Суть пошлин — защитить российских потребителей от резкого скачка цен на продукты питания на мировом рынке. Но так ли есть на самом деле?
Для сдерживания роста цен на продовольствие в России был реализован ряд мер, среди которых введение экспортных пошлин на зерно, масличные и подсолнечное масло.
Анализ действующих пошлин показал, что при реализации зерна на экспорт они привели к недополучению выручки аграриями. Так, при экспортной цене пшеницы $270 за тонну пошлина составит $49/т, и при оценке вывоза в текущем сельхозгоду на уровне 38 млн т недополученная выручка достигнет $1,9 млрд.
При цене кукурузы $255/т и ячменя $245/т пошлина составит $49 и $42 за тонну соответственно. Учитывая потенциал экспорта 4,5 млн т и 5,1 млн т, недополученная выручка по этим агрокультурам составит по $0,2 млрд. Таким образом, в сумме по зерновым недополученная выручка в сезоне-2021/22 оценивается в $2,3 млрд.
Пошлины на подсолнечник фактически стали заградительными: за январь — июль текущего года объем его экспорта составил 26 тыс. т. В 2021 году поставки могут составить лишь 11% от уровня 2020 года. Однако по сое благодаря высоким мировым ценам не предвидится сокращения экспорта, наоборот, ожидается рост отгрузок, несмотря на пошлину.
Сельхозпроизводители в один голос заявляют о сильном негативном влиянии на них мер госрегулирования: значительный объем недополученной прибыли совсем не компенсируется субсидиями по разным направлениям — разница доходит до 20-30 раз.
Участники рынка сетуют на нестабильность рынка, невозможность решить в таких условиях стратегические задачи, все больше снижающуюся рентабельность в растениеводстве и упущенную выгоду. Меры, принятые правительством, они считают абсолютно неэффективными.
Источник АГРАРИЙ