Сложно работать хозяйствам Саратовской области, которые граничат с Казахстаном. Мало того, что там часто бывают засухи и проблемы с кормами, так еще одной напастью стали сайгаки. Они съедают корм и выпивают воду, которые предназначены для домашних животных.
Еще несколько лет назад поголовье сайгаков было на грани истребления, данный вид находится под охраной ЮНЕСКО. По данным Википедии в Казахстане на 2021 год их уже более 840 тысяч голов, несмотря на то, что в 2015 году от бактериальной инфекции погибло около 120 тысяч особей. Во всем ареале Северо-Западного Прикаспия к 2022 году насчитывалось до 12 тыс. голов. Сайгак, или степная антилопа, не знает понятия границ между государствами, многочисленные стада спокойно мигрируют, пересекают границу и устраиваются рядом с водоемами, обычно весной, для пополнения потомством. За год сайга (самка сайгака) может принести до трех детенышей. А еще сайгаки являются уникальными животными, появившись около 50-70 тысяч лет назад, они застали эпоху мамонтов.
Приведем и такой факт – за день сайгак съедает 3-6 кг травы. А теперь представьте выжженную солнцем степь, где бродят овцы, обычно отарами в несколько сотен голов и стадо сайгаков, совершенно непугливых, где-то даже наглых, поедающих и без того скудный корм. Как же в таких условиях выживают фермерские хозяйства?
На границе с Казахстаном находится хозяйство Алюмжана Джумангалиева. Сначала это было ЛПХ, а в 2011 году он зарегистрировал КФХ и с тех пор активно занимается животноводством. Начинал фермер с КРС, у него было 100 голов. Но в связи с тем, что в этой зоне скудная кормовая база и большое поголовье трудно прокормить, то его пришлось уменьшить и переориентироваться на менее прихотливых животных – овец.
Поэтому он купил 180 овец эдильбаевской породы и начал наращивать стадо. Сейчас тут держат 850 овец, 30 голов КРС и 33 лошади. В 2012 году хозяйство получило грант «Начинающий фермер» – 580 тыс. рублей. Чтобы купить новый трактор заняли еще денег и так постепенно укомплектовали хозяйство всем необходимым. Сейчас оно уже вышло на прибыль, но еще есть много трудностей.
- Чтобы прокормить живность обязательно должны быть свои корма, поэтому у нас есть 2,5 тыс. гектаров земли, – говорит Алюмжан. – Сейчас это пастбища и сенокосы, а раньше сеяли зерновые культуры. Но из Казахстана в большом количестве приходят сайгаки, все поедают и вытаптывают, а защититься от них невозможно. Поэтому последние два года уже ничего не сеем.
Миграция сайгаков для саратовских фермеров стала настоящей бедой, они все съедают и выпивают воду, которая поступает из единичных родников. Это при том, что в засушливой зоне и домашних животных кормить особо нечем. Так, в прошлом году с территории Казахстана проходило около 20-30 тыс. сайгаков, часть оставалась до зимы. Отстреливать их нельзя, поскольку они защищены законом, а выгнать - не получается, они вновь возвращаются и наносят большой ущерб местным хозяйствам.
Несмотря на трудности, хозяйство работает и развивается, сейчас идет окот. 450 овцематок уже принесли потомство. Выход ягнят составляет 115%, потому что частенько рождаются двойняшки, а иногда и тройняшки. Этот год тоже оказался плодотворным, поскольку осенью еще была сочная и зеленая трава, поэтому овцематки были упитанными и более продуктивными.
В хозяйстве специально планируют зимний окот, чтобы к лету ягнята набрали товарный вес и их можно реализовывать. Для этого в апреле их уже выгоняют на пастбище, а к июню они достигают веса 40 кг. Животных продают живым весом, в среднем по 140 рублей. В год реализуют по 300-400 голов. В основном реализация идет в Москву.
Разводят тут и лошадей. Жеребцов сдают на мясо, а кобыл оставляют для увеличения табуна. Уход за ними проще, поскольку они сами пасутся и жеребятся, но рентабельность начинается только от 100 голов. Также есть немного КРС. В прошлом году на 1,5 млн рублей фермер построил новое помещение на 1,4 тыс. метров для одной тысячи овец. Оно «на вырост», если поголовье увеличится.
- Проблемы есть – корма, нашествие сайгаков и нехватка рабочих рук, поскольку все бегут из села на заработки в Москву, – жалуется аграрий. – Сейчас в хозяйстве кроме меня и жены работает еще 2 человека. Мы не боимся трудностей, и, несмотря на все сложности, продолжаем работать.
подготовила Людмила Бреусова