Да, вопросов у фермеров накопилось много, но они молчат, понимают, что ситуация сейчас сложилась тяжелая. Чтобы выправить ситуацию Правительство и Минсельхоз РФ предпринимают меры: льготное кредитование, выделение средств, новые программы. Мы не будем пересказывать то, что можно прочитать на государственных сайтах, а спросим у фермера, все ли его устраивает, достаточно ли мер поддержки?
- Евгений Геннадьевич, какие потребности у вашего хозяйства? Что именно нужно: земля, скот, кредиты?
- Хороший вопрос. Потребности есть всегда, но мы привыкли справляться сами. Хорошо, когда можно с кем-то поделиться, что тебя слышат и могут дать дельный совет. Но уповаем мы только на себя. Льготный кредит нам не дали, несмотря на хорошую кредитную историю. Мы собрали все документы, отправили, но… скорее всего, возьмем обычный коммерческий кредит. От чего зависит отказ, я не знаю.
Районная администрация действительно помогает, от них зависит скорость принятия решений, согласований проектов, разъяснения к нормативным актам, а документация и отчетность – это тоже большая работа. Я не понимаю тех фермеров, которые не обращаются к властям, мотивируя тем, что толка нет. Есть толк. Мы с отцом сколько бились, искали удобрения, а нам цены заламывали космические, а пошли в администрацию, поделились и нам нашли хорошего поставщика, продающего удобрения по минимальной цене. У них много информации, а этим не стоит пренебрегать.
- Если бы у вас была возможность, что бы вы сказали министру сельского хозяйства?
- Очень провокационный вопрос (смеется). Нужно ездить и смотреть, как не живут, а выживают фермеры в отдаленных уголках. Надо повернуться лицом к промышленности и сельскому хозяйству. Одно вытекает из другого. Промышленность не будет развиваться, если на ее продукцию не будет покупателей. А у нас есть потребности в технике, и мы готовы покупать отечественные тракторы и комбайны, только сделайте, и хорошего качества.
Нам нужна сельхозхимия, мы ее купим, так постройте заводы. Надо объединить возможности и потребности, восстановить связи. У меня нет ни одного хлопчатобумажного халата, сплошная синтетика, их не делают, а почему? Неужели нет потребности в натуральных тканях? Есть и все должно работать. И мы будем работать, и кормить страну.
Ольга Уманская