Подписаться на новые статьи
«Медовый кодекс»
14 августа 2020

«Медовый кодекс»

Еще полвека назад пчеловодство было важной составляющей сельскохозяйственной экономики страны. Медовой отрасли со стороны государства уделялось особое внимание – научно-исследовательскую работу вели созданные в разных регионах страны институты и опытно-селекционные станции; специализированные совхозы и пчеловодческие хозяйства внедряли передовые методы механизации процесса производства меда, популяризировался интерес к разведению пчел в личных подсобных хозяйствах. На пике развития отрасли количество пчелиных семей в СССР доходило до десяти миллионов, страна занимала по этому показателю первое место в мире – треть всех используемых пчелиных семей на планете были советскими.

В прошлом году на фоне новостей о массовой гибели пчел в разных регионах России, на отрасль снова обратили внимание и государственные структуры, и бизнес. Но сегодня, несмотря на большой, казалось бы, объем информации, пчеловоды, с которыми встречается «Фермер», продолжают сетовать на нехватку знаний и задают вопросы, на которые мы попытаемся ответить. За помощью мы обратились к доктору сельскохозяйственных наук, врио директора ФГБНУ «ФНЦ Пчеловодства» (город Рыбное, Рязанской области) Анне Зиновьевне Брандорф.

– Анна Зиновьевна, наш читатель, пчеловод, жаловался, что купил итальянскую пчелу для улучшения качеств кавказкой пчелы, которую разводит на пасеке. В результате пчелы второго поколения получились очень агрессивными. Стоит ли заниматься несколькими породами пчел одновременно?
– Фермер абсолютно правильно заметил, что условно называемые «гибриды», полученные в смеси двух пород, часто обладают повышенной агрессивностью. Да, при смешивании пород отмечается эффект гетерозиса – помеси бывают более продуктивные. Но максимальной продуктивностью характеризуются чистопородные пчелы, и заниматься на пасеке целесообразно только одной породой пчел, по мере необходимости обновляя поголовье новым чистоплеменным материалом. Понятно, что всегда вокруг пасеки есть определенный генетический фон, который будет влиять на чистоту поголовья, но при грамотной работе пчеловода с поголовьем это влияние будет минимальным, не влияющим на качественные показатели породы, в том числе и на уровень агрессивности. Что касается завоза новых пород, то нужно ответственно относиться к выбору материала. В случае с фермером, который приобрел итальянскую пчелу, надо смотреть, где он ее купил, есть ли гарантии, что это именно итальянская пчела, проверена ли она на наличие заболеваний. Только при полной уверенности в чистоте пчелы, можно завозить ее на свою пасеку.

Наша справка
Потребление меда на душу населения в России по официальным данным составляет около 400 грамм (по данным статистики производится 55 тысяч тонн меда, а население 140 миллионов человек). По производству меда на душу населения Россия во много раз превосходит Китай, Индию, Бразилию, США и другие сопоставимые по параметрам пчеловодные державы. По среднедушевому потреблению меда мы лишь немного уступаем США, Германии, Японии и другим экономически развитым странам.


– Может быть, на какую-то породу нужно обратить особое внимание? Какие факторы влияют на выбор – простота содержания, продуктивность, устойчивость к заболеваниям?
– Технологические условия содержания, кормления, разведения пчел зависят от природно-климатических условий местности, где будет организована пасека, от породных особенностей пчел, от сроков цветения медоносов, от того, какую продукцию хочет получить пчеловод, и, даже, от состояния здоровья фермера: насколько он готов к физическим нагрузкам, к сложностям в содержании, сколько времени сможет позволить на уход за пасекой. Например, если у пчеловода мало сил и времени, он будет содержать лежаки. Если у него достаточно физической силы, пчеловод может держать многокорпусную систему. Все эти факторы, условия и задачи формируют технологию содержания пчел и производства меда на конкретной пасеке. Единой идеальной технологии в нашей стране быть не может. То, что отлично работает, например, в центральных районах, не принесет такого же результата в Поволжье или за Уралом.
Что касается болезней – эпидемии пчел – проблема актуальна. Из года в год остро стоит вопрос варроатоза, нозематоза. В южных регионах страны серьезный ущерб приносит нозематоз, цитоабактериоз (кстати, который также приобрели пчелы на территории РФ от завозных из-за рубежа). Вирусные заболевания пчел появляются на фоне ввоза пчел из других регионов и стран. Так, если мы вернемся к первому вопросу, то я не уверена, что фермер, жаловавшийся на итальянскую пчелу, имеет ветеринарное свидетельство на пасеку, где приобрел матку. У пчел, конечно, есть природный иммунитет. Какие-то породы устойчивы к одному заболеванию, какие-то к другим. Если рассматривать устойчивость пчел к нозематозу, то среднерусская порода самая устойчивая к этому заболеванию. Если говорить о падевом токсикозе, то самая слабая к этому заболеванию северокавказская пчела. Сейчас ведутся работы по определению пород пчел, устойчивых к бактериальным, грибковым заболеваниям. Устойчивость или слабость к болезням определяется не только у породы, но и у семьи, у популяции.

Наша справка
В мире сейчас производится и применяется более 400 наименований лечебно-профилактических средств на основе биологически активных продуктов пчеловодства. Однако еще большее народнохозяйственное значение имеет разведение пчел в районах интенсивного земледелия, благодаря которым обеспечивается опыление около 150 видов энтомофильных сельскохозяйственных культур (гречихи, подсолнечника, рапса, хлопчатника, горчицы, кориандра, плодовых, овощных и кормовых культур, а именно: семенников клевера, люцерны, эспарцета и другие). При этом не только на 30-50% повышается урожайность перекрестноопыляющихся сельскохозяйственных культур, но и улучшается качество семян и плодов. По подсчетам специалистов, стоимость дополнительного урожая от опыления пчелами превышает стоимость прямой продукции пчеловодства в 10-12 раз.

По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (в аббревиатуре – ВСХП-2016), число пчелосемей в нашей стране составило 3 миллиона. За десять лет между двумя переписями количество пчелосемей сократилось на 18,1%. При этом в хозяйствах населения было 2 миллиона 787 тысяч семей; в крестьянских фермерских хозяйствах и на пасеках индивидуальных предприятий – 162 тысяч; в сельхозорганизациях – 104 тысяч семей. Самым «пчелонаселенным» регионом по итогам переписи стала Башкирия – 357,2 тысяч пчелосемей. На втором месте Алтайский край – 172,5 тысяч, далее Дагестан – 142,9 тысяч, Краснодарский край – 125,3 тысяч пчелосемей. Пятое место разделили Белгородская область и Приморский край – здесь в среднем по 65-66 тысяч семей.


– Увеличение применения пестицидов в технологии сельхозпроизводства часто связывают с увеличением случаев отравления пчел, в том числе целыми пасеками. Как пчеловоду обезопасить поголовье от гибели?
– Хорошим решением могло бы стать применение для обработки посевов эффективных, но безопасных для пчел биологических средств. Такие препараты есть, но на территории РФ пока не зарегистрированы. Будут ли их применять фермеры – большой вопрос. Такие препараты очень дорогие, кратность их применения за сезон значительно выше, соответственно, себестоимость продукции значительно вырастает. А все хотят вырастить все быстро и дешево, поэтому сегодня выбор за недорогими мощными химикатами. Причина массового отравления пчел препаратами для обработки посева – нежелание фермеров и пчеловодов вступать в диалог. Более того, многие агрономы почему-то избегают общения с владельцами пасек, а те, свою очередь пассивно ждут, что кто-то о них вспомнит и предложит конструктивное сотрудничество. Там, где растениеводы и пчеловоды находят друг друга, вступают в диалог, вырабатываются механизмы решения проблемы, благодаря слаженным действиям минимизируется риск для жизни и здоровья пчел. Простой обмен номерами телефонов – уже важный шаг к сотрудничеству. Зная, где рядом с его хозяйством находятся пасеки, фермер разместит культуры, требующие более частых и сильных обработок, на удаленных полях. Агроном заблаговременно сможет оповестить пчеловодов о сроках проведения обработок, а пчеловод вовремя заявит о приезде пасеки в лесополосу у поля. Например, нередки случаи, когда к массивным посевам рапса, а это хороший источник пыльцы и нектара, подъезжает пасека, а фермер об этом не знает, и проводит обработку. Есть и положительные примеры, когда фермеры помогают пчеловодам перевозить пасеки, если нужно обработать поле, а пчеловод своими силами не справляется с быстрым переездом. Массовая гибель пчел происходит там, где нет диалога.

Наша справка
Гетерозис – превосходство по ряду признаков и свойств гибридов (помесей) первого поколения, полученных при скрещивании разных линий, популяций и пород пчел, по сравнению с родителями. Во втором и последующих поколениях при скрещивании гибридов между собой или при возвратном скрещивании помесей первого поколения с одной из исходных пород гетерозис обычно затухает. У пчел гетерозис наиболее сильно проявляется при межпородном скрещивании и в меньшей степени – при скрещивании популяций пчел и линий пчел. Эффект внутрипородного гетерозиса наблюдается также при скрещивании маток и трутней одной и той же популяции, но происходящих из отдаленных районов. Вместе с тем гетерозис проявляется не всегда. Подбор пар пчелиных семей, принадлежащих к разным породам, популяциям или линиям, скрещивание которых гарантирует устойчивый гетерозис, выявляют эмпирическим путем, т.е. методом «проб и ошибок». Для полного проявления гетерозиса при скрещивании двух хорошо сочетающихся пород необходимо также, чтобы матки, трутни и происходящие от них семьи-помеси первого поколения были выращены в наилучших условиях содержания и использования при обильном медосборе. В зависимости от особенностей объектов скрещивания гетерозис может повлиять на одни признаки и не сказаться на других: экстерьерные признаки у медоносной пчелы в меньшей степени подвержены воздействию гетерозиса, чем плодовитость маток, медовая продуктивность.


– На семинаре в Германии нам показывали поля с урожайностью озимой пшеницы 80-120 ц/га, где среди густостоящих колосьев проглядывали медоносные растения: мак, колокольчик. На вопрос, почему в полях стоят «сорняки», гид ответил, что поля обработаны, но медоносы не должны пострадать! Штраф за гибель пчел огромный и разорит фермера. А как у нас?
– У нас такого нет. Площадей в России вполне хватает, чтобы хватило и посевам, и пчелам. Не сравнивайте нашу страну с Европой, где возделывается каждый участок земли. А у нас в любом регионе можно найти брошенные поля, которые уже заросли медоносным разнотравьем, дикоросами. Никто не будет на своих полях специально оставлять участки с цветущими сорняками для пчел, даже по большой дружбе. Необходимости в этом нет. В землю вкладываются большие средства, чтобы получать прибыль, а не кормить пчел. Конечно, если говорить о крупных агрохолдингах, то если они намного километров засеют поля пшеницей, разве пчелам будет хорошо? Но те полосы, которые останутся между полями, вполне будет достаточно, чтобы обеспечить небольшую пасеку нектаром. В Германии, где каждый гектар наперечет, проще применить и одинаковую методику, и одинаковые требования. В России применить одну и ту же инструкцию крайне сложно. Например, в центральной России мы кричим о проблеме отравления пчел химикатами, а на Дальнем Востоке другая проблема – там идет активная вырубка липы, которая является важным источником нектара, а вот массовых посевов сельхозкультур, обработка которых требует применение мощных препаратов, там нет.

Наша справка
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт пчеловодства» создан в 1930 г. в системе ВАСХНИЛ на базе Тульской опытной станции пчеловодства. Дважды перебазировался: в 1934 г. в п. Бутово и в 1955 г. в г. Рыбное Рязанской области, где находится сегодня. Институт занимается актуальными проблемами по научному обеспечению пчеловодства России, при решении которых выполняются фундаментальные и прикладные исследования, а также разрабатываются программы, прогнозы и концепции развития отрасли; оказывает методическую помощь научным, опытным учреждениям и вузам при проведении НИР и содействие сельскохозяйственным органам в освоении достижений науки и передового опыта в производстве. В системе территориальных подразделений учреждения насчитывается около 15 тысяч пчелиных семей, а в дендропарке и коллекционном питомник находится крупная коллекция древесно-кустарниковых медоносов и пыльценосов.


– Какие формы хозяйствования доминируют в производстве меда? Как в целом оценивается состояние отрасли? Оказывается ли пчеловодам государственная поддержка?
– 96-98% меда в России производят ЛПХ. Если мы посмотрим назад, в советское время, то тогда каждый колхоз обязан был иметь собственную пасеку. Сейчас таких требований к хозяйствам нет. Крупные предприятия, если и держат пчел, то только для внутренних нужд – питание сотрудников, опыление каких-то конкретных культур. Например, наш институт занимается производством сортовых семян медоносных культур, для этого нам необходимо естественное опыление, поэтому у нас есть собственная пасека.
Следует понимать, что для содержания пчел в промышленных масштабах, хозяйство должно высевать достаточное количество медоносных растений. Но у крупных холдингов такой задачи сейчас нет.
Я бы сказала, что количество пасек в стране стабильно. Если кто-то из пчеловодов сворачивает деятельность, то такое же количество начинает работу. Благодаря тому общее число пчелиных семей в стране сохраняется на одном уровне. Конечно, если тенденции массовой гибели пчел будут продолжаться, то многие пчеловоды перестанут возобновлять пасеки. Если каждый год потери пасек будут составлять 1,5-2%,будет заметен спад. Все больше растет сегмент пчеловодов-любителей, владельцев небольших пасек на 10-15 пчелиных семей. А крупные пчеловоды уходят в бизнес «купи-продай» – начинают покупать у мелких хозяйств мед и реализовывать его дальше, уже в больших объемах. На фоне этого Минсельхоз РФ нацеливает пчеловодов на кооперацию. Если этот опыт будет успешным и финансирование пчеловодческих кооперативов будет достаточным, то следом, вполне могут появиться крупные пчеловодческие хозяйства, которые будут иметь отраслевой приоритет в отличие от небольших пасек.


– Население нашей страны сегодня обеспечено медом в необходимом объеме? Позволяет ли состояние отрасли экспортировать медовую продукцию, или, наоборот, необходим импорт? Есть ли проблема некачественной продукции и фальсификата?
– Если говорить о научно разработанных потребностях в меде на одного человека, то мы, конечно, в дефиците. Но, нужно уточнить, что мед сегодня не является продуктом первой необходимости, его заменили товары-конкуренты – разнообразная сладкая продукция. Мед в той норме, что рекомендована для среднестатистического человека, уже не употребляется. Если раньше семья покупала ведро меда, то теперь всего лишь литровую банку, и даже не для еды, а в лечебных целях. Уходит культура потребления меда, ему уже не придают былой ценности.
В России есть и экспорт меда, и импорт меда. Это нормальное явление в любой отрасли. К сожалению, импортные продукты, в массе своей настоящим медом не являются, но продаются под эгидой меда. Все чаще такие продукты появляются и у отечественных производителей. Например, «Мед черничный», но такого меда в природе нет. Если вы внимательно посмотрите на этикетку, то увидите ТУ, по которым этот продукт произведен. Этикетка настоящего меда должна иметь только две надписи – Мед и ГОСТ. Можно условно называть мед липовым, малиновым, по названиям тех растений, которые дают обильный нектар, который и будет преобладать в составе собранного меда, но никогда стопроцентным липовым и малиновым этот мед не будет. Тем более черничного меда в тех объемах, в которых он представлен на прилавках, в природе быть не может. Это медовый продукт, и, зачастую, пчелы к его производству не имеют никакого отношения, это результат деятельности человека. Здесь не идет речь о фальсификате, а лишь о разных категориях продуктов. Чтобы не обманывать самого себя при покупке меда, спросите у продавца документы на продукцию. Если вам покажут ветеринарное свидетельство со всеми анализами и экспертизами, то это мед, произведенный медоносной пчелой. Если вам покажут технические условия, то это медовый продукт. Обмана здесь нет, если вы подумали, что это мед, то с точки зрения законодательства это ваши проблемы, вас никто не обманывал.

Наша справка
СРЕДНЕРУССКАЯ ПОРОДА
Ценность среднерусской пчелы заключается в том, что она приспособлена к холодному климату. Эти пчелы практически не болеют, способны противостоять варроатозу и меда дают достаточно много. За год пчелиная семья собирает до 100 кг меда. Обладают высокой продуктивностью выносливостью. Помесь этой популяции разводится в России повсеместно. Имеют свойство самостоятельно мигрировать на большие расстояния. Вес среднерусской пчелы составляет примерно 110 мг. Окраска темная: от черной до насыщенно серой без желтизны. У среднерусской пчелы быстрая реакция на внешние раздражители. Яйценоскость больше 3000 яиц в сутки.
СЕРАЯ ГОРНАЯ КАВКАЗСКАЯ ПОРОДА
Признаки этой породы встречаются почти у всех пчел, которые распространены на территории России и соседних государствах. Данная порода не сильно устойчива к болезням и морозам. Пчелы этой популяции отрицательно относятся к сырости. К плюсам этих насекомых в первую очередь относится выдающаяся предприимчивость в поиске растений, которые хорошо приносят мед. Прилетают к растениям с низкой сахаристостью и с легкостью переключаются со слабого взятка на сильный. Порода неагрессивная, спокойно ведет себя при осмотре гнезда. Вес пчелы до 90 мг. Окрас серебристо-серый без желтых элементов. Небольшая предрасположенность к роению. Яйценоскость до 1500 яиц в сутки.
ИТАЛЬЯНСКАЯ ПЧЕЛА (КАРДОВАН)
Италия является родиной этих пчел. При плохих погодных условиях насекомое отказывает трудиться. Оставляют много воска. Итальянская порода пчел плохо проживает зиму. За недолгую зиму могут использовать много корма. Не болеют акарапидозом, но легко могут заболеть нозематозом. Хорошо опыляют растения. Очень энергичные и выносливые. Хорошо защищают свои гнезда, но по характеру спокойные. Вес пчелы до 120 мг. Окрас коричневый с ярко-желтыми полосами. Яйценоскость за сутки до 2700 яиц.

Выражаем благодарность 
Анне Брандорф за сотрудничество и надеемся, что смогли ответить на некоторые вопросы, волнующие сегодня пчеловодов и потребителей меда.

Людмила Черноносова    f

Просмотров : 1971
ФЕРМЕР. Поволжье
Sub_Class with id 701 does not exist
ФЕРМЕР. Черноземье
Sub_Class with id 712 does not exist

© КОПИРАЙТ, 2013-2019. Все материалы на сайте защищены Законом об авторском праве. Использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия Администрации сайта. По вопросам разрешений на публикации и рекламы обращайтесь +7-905-395-28-88. Мобильное приложение доступно на iTunes и AndroidMarket.