Овощной вопрос
Трасса «Каспий» в Астраханской области проходит вдоль бескрайних полей, на которых в октябре, словно цветы, рассыпаны краснооранжевые сетки с луком. То и дело фуры сворачивают с дороги – это покупатели приехали за астраханскими овощами. Ранние заморозки в этом году освободили черноярский овощеводов от уборки позднего перца и томатов, чему фермеры были только рады – есть время и силы на лук, главную, можно сказать, стратегическую овощную культура района.
Район
В Черноярском районе выращивают большой ассортимент овощей: перец, томаты, баклажаны, кабачки, патиссоны, огурцы, разнообразные бахчевые, картофель. Но именно лук все чаще становится экономическим «паровозом» для многих овощеводческих хозяйств района. К тому же, как утверждают местные жители, именно здесь растет самый вкусный в стране лук.
– Наш район самый маленький в области, но сельское хозяйство у нас развито хорошо, – рассказывает заместитель начальника районного сельхозуправления Илья Викторович Коротенко. – У нас 439 крестьянских фермерских хозяйств, из которых 132 растениеводческие, остальные животноводческие и смешанные хозяйства. Как минимум половина фермеров регулярно обращаются к нам за господдержкой. Это и компенсационные виды господдержки – возмещение затрат на покупку элитных и гибридных семян для растениеводов и на покупку племенного скота для животноводов. В этих случаях сельхозпроизводители могут вернуть до 50% затрат.
В последнее время активно развивается мелиорация, каждый год в систему орошения вводится 500-700 гектаров. В прошлом году компенсация затрат на орошение составила 60%.
Наши фермеры стали активнее участвовать в конкурсах на получение грантовой поддержки. Максимальная сумма государственной части гранта, которую можно получить, 30 миллионов рублей, с учетом личных средств фермера стоимость проекта, который участвует в конкурсе, может достигать 40-45 миллионов рублей. В прошлом году успешно отчитался по ранее полученному гранту фермер Виталий Шегай. На средства господдержки он приобрел сельскохозяйственную технику, построил овощехранилище. В этом году фермер Магомед Магомедов получил 17 миллионов рублей на развитие фермы, общая сумма реализации проекта в итоге составила порядка 29 миллионов рублей. Эти примеры помогают нашим фермерам с доверием и энтузиазмом относиться к мерам государственной поддержки сельхозпроизводителей.
– Есть фермеры, которые хотят поучаствовать в программе, но боятся, что за время действия гранта экономические обстоятельства могут существенно измениться, и выполнить все условия гранта станет нереальным. Черноярские фермеры высказывают такие опасения? –
- У фермера есть право несколько раз вносить изменения в бизнес-план. Не успели в срок поставить технику или скот, например, нужно писать в конкурсную комиссию заявление, где объяснить, что задержка исполнения произошла не по его вине. Это не бюрократия, а вполне работающий механизм. Мы об этом рассказываем фермерам, говорим не только об ответственности, но и о возможных решениях.
Фермер
Виталий Шегай в овощеводстве не новичок. Когда-то он работал вместе с отцом, а несколько лет назад обзавелся собственным хозяйством. Из 50 гектаров, отведенных под овощные культуры, 35 занимает лук. Средняя урожайность – 100-120 тонн с гектара, и практически весь урожай фермер закладывает на хранение. Для этого в хозяйстве есть современный склад контейнерного хранения на 2000 тонн и склады навального хранения на остальной объем. Со временем фермер планирует все склады обустроить под контейнерное хранение. Виталий Шегай использует деревянные контейнеры, у которых доски боковых стенок прибиты с большим промежутком. Это обеспечивает луку хорошую вентиляцию и долгое хранение. Лук в контейнеры закладывают уже в сетках для дополнительной сортировки и выбраковки продукции. Хранение в контейнерах обеспечивает на складе порядок, точный учет и удобную отгрузку товара. Несмотря на стоимость контейнера (около 4000 рублей до подорожания стройматериалов, – прим.), хорошая цена зимних и весенних продаж компенсирует все затраты на хранение.
Уборку лука Виталий Шегай закачивает к концу октября, и первый лук начинает реализовывать, самое раннее, в конце октября-начале декабря. Почему?
– Жду, когда поднимется цена, – объясняет свою тактику Виталий Шегай. – Сейчас цена лука «с поля» 9-10 рублей, это очень мало, на грани себестоимости. Осенью завозится много лука из Казахстана, это сбивает цены. Качество импортного лука чуть хуже, но цена низкая. А оптовиков, прежде всего, интересует цена, а потом уже качество. Поэтому нам, российским фермерам, приходится ждать, когда закончится импортный лук, а свой храним.
Основные потребители черноярского лука – крупные логистические торговораспределительные центры, обеспечивающие продукцией супермаркеты Москвы и Санкт-Петербурга. Напрямую с сетями фермер не работает. Говорит – тяжело, да и выгоды особой нет, если сторгуешься на цену повыше, не факт, что в итоге так оно и выйдет.
Какую цену на лук ждет фермер? Как утверждает Виталий Шегай, 15-16 рублей, которая оправдает все затраты и позволит говорить о прибыли. А затрат много. Нужно не только вырастить, но и сохранить урожай, обеспечив ему комфортные условия хранения с минимальными потерями.
Лук фермер хранит несколько месяцев, последние партии покупатели забирают в апреле. Хранилища оборудованы системой климатического контроля, которая поддерживает температуру в 0 °C, и не позволяет луковицам идти в рост.
Конкурентоспособность продукции увеличивает первичная переработка лука: очистка от лишней шелухи, сортировка, упаковка. Для этого приобретена сортировочная линия и фасовщикдозатор, который упаковывает лук в сетки по 25 килограммов.
- Фасуем лук по заказу логистических центров, они нам за это доплачивают около 3 рублей за килограмм, а затраты на фасовку составляют примерно 1,5 рубля. Это и нам выгодно, есть дополнительный заработок, и покупателю удобно. Лук среднего размера самый востребованный, – рассказывает Виталий Георгиевич. – Крупный лук уходит на консервные заводы, на предприятия по изготовлению пельменей, котлет. Тепличные хозяйства забирают мелкий лук на выгонку зелени. К концу апреля на складах не остается ничего. Выгоду хранения я понял лет пять назад, когда стал восстанавливать старые колхозные хранилища, от которых остались только остовы. Возвел стены от основания, сделал крышу. Четыре года назад за 6 миллионов рублей купил холодильное оборудование. Все усилия принесли результат. Сегодня я готовлю новый участок под строительство еще одного хранилища, объемом 2000 тонн, уже сделал разметку под фундамент.
Хозяйство Шегая развивает по принципу: сначала строительство хранилища, потом расширение площади под выращивание. Если негде хранить, придется продавать за бесценок, тогда какой смысл увеличивать площадь? Хорошо, если получишь хотя бы то, что вложил. А это работа ради работы, никакой прибыли.
Сорта Виталий Шегай подбирает только те, которые хорошо и долго хранятся. Для длительного хранения отлично зарекомендовали себя сорта Манас, Меллори, Тареско. Проблем с семенами нет, проверенные поставщики не подводят – качество и всхожесть семян отличные, урожайность высокая.
– Если что и подводит, то только погода, – продолжает делиться с нами заботами Виталий Шегай. – В этом году не удалось посадить морковь, весна пришла с опозданием. По этой же причине не удалось заработать и на ранней капусте, процесс созревания дополнительно затянули начавшиеся ливни. Но ассортимент культур все равно стараюсь держать каждый год. И капусту выращиваю, и перец, и томата немного. Это все реализуется в сезон, когда нужны живые деньги, которые идут на покрытие текущих затрат на уборку, транспортировку, ГСМ, зарплату.
На погоду в этом году жалуются многие фермеры, а уж астраханские труженики вдвойне пострадали от поздней весны. Ведь при благоприятной погоде расторопные овощеводы ухитрялись получить два урожая с одного участка. Так, сначала на поле высаживают под пленку раннюю капусту, а после ее реализации поле подготавливают под томаты, и уже через пару недель высаживают подрощенную рассаду поздних сортов. Но не в этот год, увы.
Помимо овощных культур, экономику хозяйства Виталия Шегая поддерживают зерновые, которыми он занимается совместно с отцом, Георгием Николаевичем. Несмотря на сложные для зерновых условия, урожайность ячменя и пшеницы достигает 60-70 центнеров с гектара. Такие результаты возможны только на орошаемых землях. На сегодняшний день зерновые на орошении занимают в хозяйстве 400 гектаров, полив осуществляется с помощью круговых дождевальных машин. 60% затрат на строительство оросительной системы возместило государство.
– Для производства зерновых у нас есть все необходимое, – показывает парк техники Виталий Георгиевич. – Комбайны, трактора, жатки, сеялки, опрыскиватели. Стараюсь покупать российскую и белорусскую технику, она доступнее в цене и в обслуживании, а функции такие же, как у дорогих импортных аналогов. По сути, все копируют удачные решения и делают что-то свое, удешевляя производство. Качество, конечно, похуже, но, для задач небольших хозяйств вполне подходит. Ситуация сейчас такая, что без техники не обойтись, более того, ее нужно больше, так как для ручного труда нет ресурсов. У меня работают пять механизаторов, это постоянные работники, хорошие специалисты. А на сезонные работы нужно привлекать дополнительные силы, а их нет. Из-за пандемии мало приезжих, а на тех, кто все-таки доехал, ввели квоту – принять на работу не более 50% мигрантов, остальные работники должны быть местными жителями, а где их взять? В этих условиях мигранты подняли расценки, уборка подорожала в 3-4 раза. Значит, и фермерам нужно повышать цену на свою продукцию, но, если ставить цену, которая нам нужна, овощи станут еще дороже, снова пострадает конечный потребитель.
– В сезон Черноярскому району необходимы 2000 трудовых мигрантов, – прокомментировал ситуацию Илья Коротенко. – Но в этом году к нам приехало всего 700 иностранных рабочих. Это связано и с введением квот, и со стоимостью проезда в 80-100 тысяч рублей. Если квота будет отменена, то наши КФХ в следующем году смогут посадить больше овощей. Этот год сложился не очень удачно: нехватка рабочей силы, неблагоприятная погода, низкие закупочные цены, рост стоимости производственных ресурсов. Так, например, обычно в октябре у нас еще идет активная уборка всех видов овощей, а в этом году из-за ранних заморозков в октябре убирается только лук, остальные овощи уже пострадали от низких температур.
Евгений Симонов, Людмила Черноносова
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.