Терпелка закончилась. Письмо Путину
На февральском съезде АККОР замминистра сельского хозяйства Елена Фастова рассказала о мерах поддержки овощеводов, которые сегодня разрабатываются Минсельхозом РФ. Это возмещение затрат на создание и модернизацию хранилищ; на покупку элитных семян картофеля и овощных культур; субсидии на каждую тонну произведенной продукции. Объемы финансирования по данным мерам государственной поддержки пока не определены, документы находятся в стадии разработки, но, по словам Елены Фастовой, все эти программы будут работать уже в этом году. Осталось подождать совсем немного, и … потерпеть.
Сколько смогут вытерпеть овощеводы? Они уже испытали на себе подорожание семян, удобрений, СРЗ, ГСМ, техники и оборудования, оплатили по баснословным ценам доставку и оформление трудовых мигрантов. Сегодня они со страхом ждут, будет ли нужна кому-то их продукция хотя бы по себестоимости, смогут они заработать хотя бы мизер, чтобы продержаться до следующего сезона? Об этом мы узнали из беседы с Еленой Тупиковой, которая выращивает овощи более двадцати лет. Совсем недавно она написала письмо президенту страны. Вполне логично, ибо на местах вопросы не решаются, региональные власти по большому счету собирают статистику и строчат отчеты. У фермеров одна надежда, высказать, что наболело, озвучить проблему овощевода, которую может решить только один человек в стране.
- Елена Александровна, что происходит сегодня в овощеводстве? Почему пришлось написать письмо президенту?
- Сельское хозяйство всегда было очень сложным бизнесом, здесь много проблем и вопросов, особенно в овощеводстве. У нас очень трудолюбивые люди, мы всегда вырастим все овощи, которые могут расти в регионе. Но с каждым годом проблем становится все больше. И коронавирус нам “помог”, и сегодняшняя ситуация негативно влияет, но овощи в России будут, никто не помешает нам вырастить урожай. Это я говорю с полной уверенностью.
Самая большая проблема, с которой мы столкнулись в этом году - невозможность получить кредиты. И речь даже не о льготных кредитах для сельхозпроизводителей. Фермеры не могут получить даже коммерческие кредиты под 30% годовых. Несмотря на мои великолепные кредитные истории, я не смогла получить в этом году кредит на оборотные средства. Причем мне не нужен длительный кредит, нужен на год, который я отдам намного раньше - сразу после реализации первого урожая. У нас хорошие обороты, выручка, но на посевную мы всегда берем кредит, который отдаем через четыре месяца. Кредитные средства нам нужны как подспорье, для спокойствия и нормальной работы. Этим же механизмом я решила воспользоваться и в этот раз, но во всех банках получила отказ. Почему? Никто не объясняет. И такая ситуация не у меня одной. Все овощеводы, кого я знаю, не смогли взять кредиты на посевную. Я смогла занять средства у друзей и родных, а что делать тем фермерам, у которых нет такой возможности? Сейчас мы работаем в более жестком финансовом режиме, с кредитом было бы намного легче. Но мы не сдаемся, работаем. Об этом я и писала президенту. Грустно конечно, что приходится просить главу государства помочь взять кредит, но это был крик души.
- Из новостей мы узнаем, что достаточно большие средства выделены на краткосрочные льготные кредиты для фермеров…
- Вы думаете, эти средства не дошли до меня одной? Сотрудники банков говорят, что в этом году очень низкий уровень выдачи кредитов, я такая не одна. Смотрите, из 995 критериев выдачи кредита, у меня почти 900! Это идеально, с таким результатом не могут отказать. Я платежеспособна, у меня нет просрочек по прежним кредитам, по налогам. Но я не понимаю, почему не могу получить коммерческий, не льготный, кредит.
- А в общем, как вы оцениваете господдержку для овощеводов? Пользуетесь ли льготами, субсидиями?
- Финансирование овощеводства недостаточно для наполнения рынка отечественными овощами. Отсюда и турецкие овощи, и египетская картошка. Я возвращаюсь к теме кредита: мне нужны были средства на покупку семян, удобрений. Это не какая-то роскошь, это все для работы. Но во всех банках, которые работают в регионе, я получила вежливый отказ. А ведь овощи это часть продовольственной безопасности страны. Если мы бросим работу, пострадают и люди, и государство. Самое болезненное - ощущать свою ненужность, когда тебе нужна помощь.
От государства сегодня я ничего не получаю. Кроме погектарной поддержки, никаких субсидий для овощеводов пока нет. Но условия, которые нужны для получения погектарной поддержки, делают этот инструмент неэффективным, мне не выгодно ее получать - я налогов заплачу больше, чем получу эту поддержку, понесу лишние расходы. Погектарная поддержка - отличный инструмент для зерновиков, которые работают с огромными площадями по 10-15 тысяч гектаров. Для них 9 тысяч рублей за гектар помощь ощутимая. А я работаю на 80 гектарах. Вот и считайте, сколько я побегаю, сколько потрачу и сколько получу, и сколько потеряю, пока бегаю с бумагами, а не работаю.
- В последнее время принимаются законы, которые призваны помочь фермеру. Например, закон о торговле с поля или строительство дома на поле. Это нужно фермеру?
- Все, что будет работать на результат, хорошее предложение. Строительство жилых домов на фермерской земле - это очень удобно. Не нужно будет ездить каждый день за десятки километров до поля. Это время можно будет потратить на отдых в комфортных домашних условиях. Это отличный закон, главное, чтобы работал. Что касается торговли с поля, наверное, и это неплохо, но примерить на себя не могу - я так не работаю. Торговля с поля - это очень дешевый сегмент, мне так реализовывать продукцию невыгодно. Мое хозяйство находится рядом с городом, проблем с организованным сбытом в торговые сети и на перерабатывающие предприятия нет. У меня есть возможность работать с сетями, выполнить все их требования по товарному виду, по хранению овощей в особых климатических условиях, по сортировке, фасовке, упаковке. Может быть тем фермерам, чьи хозяйства находятся в глубинке, будет выгодно, чтобы люди приезжали к ним за недорогими овощами прямо на поле, все-таки быстрая прямая реализация - это живые деньги, которые нужны всегда.
- На каком уровне должны решаться проблемы фермеров? Если дошло до написания письма, значит, что все остальные ступени власти не работают?
- А куда еще обратиться? В региональный комитет по сельскому хозяйству? Там нет даже отдела овощеводства, мы будто и не существуем. Да и как комитет может повлиять на ситуацию с кредитом? Наши вопросы должны рассматриваться на уровне государства, которое свои решения будет определять, считаясь с мнением фермеров. Мы понимаем как должно быть, государство поможет как это сделать. если мы хотим наполнить рынок недорогими отечественными овощами, то решать эту задачу надо совместно. К сожалению, чиновники нас игнорирует, а подчас на наши жалобы отвечают, что мы как сыр в масле катаемся, что нам еще нужно? Откуда такое мнение? Да, я прихожу на встречи в хорошей форме, в полном порядке, но почему никто не хочет приехать и посмотреть, как я с утра до позднего вечера работаю в поле в сорокаградусную жару, например? Я работаю, я зарабатываю, но назвать мою жизнь сыром в масле никак нельзя.
- И все-таки, несмотря на вышеописанные сложности, будут ли осенью овощи на прилавках?
- Конечно, будут, но цена реализации будет очень высокой. Фермеры не смогут продать по такой цене, будут ее снижать, нести убытки. Овощи - не зерно, надолго на склад не положишь в ожидании хорошей цены. Мы понимаем, что складывающаяся цена очень высокая для покупателя, но нам невыгодно поднимать цены - нам надо продать так, чтобы не остаться в убытке. К тому же, от той цены, которую вы видите в магазине, фермеру достанется, в лучшем случае, 20%. Не обвиняйте фермеров в жадности, ценообразование от нас не зависит. Боюсь представить, что будет осенью с ценами на рынке, но надеюсь, ситуация к этому времени стабилизируется.
Мы не унываем, продолжаем работать, обязательно вырастим для вас вкусные овощи. Уверена, что жизнь скоро наладится. Хочу пожелать всем счастья, хорошего настроения, солнечных дней.
Надо бы тут написать какие-то оптимистические рассуждения, подвести итог с положительным оттенком. Но в данный момент я чувствую себя не журналистом, а женщиной, которая может остаться без маринованных помидоров. А они так хороши зимой, когда достаешь их из банки… Эх, здравствуйте, дачные грядки, вы по мне так скучали!
Людмила Черноносова
Ольга Уманская
Оцените эту статью!
Аргентинская технология производства инокулянтов БИОНА
© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.