Если на заброшенных сельскохозяйственных землях выращивать лес, особая ценность которого в способности поглощать углерод, то в будущем фермеры смогут зарабатывать до 50 миллиардов долларов в год, продавая углеродные единицы, заявил директор Института права и развития ВШЭ — Сколково Алексей Иванов.
В мире практикуют различный формат торговли углеродными единицами: выпуск «углеродных кредитов» на добровольной основе, cap-and-trade с торговлей квотами в рамках установленного лимита, baseline-and-credit, где нормы выбросов установлены на предприятие, а единицы выпускаются за добровольные проекты и продаются «нарушителям», чтобы компенсировать излишки их выбросов.
Иванов сказал, что земли, где растет пшеница, лен, свекла, подсолнечник и другие сельхозкультуры, выделяют некоторый объем парниковых газов. Но если на заброшенном участке посадить молодой лес либо специально подобранные культуры, секвестрирующие углерод, можно получить резкий рост добавочных единиц.
По его расчетам, с гектара заброшенных земель можно получить от 7 до 15 тонн эквивалента парниковых газов в год. По нынешним расценкам, учитывая, что заброшенных сельскохозяйственных земель в РФ от 40 до 90 миллионов гектаров, это до 50 миллиардов долларов выручки в год, которые пока утекают мимо бюджета России.
На подобную прибыль могли бы рассчитывать даже частные фермеры, нужно только, чтобы наша страна подготовила юридическую основу для использования земель для климатического земледелия и встроилась в систему торговли квотами, которая действует в США, Европе и Китае. А покупатели всегда найдутся, уверен эксперт.
В нашей стране уже объявлено о начале эксперимента в сфере карбонового земледелия в Сахалинской области, утвержден его план. На первом этапе будет проведена инвентаризация выбросов и поглощения парниковых газов в регионе, далее создадут инфраструктуру поддержки климатических проектов. И уже на основе этого начнется подготовка проекта федерального закона.
Источник Национальное аграрное агентство