четыре года Рамазанов на практике изучил все, что касается имбиря. Сначала купил в Приморском крае качественный посадочный материал – корневища из Китая, Индии и Бразилии. Индийский имбирь не подошел к местным условиям, бразильский не показал ожидаемого результата, а китайский отлично зарекомендовал себя («плоды» получились по 700 граммов) и ставка теперь делается на него.
Имбирь выращивался и в теплицах, и в укрытиях, и в открытом грунте, пробовались разные режимы полива, составы удобрений и средства борьбы с вредителями. Сегодня Рамазанов экспериментирует с затенением. Над имбирной плантацией натянуты сетки с разной плотностью затенения. Сегодня фермер уже может сказать, что сетка в 80% не дает растениям нужного света, под сеткой в 40% листья имбиря сгорают так же, как и на открытом солнце. Самый оптимальный вариант сетка в 55–60% плотности. Под ней растения получают достаточно света, но защищены от палящих лучей. Не любит имбирь и сквозняк, болеет от него, сохнет.
Вегетационный период у имбиря долгий. В конце января в теплом помещении начинается выгонка побегов, и только после первой декады мая растения высаживаются в грунт. Заморозки для имбиря губительны. При низких температурах растение промерзает полностью и гибнет, выходить его после воздействия заморозка невозможно.
Производство имбиря недешево. По подсчетам Рамазанова в выращивание имбиря на площади в один гектар нужно вложить полтора миллиона рублей. Со временем ферме планирует перейти на получение собственного посадочного материала, тогда затраты на производство уменьшатся почти в три раза. При возможной урожайности имбиря в двадцатьтридцать тонн производство этой культуры выглядит привлекательным, считает Рамазанов.
– Труд исключительно ручной, – демонстрирует нам секреты технологии Зулкипли Асланханович. – Как только обнажится подросший корень, его надо присыпать тонким слоем смеси почвы и золы. И так до самой уборки. Каждое утро прохожу и вручную раскручиваю нерасправившиеся листья, иначе они будут расти комом и растение недополучит солнца и питательных веществ. Почему некоторые листья сами не раскручиваются, сказать пока не могу, ищу ответ. Может быть, в почве чего-то не хватает. Есть предположение, проверяю. Технология, можно сказать, отработана на 90%, остались нюансы. Но всего пока рассказать не могу, подержу в секрете. Но результаты сейчас такие, что в следующем году площадь под имбирем увеличу в два раза, а если появится инвестор, то смогу выращивать имбирь и на большей площади.
Если эксперимент с имбирем Рамазанов считает почти завершенным, причем с положительным результатом, то эксперимент с тмином в самом начале. Тмином засеяно всего тридцать соток. Но первые результаты уже получены – выявилась ошибка со сроком сева, и стало понятно, как не нужно поливать тмин. Всходы фермер поливал дождеванием и «прибил» к земле первые ростки, из-за чего их развитие резко замедлилось, а некоторые растения и вовсе погибли. Теперь по рядкам с тмином положено капельное орошение.
– Чем хороши местные условия для тмина – соотношением майских дождей и летней засухи, – объясняет нам фермер. – Тмин в начале своего развития очень любит влагу, а затем длительный период ему нужно солнце, и дождь до самой уборки нежелателен. Надо успеть собрать семена тмина до первого осеннего дождя, иначе весь урожай окажется на земле. Если грамотно применить агротехнику выращивания тмина для Астрахани – это будет «бомба». Местный тмин по качеству будет не хуже арабского. Эксперимент буду проводить года три. Определю все нюансы технологии, посчитаю экономику, и создам проект, который буду предлагать инвесторам. Сегодня просто прийти и предложить выращивать экзотику без каких-то наработок больше похоже на авантюру. А с проектом, в котором уже все учтено и есть результаты, найти хороших инвесторов проще.
Именно так Зулкипли Рамазанов нашел инвесторов по хлопку. Вырастил, показал результат, который понравился московской компании, занимающейся производством декоративных букетов и интерьерных поделок. Уже не первый год фермер выращивает для партнеров по десятьдвенадцать гектаров хлопка. Но в этом году договор всего на два гектара. «Кому нужны букеты, когда пандемия?», – вздыхает Зулкипли Рамазанов.
На хлопке удивлять нас ферме не прекратил.
– Батат у меня отлично растет. Не понимаю, почему этой культуре уделяют мало внимания. Вкусно, полезно, торговые сети интересуются. Сажай и выращивай! Я высадил десять гектаров, немного, но для меня главное качество. Я видел на прилавках в супермаркете батат по сто тридцать рублей, и видел батат, оптовая цена которому триста рублей. Скажу, что качество даже сравнивать нельзя, и по опыту знаю, что у покупателей сейчас в приоритете качество, даже у тех, кто не может себе позволить много тратить на продукты питания.
В саду Рамазанова сегодня двадцать два наименования плодовых деревьев. Растет здесь и киви. Не для бизнеса, для интереса – доказать, что и киви можно вырастить на астраханской земле. Ждет фермер саженцы помело, заказал у турецких партнеров, поставляющих ему фрукты.
Но все же идеальных условий для любого растения в одном месте быть не может. Что-то наверняка не удалось вырастить?
– Мушмулу хотел посадить, – говорит фермер. – Не рискнул. Она боится морозов. И если два-три года все хорошо будет, нет гарантий, что на четвертый год не померзнет. Фисташку – заманчиво, но она тоже морозов боится. Да и уже на все не хватает сил и времени. Надо бы довести до ума эксперимент с имбирем и тмином, а там посмотрим. Сад планирую за два года расширить с полутора гектаров до двадцати.
Уследить за таким хозяйством непросто. Рабочий день у фермера начинается в три часа утра. Или еще ночи? Надо успеть с поливом и обработками до наступления жары. А потом и вечернюю прохладу надо успеть задействовать. Часто фермер даже не уезжает с поля домой, ночует в машине.
Работников в этом году мало. Ситуация стандартная – не приехали рабочие из Средней Азии. Весной сев проводился с учетом прибытия пятнадцати трудовых мигрантов. Но пока нет ни одного. Вместе с соседом фермером Рамазанов смог оплатить дорогу пятерым работникам, к началу уборки они должны приехать, станет легче. А пока шаткая надежда на местное население и на собственные руки.
До прошлого года всю работу на полях выполняла наемная техника. В паре, с уже упомянутым соседом, фермер нанимал трактор, культиватор. Подготовка полей к севу обходилась дорого. В прошлом году партнер получил грант, на который купил трактор. Работать стало легче, затраты на посевную упали в половину. Рамазанов сам садится за руль. К сожалению, найти хорошего тракториста на селе трудно. Не прельщает сельчан зарплата две-три тысячи рублей за восьмичасовую смену.
– В 2000 году, когда я начинал работать, – вспоминает Зулкипли Рамазанов, – рабочий день стоил двести пятьдесят рублей, канистра химии четыреста пятьдесят, бензин восемь рублей. При этом помидоры с поля я продавал по семнадцать рублей. А сегодня рабочий день сборщика стоит полторы тысячи рублей, бензин сорок пять рублей, химия подорожала в несколько раз, удобрения. А помидоры в прошлом году фермеры отдавали по десять рублей, свеклу и капусту сдавали по семь. Сегодня себестоимость капусты до уборки уже составляет шесть рублей, столько же предлагают оптовики. А прибавьте стоимость сбора, выходит, фермеры работают не только в ноль, а вообще в минус. Заработать можно только на ранних овощах, на них сейчас, говорят, цена хорошая. Я держусь только благодаря заранее заключенным договорам, где обговорена цена, позволяющая мне заработать.
Как и сосед, Рамазанов решил воспользоваться государственной поддержкой и подал заявку на получение гранта. Если выиграет конкурс, приобретет технику. Посевные площади растут, а при отсутствии основных рабочих минимальными силами обрабатывать столько земли вручную невозможно.
– Кто захочет, тот и будет работать. Это касается и фермеров, и работников. А если есть возможность воспользоваться помощью государства, зачем отказываться? Планов много, останавливаться нельзя. Основной принцип, которого придерживаюсь в работе, – широкий ассортимент, небольшие объемы, высокое качество. Радует, что у меня уже появились последователи, которые тоже пробуют выращивать новые для региона культуры. Надеюсь, со временем, астраханская земля будет славиться не только помидорами и картофелем, но и имбирем, тмином, и множеством других продуктов, которые сегодня для нас пока являются экзотикой.
Людмила Черноносова f
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.