Спрос на здоровую и вкусную продукцию растет, и покупатели уже хотят видеть в фермерской корзине как можно больше разных продуктов. К каждому запросу тверской фермер Александр Соловьев относится со вниманием, поэтому со временем на ферме, кроме коров, в хозяйстве сегодня есть бараны, свиньи, кролики, разнообразная сельскохозяйственная птица. По меркам крупных ферм - всего понемногу.
Нет только коз, с которых когда-то и началась сельская жизнь Александра Соловьева. Как только на ферме появились коровы, покупатели стали больше покупать коровье молоко, спрос на козье упал. К тому же рядом открылась козья ферма, и, Соловьев окончательно перестал работать с козами.
К тому же и без коз есть чем заниматься. В этом году Соловьев вырастил 2000 голов перепелок, 6000 бройлеров с расчетом на продажу замороженных тушек. Товарный вес тушки, в среднем, 2,-2,5 кг, но бывает и экземпляры на 4 кг, на любителя.
- Бройлеров выращиваю только в летний период, так проще. Сразу после убоя птица идет в заморозку. Покупатели не против замороженных тушек, понимают, что это здоровая чистая птица, которую заморозили один раз, а не магазинная птица неизвестно какими путями дошедшая до прилавка, - рассказывает фермер.
Гусей на ферме меньше, 150 голов, на них спрос меньше. Есть куры-несушки, цесарки, утки - индийский бегунок, неприхотливая яйценосная и мясная порода. На зиму на ферме остается только маточное поголовье, покупается только яйцо бройлера.
В вольере для птиц мы заметили дикую утку, прибилась и не выгонишь. Живет вместе со всей птицей, вкусно питается, получает ветеринарное обслуживание. На мясо только не идет, а так, больше для души и веселого факта.
В свинарнике событие – новые поросята, 12 штук. Шутим про тринадцатого поросенка, но для фермы ничего не обычного, здесь бывает и 13, и 15 поросят. Рядом, в соседнем загоне, тычется в решетку пятачком отец семейства, двухсоткилограммовый хряк. «Это он еще похудел немного от переживаний за потомство», - шутит Александр Соловьев. Но переживать папаше не стоит. Все поросята живые и бодрые. На ферме гибель новорожденного молодняка – событие редкое, а что касается телят, то не было ни одного трагического случая, даже при сложном отеле, потому что каждого теленка фермер принимает сам.
Купить нового хряка в здешних местах не проблема. В отличие от коров, свиней еще держат в частных подворьях, поэтому далеко за новой кровью ездить не приходится. Так, среди свинок на ферме просматриваются и признаки мангалиц, и признаки сальных пород.
Свиней немного, большое поголовье сегодня мало кто решается держать. Хоть и карантинные болезни обошли район стороной, рисковать народ боится. При среднем весе туши 120 кг и цене 300 рублей за килограмм мяса никто не хочет рисковать большими финансовыми потерями, если придется избавляться от большого поголовья.
Мясной ассортимент отлично добавляет баранина, спрос на которую высокий и стабильный. Местная баранина, может быть, и не категории «люкс», но мясо вкусное, без специфического запаха. Каре ягненка по 420 рублей раскупается моментально. Бараны в отаре тоже собраны по принципу «с мира по нитке».
- Что попадалось, то и покупали. Наша задача – мясо для заказов, а какая порода покупателю неважно, - снова объясняет отсутствие единой породы фермер. - Опять-таки, на вкус мяса влияет кормовая база. А ради шерсти выращивать овцу здесь невыгодно. Какую бы расчудесную высококачественную шерсть ты не получил, она никому не нужна. Никто не поедет сюда за мешком шерсти. Всем проще загрузить полную фуру в Дагестане, объехав два-три хозяйства. А здесь такой объем и за полгода не соберешь. Поэтому для нас шерсть - это отходы, и какой смысл тогда в породе?
Сегодня у Александра Соловьева новые планы – производить для людей не только продукты, но и хорошее настроение. А это и зоопарк сельскохозяйственных животных, и пруд с карпами, и экскурсионные прогулки по ферме и окрестностям. Учитывая близость города (10 км), это будет востребовано, уверен фермер.
Людмила Черноносова